Я вышел на подмостки
ТЕАТР
11 октября 2013 года, 14:50 Текст: Елена КОВАЛЕНКО
|
Какой он – современный театр? Каковы сегодня задачи театрального режиссера? И как меняется зритель? На эти и другие вопросы во время лекции и сюжетно-ролевой игры для норильских подростков ответила театральный продюсер и преподаватель Школы-студии МХАТ Алена ЯНКЕЛЕВИЧ.
Алена Янкелевич окончила РАТИ-ГИТИС по специальности “театровед-менеджер”. Прабабушка Алены Вера Львова и прадед Леонид Шихматов были актерами в Академическом театре Вахтангова, мама преподает сценическую речь в знаменитой “Щуке”. Так что с классическими театральными направлениями Алена знакома с детства. А вот современными, которым и была посвящена ее лекция в Публичной библиотеке, заинтересовалась во время учебы в институте. Искусство может быть разным Когда зритель впервые видит такое искусство, то несколько недоумевает. И далеко не каждый понимает то, что происходит на сцене. Да собственно, и сцены-то может не быть. В качестве примера Янкелевич привела московский Театр.doc, где есть только гардероб и черная комната, в которой и происходит действие. Именно здесь будущий театральный продюсер увидела первый документальный спектакль в технике вербатим “Заполярная правда”, основанный на реальных судьбах подростков из Норильска. Рассказала лектор и о театральных экспериментах московского режиссера, художника и сценографа Дмитрия Крымова. Все театральное техническое действие в его театре происходит на глазах у зрителя: выходят актеры с листами бумаги и красками, тут же рисуют какие-то декорации, начинают выстраивать новое пространство. – По отзывам некоторых уважаемых нами людей, – говорит Крымов, – мы создали свой необычный театр художников, со своей собственной, редко встречающейся эстетикой. К этой эстетике подключают и зрителя, который становится соучастником происходящего действа. Оказывается, театр бывает и вовсе без актеров. Например, театр Види-Лозанн (Швейцария), где режиссер Хайнер Геббельс создал некий культ вещей. На сцене вместо актеров живут своей жизнью предметы: то шкаф начинает двигаться на тебя, урча и мигая лампочками, то неожиданно меняются слайды на стене, то дым пойдет в зал. Как вам такой перформанс? Собственно, при желании под театральное пространство креативные мастера этого жанра приспосабливают даже здания бывших заводских цехов (спектакль Antidot) или музеев, в которых для публики организуют спектакли-путешествия. Человек ходит по помещениям в наушниках, получает индивидуальную информацию. Этакий персональный театр для каждого зрителя! От директора до актера Создать собственный театр попытались и норильские подростки, приглашенные в местную драму для участия в сюжетно-ролевой игре. Им предложили придумать репертуар, рассчитать годовой бюджет и сыграть все роли – от директора до актера. В репертуар театра города N вошли такие спектакли, как “Утопленница”, “Толстый и тонкий” по мотивам рассказов Чехова, “Последнее дело Шерлока Холмса”, “Преступление и наказание”, “Ромео и Джульетта”. И каждый спектакль представлял новый взгляд на классические вещи. Режиссер театра города N “переписал” Достоевского: в его интерпретации Раскольников убивает старуху-процентщицу глобусом, а потом и всех ее старушек-подружек, оставаясь при этом безнаказанным... На спектакле “Ромео и Джульетта” решили сэкономить: герои танцуют не на балах, а на дискотеках в футболках и джинсах – и современно, и тратиться на шикарные костюмы не нужно. Кроме того, за импровизированный театральный сезон публика послушала оперное пение одной из артисток театра, увидела моноспектакль, пообщалась с ведущими актерами МДТ – Лизой Боярской, Данилой Козловским и Павлом Ярлыковым… Почетная роль директора театра в игре была отведена Олегу Хижняку. Составляя репертуар и подсчитывая финансирование, новоиспеченный директор озадаченно хмурился: – В качестве актера на сцене мне работать доводилось. Семь лет я занимаюсь в театральной студии “Синяя птица” в ДТДМ, а вот на роль директора пригласили впервые. Вообще, мне это очень интересно и полезно. После школы буду поступать в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Так что такой эксперимент мне очень интересен и полезен. Генеральный продюсер фестиваля “Параллели” Екатерина Гаева рассказала, что подобный интерактив в Норильске проведен впервые: “Мы хотели показать молодежи, что происходит за кулисами театра. Это взгляд изнутри. У детей фантастический творческий потенциал: они быстро составили репертуар и половину тут же реализовали на сцене. Причем представили едва ли не все театральные жанры”. Многие из старшеклассников, пришедшие на ролевую игру, решили, что свяжут свою дальнейшую жизнь с театром. Хотя и не тешат себя иллюзиями: закулисная жизнь не устлана розами. Но для тех, у кого есть терпение, мечта, в жизни нет ничего невозможного. Таких Мельпомена обязательно благословит! |
0 | Твитнуть |