Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Норильск осваивает новые реалии
ЭТО ГОРОД НАШ С ТОБОЮ
26 января 2017 года, 15:06
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Вера КАЛАБЕКОВА
В 2017 году власти Норильска планируют реализовать несколько крупных проектов по благоустройству городского пространства. Желание и возможности для этого есть, говорит глава города Олег Курилов. Вопреки внешним обстоятельствам бюджет Норильска удалось сохранить социально направленным и даже ориентировать его на развитие.
Экономика
В отличие от многих российских регионов Норильск в условиях кризиса проявил гораздо большую устойчивость. Впрочем, более конструктивно – оперировать все же не банальным понятием “кризис”, а говорить о новых экономических реалиях, считает глава.
–  В целом экономика начинает отстраиваться. Продукция “Норникеля” востребована, производство нашего градообразующего предприятия сохраняется, – поясняет Олег Курилов. – В некоторых сферах, связанных прежде всего с оказанием сервисных услуг и высокой конкуренцией, таких как торговля, потребление, конечно, сократилось, однако не столь существенно. Радует, что у нас открываются новые производства – в тех сферах, где ощущался недостаток услуг.
Проекты реализуются, а значит, идет развитие, и не за счет влияния бюджетных средств или средств крупного налогоплательщика, а благодаря небольшим инвесторам –  этот момент глава подчеркнул особо. Так, в прошлом году в Норильске запущены три новых проекта: открылся хостел, рыбоперерабатывающий комбинат и спортивный  комплекс “Три вершины”.
Объективным показателем устойчивости Норильска в новых экономических реалиях глава считает стабильно низкий уровень безработицы – на уровне 0,8 процента. Более того, в некоторых кадрах Норильск остро нуждается, поэтому муниципалитет запустил программу по привлечению квалифицированных специалистов.  
– В первую очередь эта программа распространяется на врачей и педагогов. Но привлекаем и других нужных городу специалистов. Например, выяснилось, что Норильску остро не хватает квалифицированных водителей автобусов. С другой стороны, потребность в кадрах означает, что территория развивается стабильно, рабочих мест больше, чем рабочих рук. В любом случае эти вопросы нужно оперативно решать, – отмечает Олег Курилов.  
Мнение главы подтверждают опросы горожан: они воспринимают Норильск как стабильную территорию.
– Это свидетельствует, во-первых, что между властью и жителями выстроен правильный диалог. А во-вторых, выезжая на материк, люди имеют возможность сравнить обстановку там и здесь. И очень часто это сравнение идет в пользу Норильска.
Ощущению стабильности способствует и сбалансированный, социально ориентированный городской бюджет. В 2017 году расходные обязательства не уменьшились, даже с учетом дополнительной экономической нагрузки. Как известно, в конце 2016 года правительство РФ обязало регионы перечислить в федеральный бюджет дополнительно один процент налога на прибыль. Для Красноярского края этот процент вылился в 4 млрд рублей, которые ушли в центр из регионального бюджета. Понятно, за счет каких краевых территорий-доноров этот пробел пришлось восполнять.
– Тем не менее нам удалось добиться консолидированного соглашения о том, что норильские расходы сокращать нельзя, их необходимо сохранить как минимум на прежнем уровне. На момент принятия бюджета 2017 года его расходная часть оценивается в 18 млрд рублей. В случае поступления в бюджет  дополнительных доходов будем планировать дальнейшие траты на проекты развития Норильска.
Экология
Положительным итогом прошедшего года Олег Курилов считает успешную реализацию проекта по закрытию устаревшего никелевого производства.
– Никелевый завод закрыли без потрясений, большинство сотрудников переведены на другие предприятия компании, часть воспользовались специально созданными социальными программами. Тем, кто не сталкивался с такой многоуровневой задачей, трудно представить, насколько она сложная, – говорит глава. – Эффект от закрытия грязного производства горожане уже ощутили. На селитебную зону выбрасывается меньше загрязняющих веществ. Дышать стало легче, и мы все это уже почувствовали.
Реализация первого этапа экологический программы “Норникеля” позволяет  смотреть в будущее с оптимизмом,  строить планы на развитие и улучшение городской среды, считает глава. Тем более что во всех опросах жители ставят озеленение территории первым и самым важным пунктом.
