Работа для настоящих мужчин
24 апреля 2009 года, 13:00 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Сергей МОГЛОВЕЦ
|
О «Таймырском» сказано немало. Самый глубокий рудник в России, самый перспективный в Норильском промышленном районе по запасам богатой руды, предприятие, на котором постоянно идет реконструкция и модернизация… Справедливые слова. Но любые богатства недр и любая, даже самая современная, техника ничего не стоят без человека. Горняки – главное богатство «Таймырского»!
Элита подземного мира Утро на подземном участке эксплуатации самоходного дизельного оборудования начинается как в армии – с развода. Заместитель начальника участка Турар Жагалбаев, перелистывая толстый журнал, раздает задания машинистам погрузочно-доставочных машин и самоходных буровых установок. Вопросов у них не возникает. – К нам на участок приходят, как правило, уже опытные горняки, – рассказывает Турар Маратович, – отработавшие по другим подземным специальностям не один год. Так что случайных людей нет. Самому старшему работнику 56 лет, самому молодому – 24. Всего на участке 189 человек. В нашем распоряжении двадцать две погрузочно-доставочные машины различной грузоподъемности, девятнадцать самоходных буровых установок и восемь «хозяек» – вспомогательных подземных машин разного назначения. Трехмерные схемы На стенах нарядной – три огромных листа. Это транспортные схемы трех шахт «Таймырского» с указанием крутизны уклонов, ограничений габаритов по высоте и ширине, ограничений скорости, мест нахождения телефонов, направления движения свежих и исходящих вентиляционных струй. Напоминает карты Норильска или Талнаха, продающиеся в газетных киосках. Только здесь шахты даны в трехмерной проекции. Схемы обновляются каждый месяц, так как рудник живет и изменяется. – Это с непривычки кажется, что под землей легко заблудиться, – говорит машинист ПДМ Павел Морозов, – мы, машинисты, все эти схемы в голове держим. Как в метро Сегодня под землю нас сопровождает начальник участка СДО Сергей Давыдчик. Получив портянки, сапоги, спецовки, каски, самоспасатели и шахтерские фонари, журналисты «ЗВ» вливаются в ряды горняков. Клеть, слегка постукивая при спуске (как вагон в метро), плавно уносит нас на километровую глубину. Достигнув горизонта –1050 попадаем на пассажирский вокзал. Горняков увозит электричка, а журналистов начальник участка ведет по подземным тоннелям на ремонтную зону СДО пешком. Наверное, чтобы жизнь медом не казалась. Идем, освещая дорогу фонариками. Через двадцать минут мы в ремзоне. Здесь осуществляется сервисная поддержка техники фирм Atlas Copco, Tamrok и Normet. Слесарь слесарю рознь В ремзоне есть все. Мостовой кран, сварочное оборудование, внушительных размеров токарный станок, тележки для перевозки тяжелых деталей, сверлильное оборудование. Людей, привыкших к российскому бардаку, удивляет порядок, в котором содержится ремонтный инвентарь, как, впрочем, и сама ремзона. В журналистской практике мне еще не приходилось встречаться со слесарями-ремонтниками, одетыми в отутюженные и ослепительно чистые светло-голубые рубахи. Дополняют рабочие костюмы синие комбинезоны. Это униформа обыкновенных норильских горняков, но… работающих в отделении финской фирмы Sandvik, осуществляющей на руднике сервис и ремонт горно-шахтного оборудования. Гаечные ключи и ремкомплекты висят на стене над рабочими столами в идеальном порядке. Шланг подачи воздуха для продува деталей, масленки – все под рукой. Дежурный слесарь Алексей Иванов не сидит на месте без дела. На плановый ремонт пришла буровая установка Tamrok, и он колдует возле нее. – Важно обслуживать технику своевременно и в точном соответствии с технологией, – говорит он. – Хорошо работает не тот, кто перемазан до ушей, а кто знает свое дело. Трудные будни Но далеко не всегда ремонт самоходного дизельного оборудования выполняется в таких условиях. – Часто приходится выполнять ремонт погрузочно-доставочных машин и буровых установок в «полевой» ситуации, – говорит начальник участка СДО Сергей Давыдчик, – и мы выполняем его своими силами. Если поломка произошла в нескольких километрах от ремзоны и машина не может передвигаться своим ходом, ремонтировать ее работникам участка СДО приходится на месте, порой в непосредственной близости к забою. Даже замена пробитого колеса на ПДМ может стать серьезной проблемой, ведь весит оно как малолитражный автомобиль. Перемены к лучшему Знакомимся с машинистом ПДМ Виктором Сененко. Он приехал в Норильск из шахтерского края – Донбасса в 1978 году. Пятнадцать лет отработал электромонтером на руднике «Комсомольский». Потом выучился на машиниста ПДМ. На «Таймырском» уже семнадцатый год. – Технику, ту, которая была, и та, которая теперь, сравнивать трудно, – говорит он. – Машины стали комфортабельнее, а от этого производительность растет. Да и в плане безопасности серьезные улучшения. Раньше тормоза на ПДМ устанавливали прямого типа, а теперь обратного, как на тепловозах: заглушил мотор, и машина с места уже не тронется. Продвинутая молодежь На горизонте –1200 познакомились с начальником подземного участка очистных работ №9 Дмитрием Селескеровым. Он приехал в Норильск из другой шахтерской «житницы» – Кузбасса, после окончания местного государственного технического университета. – В Норильске сделать карьеру можно быстро, – говорит он, – если трудолюбив и знаешь свое дело. У нас в Междуреченске даже при условии безукоризненной работы стать начальником участка можно только годам к пятидесяти. А здесь – взлетная площадка для молодежи. И условия работы на руднике с угольной шахтой не сравнить. Первые недели после материка ходил под землей и удивлялся – огромные выработки, огромные машины. Я в ближайшие двадцать лет из Норильска не собираюсь уезжать. Уже обзавелся семьей. Супруга в детском саду работает, трехлетний сынишка растет. Смена растет На подземном автобусе доезжаем до забоя, в котором работает самоходная буровая установка. За пультом управления двое. Андрей Коваленко работает на бурильных машинах уже восемь лет, а Дмитрий Бирюков всего третью неделю. Дмитрий – стажер. Пройдя теоретическое обучение, перешел к практике. – У парня хорошо получается, – говорит о подопечном Андрей. – Сразу чувствуется, что горняк он потомственный. Отец Дмитрия тоже работает бурильщиком, и именно он давал сыну первые уроки мастерства. – Не понимаю молодых людей, которые лет до тридцати учатся: кто на менеджера, кто на юриста, кто на финансиста. А потом не могут найти работу по специальности. А у меня реальное дело и зарплата реальная. Не хочу откладывать жизнь на потом. Действительно, зачем? Тем более когда имеешь настоящую мужскую профессию. |
0 | Твитнуть |