Магический реализм в суровом российском климате
Книга недели. От Публичной библиотеки города Норильска
19 июня 2014 года, 13:43 Текст: Юлия КОХ
|
Так уж получается, что “летопись современной русской жизни” пишется, как правило, в жанре магического реализма. Вот и автор сборника рассказов “Жунгли” Юрий Буйда не отвечает на вечные вопросы и не создает героев нашего времени. Вместо этого он раз за разом заставляет нас переосмысливать новейшую российскую историю, которая служит основой для его наполненного мифами мира.
Юрий Буйда – по-настоящему хороший писатель. Эта мысль – первое, что приходит в голову при чтении “Жунглей”. Великолепный литературный стиль автора – родом из лучших произведений русской классики. Вдохновенное словотворчество, броские метафоры, блестящая стилизация – достоинства этих текстов неисчислимы. Яркие картины простой и мирной дачной жизни из первого рассказа будут еще долго стоять у вас перед глазами. В последующих рассказах тоже найдется немало запоминающихся образов, но вызывать их в своем воображении вам, наверное, не захочется. Дело в том, что, усыпив бдительность читателей солнечным и безмятежным началом, Юрий Буйда вскоре начнет в своей собственной неподражаемой манере шокировать читателя. Этот сборник можно было бы назвать также романом в рассказах – объединенные местом действия и героями, сюжеты историй переплетаются между собой. Давший название книге поселок Жунгли – это один из отдаленных московских пригородов. Однако сверкающие столичные многоэтажки, которые по вечерам виднеются над верхушками деревьев, кажутся местным жителям такой же незначительной частью пейзажа, как плывущие по небу облака. Жители Жунглей недолюбливают представителей власти и боятся больниц, с ружьями защищают свое имущество и пьют “ломовой самогон”. Они без особых колебаний, почти неосознанно нарушают все возможные этические и юридические законы. Вас шокировали грубые нравы Средневековья в какой-нибудь там “Игре престолов”? Поверьте, по сравнению с обитателями Жунглей герои Мартина – просто расшалившиеся дети. Здесь мальчик продает свою сестру дворовым парням за мелкую денежку и американский фонарик, старший брат сожительствует с тремя несовершеннолетними сестрами, а в соседнем городке Чудове каждую Пасху поджигают и забрасывают камнями бездомного пса. Здесь все дозволено и все возможно – в грязных домиках и захламленных коммунальных квартирах случаются очень странные события и самые настоящие чудеса. В волшебной бутылке никогда не гаснет разноцветное пламя, прекрасную золотокожую китаянку охраняет бойцовый петух с железным клювом, а собранные на улице камушки оказываются семенами, из которых может вырасти хорошенькая девочка. И уже непонятно, где пролегает граница между реальностью и фантазиями, – магический реализм в суровом российском климате расцветает во всей своей красе. Создателя этого мрачноватого мирка можно упрекнуть только в одном: описывая самых опустившихся из своих персонажей, он, похоже, смакует их уродство. Юрий Буйда как будто специально живописует отвратительные подробности, надеясь шокировать читателя. Все эти преступления, извращения и бессмысленные жертвоприношения, конечно, могут твориться и в реальности – жизнь порой бывает страшнее самых жутких историй. Просто в “Жунглях” они достигают предельно допустимой концентрации, и не всякий читатель сумеет разглядеть в этой дымовой завесе ненавязчиво поданные идеи автора. |
0 | Твитнуть |