Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Дело его молодости
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
9 июля 2012 года, 14:33
Текст: Татьяна ВЕНЗИК
Музей дудинского порта посетил Владимир Полищук – человек, навсегда оставивший след в истории Норильска и Дудинки.
Бывший директор “Норильскснаба”, в состав которого входил Дудинский морской порт, стоял у истоков формирования первых экспозиций музея. Именно благодаря его содействию удалось получить копии документов из архива Норильского комбината, чтобы по крупицам собрать историю порта. Приехав в Дудинку, Владимир Иванович смог воочию увидеть, как продолжает развиваться дело его молодости.

Старая лампа, графин, подстаканник…

В музее работа идет полным ходом, в небольших залах стоит запах краски – художник подкрашивает Енисей на диораме порта. Сейчас вода имеет непривычный лазурный оттенок, но, по словам специалиста, после нанесения полутонов, бликов и теней, батюшка Енисей предстанет перед посетителями в своем обычном виде. Многие стенды уже сформированы – можно увидеть эволюцию телефонных аппаратов, выставку книг, посвященных порту, портреты его начальников и многое другое.
– Ничего не осталось от старых кораблей портофлота? Может, на судоверфи что-то завалялось? – интересуется Полищук.
К сожалению, остались лишь рында земснаряда “Инженер Кирбец” и якоря. Также хранятся модели буксира “Владимир Зверев” и танкера “Норильскснаб”, последнюю из которых своими руками сделал сотрудник ЗТФ Геннадий Семкин.
В углу первого зала стоит отреставрированное место диспетчера порта. На столе старая лампа, графин, подстаканник.
– Надо установить, хотя бы примерно, в каком году этот диспетчерский пункт был смонтирован, и посмотреть по штатному расписанию, сколько диспетчеров отработало в нем, – советует важный гость. – А этот коммутатор – вообще новая техника, еще 1970 года.
Владимир Иванович неспешно передвигается от одного стенда к другому. Все здесь дышит историей, его молодостью. Каждый предмет вызывает легкую улыбку на лице ветерана, навевает воспоминания. Как-то Полищук сам нашел музейный экспонат буквально под ногами.
– Там был план погрузки, сделанный еще заключенными. Он валялся на улице. Такая ценность! Когда я показал Всесвятскому, он вскочил: надо же найти такое! Не думали раньше о ценностях этих предметов, все было выброшено.

Всесвятский работы не боялся

О бывшем начальнике Владимире Всесвятском Полищук вспоминает с особой теплотой. Благодаря его стараниям в Дудинке появилась улица Всесвятского и выпущена книга о Владимире Николаевиче.
– В музее “Норильскснаба” были счеты Всесвятского, я сам их туда передал. У него пальцы вот такие были, – замыкая кольцо между большим и указательным пальцем, показывает Полищук, – но на гитаре он играл. На пианино этот палец на две клавиши нажимал. Все потому, что он был начальником строительства железной дороги, сам работал и “колеил”, забивал костыли, показывая заключенным.
Всесвятский был человек деятельный и работы не боялся. В подтверждение этому Полищук вспоминает случай из прошлого, когда они с Владимиром Николаевичем приехали на завод за какими-то деталями. Из рабочих на базе не было никого. Тогда Всесвятский не долго думая ринулся грузить тяжеленные детали в машину самостоятельно. Хорошо Владимир Иванович рядом был.  
В 1982 году Владимир Полищук получил государственную премию за внедрение  портальных кранов Ленинградского завода в Дудинском морском порту. “Кировцы” до сих пор служат предприятию верой и правдой, но прогресс на месте не стоит. С каждым годом ЗТФ выводит на причалы ППК-1 с отстойной площадки после ледохода все меньше и меньше порталов. В этом году всего пять. А с завершением реконструкции ряжевых причалов их и вовсе может не остаться. Весь удар берут на себя мобильные краны Liebherr.

Мечта сбылась

Глядя на крохотные модели кранов Liebherr, Владимир Иванович признается:
– Пневматика была нашей мечтой! Когда я прибыл в Японию в командировку и увидел абсолютно чистые причалы – никаких подкрановых путей, то понял, что за самоходной техникой будущее: полный переход от портальных кранов к пневмоколесным позволит отказаться от подкрановых путей, а соответственно, и их восстановления после ледохода. И главное – продлить сроки  навигации.
Описанный выше случай, судя по записям, имел место 25 сентября 1979 года, когда группа специалистов Норильского горно-металлургического комбината побывала в японском порту Нагойя. Подробный отчет о командировке в Токио хранится под стеклом одного из стендов музея. В выводах Полищук отмечает, что времени на посещение и изучение организации работы морских портов было недостаточно. Однако все самое важное Полищуку, бывшему в то время еще лишь начальником управления снабжения, увидеть удалось.
На восстановление причалов во времена начальствования Полищука уходило очень много времени. Иногда из графика работы выпадало больше месяца, а порой приходилось ждать до июля. Это был адский труд и большая проблема для комбината. Думали даже о том, чтобы досыпать восьмиметровые причалы до четырнадцатиметровой отметки, но от этой идеи отказались. На осуществление мечты Полищука в бюджете средств не нашлось.
Только спустя 22 года, в 2001-м, в Дудинском морском порту появился первый пневмоколесный кран Liebherr. Владимир Иванович счастлив, что дождался этого момента, он и сейчас радеет за порт душой.
– А вы знаете, что порт с 1943 года находится в процессе непрерывного обновления? – испытывает меня Владимир Иванович. – Если бы все предприятия были как порт, то ни президенту, ни премьеру не приходилось бы вести речь о модернизации.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск