Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Нерешаемых задач нет
КОНКУРСЫ
28 сентября 2017 года, 15:55
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Их миссия – продлевать жизнь машинам и промышленным агрегатам на долгие годы. Без них встанут заводы и фабрики и не полетят в космос космические корабли. С некоторыми представителями этой профессии “Заполярный вестник” познакомился на конкурсе профессионального мастерства на звание “Лучший слесарь-ремонтник ООО “Норильскникельремонт”.
Есть такая профессия
Достаточно набрать в поисковике родной газеты “слесарь-ремонтник”, и тотчас выскакивают десятки публикаций по теме. Вот они ремонтируют печи взвешенной плавки на “Надежде”. А вот с разводными ключами в руках готовятся чинить клинкерную линию на цементном заводе. “Лечат” тепловозы, думпкары и автокраны. Собирают детали и узлы механического оборудования. Ремонтируют шаровые мельницы и насосы высокого давления. Карабкаются по крану 50-метровой высоты и мгновенно ставят диагноз остановившейся под землей “пэдээмке”. Накануне нынешнего Дня металлурга “Норильскникельремонт” одновременно работал с оборудованием сразу четырех предприятий Заполярного филиала: ТОФ, НОФ, медного завода и НМЗ. Часто их труд – самый настоящий подвиг.
Вопрос председателю конкурсной комиссии, заместителю главного механика производственного объединения “Норильскремонт” Ролану Джусоеву, который тоже начинал свою трудовую биографию в Норильске слесарем-ремонтником на Норильской обогатительной фабрике:
– Ролан Зелимханович, есть ли такая сфера, где нет представителей данной профессии? Они же повсюду?
– Конечно. Космические корабли тоже собирают слесари-ремонтники. У нас на горных переделах название у них немного другое, но это тот же человек, который работает руками и головой.
– Как вы думаете, какова главная цель конкурсов профмастерства, проводимых в “Норильск-никельремонте”, и, в частности, нынешнего?
– Конкурс – один из вариантов поднять престижность этой профессии. И сами ребята это тоже чувствуют и понимают: они не просто отработали и ушли, забыли про работу, но имеют большое стремление к учебе, саморазвитию, подают пример молодежи.
– Часто приходится слышать от руководителей ремонтных служб, что внешние подрядчики очень проигрывают в сравнении с рабочими из Норильска. У наших слесарей-ремонтников какая-то особая хватка?
– Есть такое. Норильчане действительно котируются на большом советском постпространстве. На Севере людей приучают к мысли, что нерешаемых задач нет. Ставится задача – надо выполнить.
Теория и практика
Конкурс начинается. Один из членов конкурсной комиссии Тимур Аккубеков, по основной профессии инженер-механик РМСТ “Норильскэнергоремонт”, поясняет: за 30 минут каждый из участников должен изготовить крышку для кронштейна – согласно чертежу. Но сначала нужно подготовить рабочее место, выбрать необходимые инструменты, проверить, в исправности ли заточный и сверлильный станки.
Соревнование предполагает наличие некоторых подвохов. Вот и при выборе заготовки ухо нужно держать востро. Размер крышки в готовом виде должен быть 10 на 10 сантиметров, но заготовки рубила машина, поэтому размер металлических квадратиков может оказаться чуть меньше – тогда на выходе крышку забракует жюри. Или значительно больше – тогда времени на обтачивание уйдет слишком много. Вот почему председатель комиссии обращается к участникам со словами “Выберите заготовку” с нажимом на слове “выберите”.
Еще одна хитрость: эти мужчины ремонтируют на службе зачастую очень сложные механизмы, а тут совсем простое задание. Вполне можно утратить бдительность.
– Это курс слесарного дела училища, – поясняет Илья Васильев, слесарь-ремонтник производственного объединения “Норильскремонт”. Место действия конкурса – его родной участок малой механизации управления “Норильскпылегазоочистка”.
– Мы на работе такие крышки не делаем, – рассказывает Илья Владимирович. – Видите, у нас на полках насосы, домкраты. Нет такого – вытачивать вручную, все на станках делается. Я взял большую заготовку, стачивал ее, стачивал… вспомнил годы учебы в училище, было это 35 лет назад.
Вот еще один из конкурсантов утратил бдительность: чуть не забыл про резьбу. Другой сделал ее сверлом не того размера… В идеале за 30 минут заготовка из шершавого квадратика должна превратиться в блестящий предмет с закругленными углами и четырьмя отверстиями с резьбой по краям. Все размеры должны быть как на чертеже.
Кроме практики, как всегда, участники отвечают на тесты по теории. Вопросов – 20, есть среди них и по искусственному дыханию. Охрана труда на таких конкурсах всегда оценивается особо.
Конкурсная комиссия считает баллы и определяется с победителями.
Первое место – у Петра Ужегова (СШРУ), второе – у Азата Ахмадишина (РСТ), третье присуждено Илье Васильеву (ПО “Норильскремонт”). Лучший в практике – Виталий Вернер (РМСТ “Норильск-энергоремонт”), лучший в теории – Андрей Беспалов (ПО “Норильсктрансремонт”).
Конкурсанты
Трое ребят из специализированного шахторемонтного управления за словом в карман не лезут.
– Да, мы из знаменитого СШРУ, с участка капитального ремонта самоходного дизельного оборудования шахты “Ангидрит”, – рассказывает Петр Ужегов. – Ремонтируем самосвалы, ПДМ, вспомогательную технику. Работники у нас квалифицированные, проходят обучение в “Восточной технике” в Новосибирске, в Петербург ездили. Впервые в этом году мы целенаправленно “откапиталили” три машины – “Катерпиллары”, “Атлас Копко”. И раньше этим занимались, но не до такой степени. В этот раз разобрали их до болтиков. Переваривали рамы, где-то были протертости, нарушения защиты, консультировались с представителями данных фирм. Устраняли поломки, кузов заново красили своими же руками, а потом по узлу, по агрегатам все комплектовали, собирали.
– А сервисное обслуживание?
– У “Восточной техники” узкая специализация: только техника “Катерпиллар”. А нам приходится ремонтировать машины разных фирм: и “Катерпиллар”, и “Атлас Копко”, и “Нормет”. А они разные.
– И много вас таких?
– Много, – с улыбкой отвечает Петр Ужегов.
Рядом стоит совсем молодой паренек – Александр Сухарев. Ему 24 года.
– Это мой ученик, – говорит Петр, – и тоже, вам скажу, соображает. У него три года практики. Прошел хорошую школу. Знает “Катерпиллар” в некоторых местах даже лучше, чем я.
– А это специалист по гидравлике, – представляет Ужегов еще одного представителя СШРУ, Сергея Соловьева. – У него редкая профессия.
– Чем редкая?
– Думаю, просто не каждому дано ее освоить, – поясняет Сергей Соловьев. – В подземной технике же нет электричества, в основном гидравлика. Чтобы разобраться, какой поток гидравлики куда пошел: на рулевое управление, тормоза, подъем стрелы или подъем кузова, – нужно в целом видеть картину движения масла по машине, знать, какой клапан за что отвечает, что куда распределяется.
Талант, серьезные курсы повышения квалификации, больше десяти лет практики – и когда-то очень далекий от гидравлики паренек превратился в профи. Говорит, три года ушло на обучение азам его дела. Чтобы распознавать каждую единицу техники, понадобилось еще пять лет.
– Есть у нас люди, которые хорошо понимают в гидравлике, есть те, кто понимает в электрооборудовании, другие разбираются в узлах и агрегатах, коробках передач, трансмиссии, моторах, – рассказывает Петр Ужегов. – У нас бригада комплексная, работаем по разным направлениям. Хорошая помощь – сопутствующая литература и каталоги. Машины же приходят новые, у них свои особенности.
– И после работы приходится вникать?
– Бывало, мы и по две смены работали, и в выходные выходили. Если очень надо, то и в ночь остаемся. Но потом приятно, когда машина из “капиталки” выходит как новенькая. Ее жизнь продлевается на многие годы.
 
Тест по теории: выбери свой вариант ответа
Участникам пришлось вспомнить азы слесарного дела
Главное оборудование – заточный и сверлильный станки
0

Читайте также в этом номере:

“Норникель” делает выбор (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Норильск вышел на связь (Лариса ФЕДИШИНА)
Надежность обеспечена (Марина БУШУЕВА)
Всё включено (Татьяна РЫЧКОВА, Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Главная задача – развитие (Лариса ФЕДИШИНА)
Дети – до шестнадцати (Лариса ФЕДИШИНА)
Класс, какой танцкласс (Евгения СТОРОЖКО)
В фокусе – третья группа (Татьяна РЫЧКОВА)
“Маяк” его жизни (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
В интересах потребителя (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Спрос ниже предложения (Анна САРАФАНОВА)
Время собирать камни (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Волонтеры навели чистоту (Анастасия ПАПОНОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск