Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Лишь бы не было войны
Уроки истории
19 июня 2014 года, 13:26
Фото: Денис Кожевников
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
22 июня, в День памяти и скорби, Россия снова обратится к миру: нельзя допустить войны.
22 июня 1941 года – одна из самых скорбных дат в многовековой истории нашей Родины. В этот день около четырех часов утра немецко-фашистские войска без объявления войны перешли границу Советского Союза, вероломно нарушив подписанный ранее Пакт о ненападении. Начался первый из 1418 дней самой страшной в истории человечества войны. Общие потери СССР в Великой Отечественной составили 26 млн 600 тысяч человек, в том числе военных – 8 млн 660 тысяч человек.
Тем летом тысячи мальчиков и девочек со своими родителями в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, обездоленных… А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 22 июня 1941-го. Начальный кадр фашистов восхищал особо: убитая девочка с куклой лежала на улице белорусского города Бреста, принявшего на себя первый удар войны. Девчачьи косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Забвению не подлежит
Людмилу Ивановну Чередничок война застала в детском санатории. Ей не было и шести лет, но моя собеседница до сих пор вспоминает ужасное утро 22 июня:
– Моя мама была учительницей, а папа – партийным работником, секретарем райкома комсомола, но перед самой войной он перешел на тракторный завод главным инженером. До войны мы жили в городе Старобельске, теперь это Луганск. Зимой 1940-го я сильно болела бронхитом, поэтому в начале лета родители отправили меня в детский санаторий под Киевом. Это на берегу Днепра, в местечке Пуща Водица, там меня и застала война.
Мы проснулись от страшного грохота, это же было раннее утро, чуть только рассветало, и ничего не могли понять. Совсем маленькие начали плакать, потом прибежали воспитатели, начали нас в спешке одевать и выводить на улицу. Оказалась, это была бомбежка, столько было разрушено, столько убитых. Эвакуировали из санатория нас военные моряки. Помню, самых маленьких они несли на руках, а мы, те, кто постарше, шли, взявшись за руки, цепочкой до Днепра, и только на сходни нас уже взрослые с рук на руки передавали. Только вышли на середину Днепра, как налетели фашисты, два теплохода потопили сразу. Они ведь видели, что там дети, но все равно бомбили. А наш теплоход, хоть и с пробоиной, все таки-дошел до Днепропетровска. Там нас расселили в интернате. Я очень плакала, боялась, что папа и мама меня никогда не найдут. И, видимо, от страха временно потеряла зрение, которое потом с трудом восстановилось. Но папа меня все-таки нашел.
А потом была эвакуация вместе с папиным заводом на Урал, под Магнитогорск. К нашему эшелону подцепили вагоны с разбитой военной техникой, которую предстояло ремонтировать уже на месте. По пути фашисты нас все время бомбили, самолеты летели очень низко над землей, это было так страшно, гул еще долго звенел в ушах.
Однажды, когда началась бомбежка, все бежали из вагонов в поле, а я, с перепугу, наоборот, залезла под вагон, зажмурилась и от страха так вцепилась в какие-то железяки, что потом мои руки взрослые не могли разжать, очень страшно было.  
Папу на фронт не взяли, он должен был в тылу работать. Когда мы приехали в Магнитогорск, людей и всю технику выгрузили прямо на землю, в чистом поле. Все пришлось начинать с нуля, еще и стен заводских не было, а станки уже начали собирать. Времени на раскачку не было.
Во время войны дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Начиная с 9 лет  работали по 10–12 часов. Ели хлеб, мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.
Здесь, на Урале, я пошла в первый класс, здесь же родилась моя младшая сестренка, мама с папой работали, а мне приходилось с ней водиться, учиться,  помогать взрослым по дому.
В 1943 году папа заболел туберкулезом и его перевели на Алтай, где климат помягче. Дом у нас стоял на берегу Катуни. Мама там научилась и трактор водить, и из ружья стрелять, а папа работал завгаром и преподавал математику и историю в детском доме. Там очень много было эвакуированных из Украины и средней полосы России, особенно детей. Мы собирали грибы и ягоды, помогали взрослым на огородах, на колхозных полях, от болезней пили пихтовый настой, тем и выжили.
Когда закончилась война, мы вернулись в Украину. Вскоре умер папа. Я окончила медучилище, вышла замуж за геолога и вместе с ним в 1957 году по комсомольской путевке приехала в Норильск. Работала в здравпункте никелевого завода, затем в профилактории “Валек”. Окончила Томский госуниверситет, работала в отделе кадров комбината. Норильск давно стал для меня родным городом: хотя близкие постоянно зовут на материк, уезжать пока не собираюсь.
Людмила Ивановна говорит, что война навсегда перечеркнула ее детство.
– Кто-то сказал: на войне детей не бывает. Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свои беззаботные, радостные годы жизни, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, своих братьев и сестер, но и за весь мир.
 
0

Читайте также в этом номере:

Драйвер для экономики (Вера КАЛАБЕКОВА)
Акцент на мотивацию (Елена ПОПОВА)
Олень в помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сеть имею (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Цвет трудового лета (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Свидетельство переезда (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Большая уборка (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Экзамен окончен (Марина БУШУЕВА)
Чтобы скатертью дорога (Лариса ЛИПСКАЯ)
Ямы и ухабы пересчитали (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Медведи – наши соседи (Екатерина СТЕПАНОВА)
Близко к сердцу (Татьяна РЫЧКОВА)
Мужская радость (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск