Большие маневры
К 80-ЛЕТИЮ НОРИЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
![]() |
28 января 2016 года, 14:35 Фото: Николай ЩИПКО Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
Заслуженный работник компании начальник станции Норильск-Сортировочная Людмила Афанасьева работает на Норильской железной дороге уже 43 года.
Все начиналось в 1972-м. Людмила Алексеевна застала уже уходящие в историю маленькие двухосные вагоны и последний на Таймыре паровоз-кочегар, который топился углем. Вспоминает, как встречала в Дудинке руководство Норильского комбината, прибывающее в столицу полуострова на красной дрезине-вагончике по причине отсутствия автомобильной трассы. Ныне вагончик – один из экспонатов музея под открытым небом Норильской железной дороги, по-новому – Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ). Трудовой путь Людмилы Алексеевны начался именно в Дудинке. Она тепло вспоминает своего учителя и наставника – начальника дудинской станции Фаину Афанасьевну Шикеня: “Меня судьба наградила таким человеком”. К работе у нашей героини отношение особое. – Железная дорога, я считаю, сердце комбината, – говорит Афанасьева. – Комбинат – мозг, а дорога – сердце. Как работает сердце, так будет и комбинат работать. Не менее серьезно Людмила Алексеевна относилась к общественным нагрузкам. Дважды избиралась депутатом окружного совета Таймыра. Возглавляла женское движение Дудинки. О втором факте напоминает снимок в журнале “Советская женщина” за 1991 год, лежащий на столе начальника станции Норильск-Сортировочная. На нем она в роли делегата съезда женщин России от женсовета Дудинки. В соседнем ряду в зале – без пяти минут президент Ельцин. Не каждый ныне знает, чем занимались женсоветы. – Помогали многодетным семьям, несовершеннолетним детям-сиротам, курировали детский дом Дудинки “Ромашка”, – поясняет Людмила Алексеевна. – Люди к нам с любыми вопросами шли, и не только женщины. Помните, была акция “Пуховики”? Наше женское движение обращалось к директору Норильского комбината Анатолию Филатову с просьбой их приобрести. Комбинат закупил, нам поручили распределение. Думаю, в Норильске было так же. Игра в пятнашечки Название станции – Сортировочная – говорит само за себя. Это самая разветвленная артерия Норильской железной дороги. Здесь сортируют и отправляют по различным направлениям технологические грузы: оборудование, песок, цемент, строительные материалы, медь, никель, руду. Что-то пойдет в Дудинку, Талнахский узел и на никелевый завод, что-то – на станцию Юбилейная у Надеждинского завода или в Кайеркан. Дежурная по станции Сортировочная Елена Вавилкина (ее стаж на железной дороге – 17 лет) как раз производит очередной маневр, сидя у автоматизированного пульта управления. Военное понятие “маневры” имеет прямое отношение к железнодорожникам. Допустим, пришел состав с медного, поясняет Елена, его нужно переформировать, потому что один вагон отправится на Дудинку, один – на Складскую, один – на Юбилейную. Дежурная по станции сравнивает свою работу с известной головоломкой: – Наша работа как игра в пятнашечки. Вагончики переставляешь, чтобы сложилась картина. – Проколы на первых порах могут быть? А что, если вагон прицепят не к тому составу? – Это работа, требующая не столько опыта, сколько особого внимания. Если что-то напутал, сразу реагируешь, чтобы исправить ситуацию. Необходимы также организаторские способности, – говорит Елена Вавилкина. Конечно, одному человеку решить железнодорожные головоломки не под силу, добавляет Людмила Афанасьева. В процессе задействована целая команда: дежурные по станции и дежурные стрелочного поста, приемосдатчики, бригады составителей поездов, рабочие-вагонники, связисты, производственный отдел, возглавляемый Борисом Швайковым, ну и конечно, машинисты тепловозов. – В этой цепочке все взаимосвязаны и контролируют друг друга. Если один сделал ошибку, обязательно может поправить следующий. Это даже у нас в инструкции записано, – комментирует Людмила Алексеевна. Унесенная ветром – Мы работаем стабильно при любой погоде, – рассказывает начальник станции. – Актировок у нас нет. Помню случай в Дудинке в конце 80-х, когда во время сильной пурги унесло на перегоне тепловоз. И по своим должностным обязанностям я, как начальник станции, вместе с начальником службы пути и ревизором выезжала на этот перегон. Помню, попыталась выйти из тепловоза, и меня тут же ветром унесло в сугроб. Спасибо, мужчины вернули назад. А у начальника службы пути тогда унесло шапку. В те времена, когда начинала нести железнодорожную службу, было холоднее, уверяет Людмила Алексеевна. В минус 50, да еще с ветром, выходишь и обмораживаешь лицо. Щеки нашей героине прихватывало не раз. Конечно, когда поблизости не оказывалось товарищей по службе. Потому что по негласному правилу у железнодорожников на Севере принято присматривать друг за другом. Увидел, что у кого-то побелело лицо, – обязательно скажи ему об этом. Дежурная по станции Елена Вавилкина вспоминает прошлогоднюю мартовскую пургу, когда пришлось заночевать на работе. Тогда тепловозы встали, пути занесло, и на следующий день их откапывали. Приемосдатчик Лариса Бернотас, чей стаж на дороге 20 лет, рассказывает, что в сильный туман не знаешь, куда и ступить. Ориентироваться приходится по сигналам тепловозов и информации, которую выдает по громкой связи дежурная. В сильные пурги-метели, говорит начальник станции, вагоны могут сойти с рельс из-за запрессовки пути. Их ставят на место сотрудники специальной подъемно-транспортной службы ПТЖТ. Другая сложность, уже не имеющая отношения к погоде, – негабаритные грузы, коих на предприятия Норильского промрайона доставляется немало. Существуют особые правила перевозки таких грузов. Румяная Аля Людмила Афанасьева – начальник станции Норильск-Сортировочная, но у нее в подчинении есть еще две станции: Медная и Складская. Все три слились в единую административную структуру после централизации. Мы едем на Медную. Сортировочная автоматизирована, а на Медной есть возможность познакомиться с дежурной стрелочного поста, которая переводит стрелки вручную. – На железной дороге нелегкий труд, – говорит Людмила Алексеевна, – я имею в виду людей, которые работают на улице. Дежурная стрелочного поста – как правило, это женщина – оказывается один на один со стихией. Людмила Афанасьева представляет нам старшую дежурную стрелочного поста: Аля Левушонок, стрелочница с 25-летним стажем. Выполняет задания дежурного по станции, производит маневровую работу, занимается подборкой вагонов: одни отправятся на Сортировочную, другие встанут под погрузку и выгрузку. Перецепляет вагоны уже бригада составителей поездов. Погода нынче неплохая, и Альфия ничуть не похожа на жертву стихии. Из оранжевого жилета и теплого фирменного костюма выглядывает свежее, румяное лицо, губы и глаза накрашены. Просим старшую дежурную ответить на вопрос, что является гарантией сохранения тепла при работе на улице. Отвечает: выданных на работе валенок, комбинезона и пуховика с капюшоном вполне хватает, чтобы не замерзнуть. Много одежды надевать под них не требуется, достаточно футболки и колготок. – Вообще-то я закаленная, – говорит румяная Аля. По призванию Вместе с Людмилой Алексеевной едем на станцию Складская. Здесь перерабатываются грузы, следующие на предприятие “Единое складское хозяйство” и уже из ПЕСХ – по назначению на все предприятия компании “Норильский никель”. Это станция грузового типа. Зайдя в крохотное служебно-техническое здание под названием “Горка”, знакомимся с представительницей еще одной профессии – приемосдатчиком Викторией Мининой. Бумаги, лежащие в ячейках на стене, – это документация на вагоны с грузами. Очень важно их не перепутать. – Дежурная по станции отвечает за безопасность движения поездов, – поясняет Людмила Афанасьева, – а приемосдатчики занимаются коммерческой работой. Вика оформляет документы, осматривает грузы на подвижном составе и аккредитует эти вагоны. Практически у всех наших новых знакомых мужья тоже железнодорожники (за исключением разве самой Людмилы Афанасьевой – ее супруг, подполковник в отставке, сейчас трудится на норильской нефтебазе). Наверное, это не случайно. – Я считаю, что на железной дороге не должно быть случайных людей, – высказывает свое мнение Людмила Алексеевна. – Когда я приехала в Норильск, у нас в основном работали специалисты с призванием к этой профессии. Какая бы тяжелая работа ни была, она любимая, твоя, и ты без этой работы просто несостоявшийся человек. Люди здесь должны быть с понятием, ответственностью и, самое главное, порядочные. Последнее время в ПТЖТ приезжают люди с материка, коллектив обновился почти на 60 процентов. Из ветеранов остались на станции Медной Елена Бахтина, на Складской – Евгений Масликов, на Сортировочной – Томила Фокина, Елена Шевлякова. И начальник станции Людмила Афанасьева. – Нам, ветеранам, хочется, чтобы новички переняли наш опыт работы и отношение к профессии, чтобы традиции, которые были заложены в коллективе, не менялись, – говорит Людмила. |
0 | Твитнуть |