– Люди хотят жить в нормальных условиях: не на промышленной площадке, а в комфортной городской среде. В этом вопросе желание муниципальных властей абсолютно совпадает с желанием жителей Норильска. И нас поддерживает наше главное, градообразующее предприятие.
Аэропорт и ВПП
Взлетно-посадочная полоса норильского аэропорта требует не просто капитального ремонта, но серьезной реконструкции с учетом ее особенностей. Местная ВПП характеризуется значительными перепадами высот из-за так называемого горба. Поэтому сажать на нее самолеты могут только специально обученные летчики. После трехэтапной реконструкции ВПП станет более универсальной.
Первый этап завершился в 2016 году: заменено 720 метров ВПП и 160 метров пандуса. Самолеты сейчас приземляются в том числе на отремонтированную часть.
Летом 2017 года предстоит второй, самый сложный этап – под реконструкцию встанет центральный участок полосы. На взлет и посадку останется 1500 метров, этого достаточно для приземления и взлета только самолетов малого класса. Это означает, что обычный летний пассажиропоток объективно малыми самолетами не обеспечить (для сравнения: на один “Боинг” их нужно четыре).
– Мы отработали все вопросы, которые возникали в процессе взаимодействия между муниципалитетом, аэропортом, подрядными организациями, генеральным заказчиком. Самое главное – безопасность пассажиров. Именно этот критерий был в приоритете, когда принималось решение по перевозкам и отрабатывались оптимальные схемы, – объясняет Олег Курилов.
На сегодня все процедуры детально проработаны. Авиакомпания “Нордстар” с 1 февраля открывает первую волну продаж авиабилетов (подробнее об этом читайте на 2-й странице номера).
Дороги
В 2017 году муниципалитет планирует реализовать масштабную программу по асфальтированию дворов – 100 тысяч квадратных метров. Порядка 200 квадратных метров – ремонт и асфальтирование дорог.
Планируется завершить в этом году проект по освещению межрайонных трасс –  до Талнаха и алыкельской до поворота на Дудинку.
Большой объем работ предстоит осуществить в течение трех лет на талнахской дороге – это масштабный, сложной проект. Одних только водопропускных сооружений возведут  около 13, плюс 39 остановок.
Продолжатся работы на северной объездной дороге. В этом году под ремонт встанет первый пусковой комплекс – от улицы Павлова до улиц Лауреатов, Хантайской и Михайличенко. Проект предполагает установку гидросооружений и перенос линий  электропередачи.
Озеро Долгое
Один из крупных проектов по улучшению городского пространства, который планируется реализовать в Норильске в ближайшие годы, – благоустройство набережной озера Долгого.  Финансирование проекта взяли на себя “Норникель” и муниципалитет, однако есть возможность разделить затраты с федеральным бюджетом. Площадь застраиваемой территории, прилегающей к озеру Долгому, – 204 507 квадратных метров. Это сороковая часть всей жилой зоны города. Благоустроить такую площадь, организовав на ней пешеходные дорожки, площадки для игровых видов спорта, катания на роликах и скейтах, занятий на уличных тренажерах, устроив пандусы для людей с ограниченными возможностями, демонтировав незавершенные дома, а также озеленив и украсив территорию элементами ландшафтной архитектуры, за один сезон невозможно. Поэтому работы планируется проводить в течение трех лет.
“Заполярный вестник” уже рассказывал, что проектом планируется расширить зону благоустройства площадки, называемой Комсомольским парком, и разбить новую – Октябрьский парк площадью 55 тысяч квадратных метров. Между Домом торговли и Центральным узлом связи предусмотрены пешеходные дорожки шириной 1,5 метра и велосипедные – шириной 2,5 метра. Со стороны  Комсомольского парка “вырастут” мостики, по которым можно дойти или доехать на велосипеде в другую часть зоны отдыха, например, к лодочной станции.
В середине прошлого века катание на лодках по озеру Долгому было одним из любимых видов отдыха норильчан, старожилы помнят те времена и не раз обращались к властям с просьбой возродить лодочную станцию. Это не единственное пожелание норильчан, учтенное архитекторами в эскизе благоустройства набережной главного городского водоема. В прошлом году на публичных слушаниях представители общественности предложили властям благоустроить Октябрьскую площадь. Теперь появилась возможность сделать эту часть города еще более привлекательной. Удовлетворены будут и лыжники, которые мечтали иметь специальную полосу для тренировок.
Для привлечения федеральных средств на воплощение идеи проект благоустройства набережной озера Долгого заявлен на участие в грантовом конкурсе Фонда развития моногородов. Для того чтобы Норильск получил целевые средства из фонда, жителям необходимо проявить активность.
– На сайте моногорода.рф можно проголосовать за свой проект. Муниципалитет предлагает поддержать большой проект по благоустройству территории озера Долгого. Таким образом мы могли бы снять нагрузку на бюджет Норильска за счет участия в этой программе, – пояснил глава города.
Туризм
Большим потенциалом Норильск и в целом Таймыр обладают с точки зрения развития туризма. Тем более что спрос на туристические услуги в Заполярье есть, в том числе экстремальный, этнографический или даже промышленный. То, что для норильчан обыденность, для очень многих людей как космос – им никогда не доводилось видеть подобных масштабов строительства. В Норильском промрайоне промышленная зона в 27 раз больше селитебной. Нигде в России, а то и в мире, такого нет.
Впрочем, ответить на спрос полноценным предложением можно лишь при наличии соответствующей инфраструктуры.
– В первую очередь необходима транспортная инфраструктура, – объясняет Олег Курилов. – Ее развитием мы сейчас и занимаемся, проводя реконструкцию аэропортового комплекса и взлетно-посадочной полосы. Во-вторых, необходимо развивать гостиничную сферу, и сдвиг в лучшую сторону здесь тоже есть.
Кроме открывшегося уже хостела, муниципалитет рассчитывает на появление в городе бизнес-апарт-отеля – соглашение с инвестором уже подписано. Под строительство  выделено здание, ранее планировавшееся под снос. Еще одну гостиницу инвестор планирует разместить в арендованном здании бывшего детского сада по улице Орджоникидзе, оно пустым каркасом простояло лет 25. Реализация этих проектов увеличит количество приезжающих в Норильск людей. И, по большому счету, позволит двигаться в сторону сертифицированного, цивилизованного туризма.  
Строительство
Очень важная и больная для Норильска тема – строительство на вечной мерзлоте. Эту проблему северяне подняли на Международном форуме “Арктика: настоящее и будущее”, прошедшем в Санкт-Петербурге.
Суть проблемы заключается в первую очередь в качестве разрабатываемых для строительства проектов. Сегодняшнее законодательство позволяет заявиться на участие в проекте любому предпринимателю, даже если он имеет крайне отдаленное представление о Севере и его особенностях. К сожалению, 44-й федеральный закон не отсекает от участия в тендере тех, кто не имеет ни опыта, ни ресурсов, чтобы строить на Севере. А дело это сложное и затратное. В итоге некомпетентность проектировщиков и строителей приводит к появлению долгостроев, которые затем годами портят облик города. Подобные примеры есть и в Норильске.
– Строительство на вечной мерзлоте достаточно дорогое удовольствие. Половина времени и затрат уходит на нулевой цикл. И не всегда самое дешевое является самым качественным, скорее наоборот. Строить здесь должны профессионалы. Однако те условия, которые сегодня предлагаются законодательством, этому не способствуют, – считает Олег Курилов.
Проекты в Арктической зоне слишком дорогостоящие и социально важные, чтобы доверять их случайным исполнителям. А 44-й закон ухудшает как раз положение тех компаний, которые реально могут работать качественно. И касается это не только строительства. Выход из ситуации предложила норильская делегация.  
– Необходимо создать в стране некий реестр специализированных организаций, которые будут выдавать разрешения на проектирование и строительство в Арктической зоне. Контролировать этот процесс должно Министерство строительства РФ, – говорит Олег Курилов.
Необходимо дать право муниципалитетам при объявлении конкурсов ссылаться на такой реестр, а также прописывать критерии отбора для тех, кто претендует на контракт. Это прежде всего наличие квалифицированного персонала, ресурсной базы, опыта строительства в Арктической зоне. По словам главы Норильска, инициатива северян была услышана, ее включили в резолюцию форума и вынесли на рассмотрение правительства РФ.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск