Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Долг Родине отдал сполна
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
19 февраля 2015 года, 17:56
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
Бывший радист войск ПВО Игорь КУПРЕНКО, а ныне электромонтер треста по ремонту основных фондов медного завода производственного объединения “Норильскремонт” ООО “Норильскникельремонт”, никогда не забывает о своих армейских буднях. Но рассказывать о войне, которую ему довелось пережить, не любит.
Нам память не дает уснуть
Служить Купренко ушел 17-летним мальчишкой, уже там, в Афгане ему исполнилось 18.
– Мы долгое время даже и не подозревали, что Игорь Николаевич был в горячих точках, не любит он говорить о своем прошлом, – рассказывает Виталий Иванов, начальник участка №130 треста по ремонту основных фондов медного завода ПО “Норильскремонт”. – Очень скромный, исполнительный и ответственный человек, побольше бы таких работников – это я вам как начальник говорю. Работа у нас ответственная, тяжелая, ведь мы ремонтируем и обслуживаем оборудование всего плавильного цеха, все подъемно-транспортные механизмы, конвейеры, краны, транспортеры, печи анодные и Ванюкова. Купренко работает на медном заводе с 1990 года практически на одном месте. Был у него небольшой перерыв, когда уезжал в Украину, а потом опять вернулся в Норильск. В начале работал слесарем в сушильном цехе, а теперь уже несколько лет – электромонтером в плавильном. Сейчас он звеньевой, в подчинении у него пять человек. Хочу сказать, что Игорь Николаевич не только настоящий профессионал, но и умеет правильно организовать работу своих подчиненных, создать хороший микроклимат в коллективе и взять ответственность на себя.
Уроженец Днепропетровской области, в шесть лет Игорь Купренко остался без отца. Из четверых детей он был самым старшим. Тяжело было матери растить их – так мальчишка оказался в интернате.
– Неизвестно, как бы жизнь сложилась, все-таки я не был домашним мальчиком. Но, как говорят, все, что ни делается, к лучшему, – рассуждает наш собеседник, убежденный, что армия пошла ему на пользу, дала профессию, оторвала от дурной компании.
При этом Купренко уверен: воевать должны профессионалы, а не безусые мальчишки. Не может же портной лечить зубы, так и воевать должны специально обученные люди.
– А тогда, в 1986-м, о месте своей службы мы узнали лишь в Ташкенте, в учебке, где ускоренными темпами обучались на радистов. Призвали меня осенью, в декабре уже был в Афгане и вернулся в Россию лишь 13 января 1989 года.
Служил в Кабуле, в радиоинформационном центре, планшетистом. Чтобы понятнее было, представьте себе большую прозрачную панель, на которой размещена карта Афганистана, разбитая на квадраты, объясняет Игорь Купренко. Задача планшетиста – отслеживать движение самолетов в небе, в случае несанкционированного вторжения сообщать в штаб противовоздушной обороны, и тогда уже в бой вступают истребители.
– Помещение, где располагался наш РИЦ, условно делилось на две части. В одной располагались мы, а в другой – наши друзья-афганцы, которых мы обучали работе на этих планшетах. Днем они нам улыбались, называли “шурави”, хлопали по плечу, а ночью – бог его знает, что они делали ночью. Были случаи, когда они за деньги передавали информацию нашим противникам.
Прощай, шурави!
Вспоминая о военной службе, говорит, что самыми трудными были последние две недели. Страшнее было только в Спитаке во время землетрясения, где он в то время, сразу после службы в Афгане, строил дома:
– О том, что мы возвращаемся в Союз 13 января, нам сообщили в последних числах декабря. Часть батальона должна была уйти раньше своим ходом, а мы последними улетали самолетом. Мой-то дембель должен был быть еще в октябре 1988-го, но... И вот потянулись дни, наверное, самые длинные в моей жизни. Кабул тогда сильно бомбили, иногда по шесть-восемь часов непрерывного огня, а нам все равно нужно было следить за планшетами. И сослуживцы-афганцы из соседнего отсека не сильно радовались нашему уходу. 13 января выдалось холодным и морозным. Нас подняли на рассвете, начали быстро грузить, к самолету бежали в полной амуниции. А через несколько часов – Родина.
Теперь, 26 лет спустя, Игорь Купренко уже ветеран труда РФ и даже почетный донор России. На вопрос, зачем ему еще и донорство, пожимает плечами: “Ну, кому-то надо и донором быть, а вдруг именно моя кровь чью-то жизнь спасет”.
Сегодня самая большая мечта у бывшего радиста, чтобы его семья была рядом с ним, здесь, в Норильске:
– Я не обижаюсь на судьбу, на Родину. Единственное, убивает подчас равнодушие и цинизм чиновников, которые говорят, что они нас туда не посылали. У нас нет практически никаких льгот. Нет ни квартир обещанных, ни медалей, да и бог с ними, было бы здоровье. Но сегодня моя семья, жена и три дочери, остались в Днепропетровске, в Украине, и вывезти их оттуда пока нет никакой возможности – бюрократические препоны не позволяют. Что там творится, сами знаете, поэтому война для моей семьи, можно сказать, продолжается.
0

Читайте также в этом номере:

Другие правила (Марина БУШУЕВА)
Новый подход к мотивации (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Время Чеботаевых (Лариса ФЕДИШИНА)
Летопись полувека (Лариса ФЕДИШИНА)
Высокий сезон (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Время определяться (Екатерина БАРКОВА)
Нам добавили (Лариса ФЕДИШИНА)
И применили ноу-хау (Лариса МИХАЙЛОВА)
Лекарь по железкам (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Вижу цель (Дарья РУСИНА)
Смешное начало (Елена ОГРИЦКО)
Отметят по-мужски (Лариса МИХАЙЛОВА)
И настроение улучшится (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Не все еще прочитано! (Екатерина СТЕПАНЮК)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск