Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Я вышел на подмостки
ТЕАТР
11 октября 2013 года, 14:50
Текст: Елена КОВАЛЕНКО
Какой он – современный театр? Каковы сегодня задачи театрального режиссера? И как меняется зритель? На эти и другие вопросы во время лекции и сюжетно-ролевой игры для норильских подростков ответила театральный продюсер и преподаватель Школы-студии МХАТ Алена ЯНКЕЛЕВИЧ.
Алена Янкелевич окончила РАТИ-ГИТИС по специальности “театровед-менеджер”. Прабабушка Алены Вера Львова и прадед Леонид Шихматов были актерами в Академическом театре Вахтангова, мама преподает сценическую речь в знаменитой “Щуке”. Так что с классическими театральными направлениями Алена знакома с детства. А вот современными, которым и была посвящена ее лекция в Публичной библиотеке, заинтересовалась во время учебы в институте.
Искусство может быть разным
Когда зритель впервые видит такое искусство, то несколько недоумевает. И далеко не каждый  понимает то, что происходит на сцене. Да собственно, и сцены-то может не быть. В качестве примера Янкелевич привела московский Театр.doc, где есть только гардероб и черная комната, в которой и происходит действие. Именно здесь будущий театральный продюсер увидела первый документальный спектакль в технике вербатим “Заполярная правда”, основанный на реальных судьбах подростков из Норильска.
Рассказала лектор и о театральных экспериментах московского режиссера, художника и сценографа Дмитрия Крымова. Все театральное техническое действие в его театре происходит на глазах у зрителя: выходят актеры с листами бумаги и красками, тут же рисуют какие-то декорации, начинают выстраивать новое пространство.
– По отзывам некоторых уважаемых нами людей, – говорит Крымов, – мы создали свой необычный театр художников, со своей собственной, редко встречающейся эстетикой.
К этой эстетике подключают и зрителя, который становится соучастником происходящего действа.
Оказывается, театр бывает и вовсе без актеров. Например, театр Види-Лозанн (Швейцария), где режиссер Хайнер Геббельс создал некий культ вещей. На сцене вместо актеров живут своей жизнью предметы: то шкаф начинает двигаться на тебя, урча и мигая лампочками, то неожиданно меняются слайды на стене, то дым пойдет в зал. Как вам такой перформанс?
Собственно, при желании под театральное пространство креативные мастера этого жанра приспосабливают даже здания бывших заводских цехов (спектакль Antidot) или музеев, в которых для публики организуют спектакли-путешествия. Человек ходит по помещениям в наушниках, получает индивидуальную информацию. Этакий персональный театр для каждого зрителя!
От директора до актера
Создать собственный театр попытались и норильские подростки, приглашенные в местную драму для участия в сюжетно-ролевой игре. Им предложили  придумать  репертуар, рассчитать годовой бюджет и сыграть все роли – от директора до актера. В репертуар театра города N вошли такие спектакли, как “Утопленница”, “Толстый и тонкий” по мотивам рассказов Чехова, “Последнее дело Шерлока Холмса”, “Преступление и наказание”, “Ромео и Джульетта”. И каждый спектакль представлял новый взгляд на классические вещи.
Режиссер театра города N “переписал” Достоевского: в его интерпретации Раскольников убивает старуху-процентщицу глобусом, а потом и всех ее старушек-подружек, оставаясь при этом безнаказанным...
На спектакле “Ромео и Джульетта” решили сэкономить: герои танцуют не на балах, а на дискотеках в футболках и джинсах – и современно, и тратиться на шикарные костюмы не нужно. Кроме того, за импровизированный театральный сезон публика послушала оперное пение одной из артисток театра, увидела моноспектакль, пообщалась с ведущими актерами МДТ – Лизой Боярской, Данилой Козловским и Павлом Ярлыковым…
Почетная роль директора театра в игре была отведена Олегу Хижняку. Составляя репертуар и подсчитывая финансирование, новоиспеченный директор озадаченно хмурился:
– В качестве актера на сцене мне работать доводилось. Семь лет я занимаюсь в театральной студии “Синяя птица” в ДТДМ, а вот на роль директора пригласили впервые. Вообще, мне это очень интересно и полезно. После школы буду поступать в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Так что такой эксперимент мне очень интересен и полезен.
Генеральный  продюсер фестиваля “Параллели” Екатерина Гаева рассказала, что подобный интерактив в Норильске проведен впервые: “Мы хотели показать молодежи, что происходит за кулисами театра. Это взгляд изнутри. У детей фантастический творческий потенциал: они быстро составили репертуар и половину тут же реализовали на сцене. Причем представили едва ли не все театральные жанры”.
Многие из старшеклассников, пришедшие на ролевую игру, решили, что свяжут свою дальнейшую жизнь с театром. Хотя и не тешат себя иллюзиями: закулисная жизнь не устлана розами. Но для тех, у кого есть терпение, мечта, в жизни нет ничего невозможного. Таких Мельпомена обязательно благословит!
0

Читайте также в этом номере:

Движение вверх (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Без границ (Валентина ВАЧАЕВА)
Нельзя останавливаться (Надежда СТОЕВА, театральный критик, Санкт-Петербург)
Рецепт его успеха (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Шаги в будущее (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Принцип Маевского (Елена ПОПОВА)
Будем строить! (Марина БУШУЕВА)
Прощай, “Сваля” (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Фасады стоят в лесах (Екатерина СТЕПАНОВА)
Это разные вещи! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Вскрытие покажет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Прорвемся! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Снова стрелки виноваты (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Складской модерн (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Под присмотром (Марина БУШУЕВА)
Верить? Не верить? (Выбор зрителяс Еленой КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск