Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вариации
НОРИЛЬСК ТВОРЧЕСКИЙ
17 ноября 2016 года, 16:17
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
На «стене славы» ансамбля «Созвездие» рядом с многочисленными дипломами «отдыхают» пуанты с автографом Илзе Лиепы. Народная артистка России расписалась на атласных туфельках в феврале, когда в Норильской детской школе искусств давала балеринам мастер-класс. В октябре, когда наш город стал участником национального фестиваля-конкурса «Илзе Лиепа», прославленная гостья и председатель жюри вручила образцовому хореографическому коллективу «Созвездие» Гран-при.
Для участия в норильском этапе всероссийского конкурса ансамбль под руководством Анны Соколовой выставил 11 композиций в четырех номинациях: «Классический танец», «Современный танец», «Сольное выступление», «Современный классический танец». Десять номеров судьи отметили наградами разного достоинства.
«Карнавал» в танцующем городе
У образцового хореографического коллектива «Созвездие» большой соревновательный опыт: норильские балерины много раз становились лауреатами региональных, всероссийских и международных конкурсов. Они и «Надежды Европы», и победители в «Северной Венеции». Обладатели наград «Города солнца» (Сочи) и Гран-при «Казанских узоров». В норильском этапе национального фестиваля тоже была серьезная конкуренция: участвовали более тридцати ансамблей. На гала-концерте Илзе Лиепа призналась:
– Мы не ожидали, что Норильск такой интересный, танцующий город.
Еще одно открытие народная артистка России сделала, увидев в исполнении ансамбля «Созвездие» «Пролог. Первый концерт Чайковского». Это произведение, заметила именитая балерина, еще никто не танцевал.
Хореографический номер на музыку из Первого концерта для фортепиано с оркестром появился к юбилею со дня рождения Петра Чайковского несколько лет назад. Адажио из балета Цезаря Пуни «Венецианский карнавал» – одна из последних постановок ансамбля. Это совместный творческий проект Норильской и Оганерской школ искусств. Балетмейстеры Владимир Фролочкин, руководитель заслуженного коллектива народного творчества ансамбля «Оганер», и Анна Соколова создали органичный дуэт «чистого народника» Павла Романцова и «девушки из классики» Софьи Митропольской. Исполнительское искусство этой пары тепло встретили зрители, а жюри отметило адажио дипломом первой степени.
Награду такого же достоинства завоевала солистка Анастасия Слипец, станцевавшая вариацию из балета Глазунова «Раймонда». Первые места в своих номинациях принесли хореографическому коллективу Норильской детской школы искусств «Ария» (на музыку Беллини из оперы «Норма»), «Вдохновение», «Времена года», «Возвращайтесь» – премьера этого танца состоялась к юбилею Великой Победы.
Еще один золотой номер конкурса – «Времена года» – в «Созвездии» возродили специально к нынешнему соревнованию. Достали и постирали костюмы, отреставрировали венки – и на сцену. София Рослова – Весна, Софья Митропольская – Лето, Анастасия Слипец – Осень, Анастасия Сукач – Зима.
Шопенка для Кристины
Отреставрировать, постирать, сшить и украсить концертные платья – работа швеи-костюмера Светланы Громовой и ее коллеги Елены Заграфовой.
В маленькой костюмерной висят в несколько рядов вплотную друг к другу шопенки, сарафаны, блузки, балетные пачки – более восьмисот костюмов! В основном они пошиты руками Светланы Громовой. Вот платье для ирландского танца. Внутри бирка: Донская, Фомичева, Белова, Гатина, Сукач. Фамилии написаны с обеих сторон – это уже как архивные данные. Костюм для танца «Заинька» в последние годы надевали семь девочек, но за 15 лет существования этого номера к платью несколько раз пришивали новые бирки – столько исполнительниц сменилось у «Заиньки»!
А это шопенка Кристины Баландиной, сшитая еще для вариаций из «Жизели». И сейчас в ней выступает только Кристина: другим костюм не по размеру.
Вон в тех шопенках в прошлом году девочки танцевали для Жанны Агалаковой. Известная в прошлом телеведущая, сейчас – специальный корреспондент Первого канала в Нью-Йорке делает фильм о Севере, съемки проходили и в Норильске. Жанну Агалакову заинтересовало, что в столь суровом крае дети занимаются таким нежным искусством, как классический танец. Девочки из «Созвездия» три дня подряд танцевали до упаду, пока автор будущего фильма не поймала тот самый кадр и не нашла нужное ей настроение. Норильчанки нагрузку выдержали!
Шопенки для коллектива шьет Светлана Громова, а балетные пачки заказывают на материке, у специализирующейся на этой продукции фирмы. От заявки до примерки проходит месяца два, это немного, уверяет Светлана Анатольевна, отрываясь от срочной работы: мастерица дошивает костюм Кристине Баландиной для танца «Пламя Парижа». (Премьера состоялась через несколько дней, на праздновании 60-летнего юбилея Кайеркана. – Авт.) В шопенке семь-восемь слоев ткани, диаметр подола до десяти метров. Пышная юбка почти закончена, осталось пришить к ней лиф и украсить костюм разноцветными лентами.
Класс классики
На отделении хореографии Норильской детской школы искусств занимаются 85 девочек. С первого года обучения им преподают классический и народный танец, сценическую практику, музыкальную грамоту, общий курс фортепиано. Маленький институт благородных девиц! Где ученицы не только получают хорошее образование по творческим дисциплинам, но и учатся работать не ленясь, не жалея себя.
– Школа – это прежде всего учебный процесс, и мы не только даем уроки, но и с первого класса приучаем учениц, что занятие классическим танцем – нелегкий труд, – говорит Анна Соколова.
Большинство учениц это принимают, и после окончания школы искусств остаются в ансамбле «Созвездие». Это и есть старший состав коллектива. В нынешнем творческом сезоне он, скорее всего, существенно изменится. Анастасия Слипец, Алина Логинова, Анастасия Сукач, Ульяна Кошелева, Элина Стяжкина и Софья Митропольская, сдав ЕГЭ в общеобразовательной школе, собираются поступать в вузы. Возможно, кто-то из девушек продолжит заниматься классическим танцем профессионально.
Как Кристина Баландина и Екатерина Писарева. Обе начинали еще у Людмилы Малининой, основателя и первого руководителя ансамбля «Созвездие». Ее не стало в 2011 году. Имя Людмилы Малининой теперь носит региональный хореографический конкурс «Гран па». Художественное и административное руководство «Созвездием» приняла Анна Соколова. С недавних пор занятия ведут и ее бывшие ученицы – выпускницы ансамбля. Екатерина Писарева окончила Челябинскую академию культуры и искусств, Кристина Баландина – студентка Казанского института культуры. Анна Николаевна настаивает, что ее молодым коллегам пора пробовать себя и в постановке танцев. Кристина уже дебютировала в этом качестве в «Озорном переплясе». На фестивале-конкурсе «Илзе Лиепа» с этим танцем выступали третьеклассницы хореографического отделения школы искусств. Девочки завоевали второе место.
…Кристина Баландина ведет урок ритмики и танца для первоклассниц. За роялем – концертмейстер Елена Стришинская. На рояле – дневники учениц. В них преподаватели ставят оценки, записывают замечания. Некоторые – только девочкам, другие – родителям тоже: «Пришла без носочков». Наверное, мама забыла положить белые носочки, а без них на урок не пускают. Не зря опытные хореографы говорят, что первые два года танцуют родители…
Самых маленьких учениц на сцену еще не выпускают.
– Весь первый класс мы вытягиваем стопы, укрепляем спину, пресс, руки приводим в порядок, мышечный корсет устанавливаем, чтобы в дальнейшем встать к станку, – поясняет Кристина Баландина.
Чтобы начать полноценно заниматься у хореографического станка, надо готовиться минимум два года. Пока девочки становятся в пятую позицию в центре репетиционного зала.
– Соединить пятки, колени, лопатки! – звучит команда педагога.
Ужасно неудобная позиция.
– Калугина говорила: «Танцевать вообще неудобно», – замечает Анна Николаевна.
В начале 70-х годов Раиса Калугина в творческом Норильске считалась первой величиной. Норильская школьница Аня Плеханова пришла к ней в балетную студию Дворца культуры и неожиданно для себя серьезно занялась классическим танцем, оставив увлечение спортивной гимнастикой – у девочки был первый юношеский разряд. Вскоре Анна стала солисткой балетной студии ДКК. После школы поступила в Ленинградский институт культуры «на хореографа». Преподавала в Карелии, где немало ее учениц сейчас ведут танцевальные коллективы. С Раисой Александровной Анна Николаевна до сих пор поддерживает отношения и навещает учителя, когда бывает в Петербурге.
Бабочки на пуантах
Меж тем в балетном зале – экзерсис у третьеклассниц. Под звуки рояля девочки выполняют упражнения для развития техники танца – лицом к станку, затем на середине балетного класса.
– Пройдитесь по залу: вторая позиция в руках… На полупальцах… – дает команды преподаватель. – Шажман де пье – из пятой в пятую, меняем ножку в прыжке. Макушка, естественно, тянется в потолок.
В зиму третьеклассницы «вошли» на пуантах: они научились пришивать ленточки к балетным туфлям и уже натерли первые мозоли.
– Есть такая вещь, как вкладыш, – «успокаивает» меня, Екатерина Писарева, – с ним пуанты становятся чуть-чуть мягче. Сначала – да, больно и кровяные мозоли натираются, но через несколько лет занятий мозоли становятся такими твердыми, что уже не чувствуются.
Прошу Екатерину вспомнить свой первый танец в пуантах.
– Это были «Бабочки». Я училась в третьем классе школы искусств, когда на хореографическое отделение пришла Анна Николаевна. И поставила нас на пальцы – меня и мою одноклассницу Фатиму Оказову, – вспоминает молодой педагог. – Конечно, больно и страшно было, но интерес и любопытство взяли верх. Нам не на кого было смотреть, потому что до нас никто на пуантах не занимался, ансамбль «Созвездие» исполнял народно-сценические танцы.
С приходом Анны Соколовой стало развиваться еще одно направление, и со временем на хореографическом отделении сформировалась сильная школа классического танца.
– Сейчас маленькие смотрят на старших, знают, что эти туфельки называются пуанты, как надо вязки пришивать, как правильно ухаживать за туфельками и как ухаживать за пальцами, чтобы мозоли быстрее заживали, – продолжает Екатерина Писарева. – А мы были первопроходцами.
По ее словам, тогда, в 2003 году, у них с Фатимой сразу образовался номер, с этими «Бабочками» дуэт поехал в Сочи на конкурс «Надежды Европы». Девочки получили свой первый диплом как участницы ансамбля «Созвездие».
«Ария» норильского гостя
Следующей весной образцовый хореографический коллектив «Созвездие», получивший гран-при конкурса, проводимого командой Илзе Лиепа, будет участвовать в отборочном туре Всероссийского национального фестиваля «Весна священная».
– Нас пригласили с номером «Ария» на музыку Беллини, – рассказывает Анна Соколова. – Если мы победим, то попадем в следующий огромный проект, который будет готовиться целый год. В Норильск приедут столичные хореографы, и с нашими танцорами будут делать постановки для проекта «Весна священная», который в 2018 году пройдет на сцене Большого театра и будет транслироваться по телеканалу «Культура».
Сейчас ансамбль «Созвездие» готовится к другому всероссийскому конкурсу – коллективов-лауреатов в области хореографии. Норильчане планируют представить «Арию», уже любимый норильчанами «Мираж» и «Заполярное солнце» – номер тоже не новый, но его дорабатывать и дорабатывать, как говорит Анна Соколова. Танец очень сложный.
Его сейчас и репетируют будущие конкурсантки. В запасе у «Созвездия» месяц. Им работать и работать. А у Анны Соколовой в голове уже новый танец. И музыку она подобрала.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск