Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Закладка будет надежной
ГОРНОЕ ДЕЛО
26 января 2017 года, 15:02
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Использование нерудных ископаемых в развитии рудной базы НПР и связанная с этим тема безопасности подземных работ имеет прямое отношение к поверхностным закладочным комплексам рудников Талнаха. “ЗВ” побывал на ПЗК-2 шахты “Скалистая” рудника “Комсомольский”, чтобы рассказать, как изготавливается закладочная смесь для выработанного пространства и каким образом ее отправляют под землю.
ПЗК-2 шахты “Скалистая” – самое юное в  НПР подразделение такого рода, весной ему исполнится два года. Строила комплекс Заполярная строительная компания под руководством дирекции развития рудника “Скалистый” и сдала в эксплуатацию весной 2015 года. Сегодня комплекс готов к безопасной работе на 100 процентов.
Все здесь новое, аккуратное, интерьеры радуют глаз. Штат состоит из 56 человек, технологическая смена – 7–8 сотрудников. В их числе  машинист мельницы, дозировщик компонентов закладочной смеси, бункеровщик, машинист конвейера, оператор ПЗК, мастер смены. Лаборант, представляющий контрольно-аналитическое управление,  осуществляет контроль за  качеством приготавливаемой смеси.
Без закладки талнахским рудникам не обойтись. Выработанное горняками пространство должно быть заполнено здесь специальным затвердевающим составом, обеспечивающим возможность проведения дальнейших работ. Иначе горный массив просто обрушится.
– Чем больше будут поднимать богатых руд, тем больше потребуется заполнять пустот, – поясняет заместитель главного инженера рудника “Комсомольский” по закладке Олег Норкин. – И от того, как быстро и качественно мы их заполняем, будет зависеть  прежде всего безопасность людей, которые там трудятся, а также работа оборудования, техники. Как сегодня без закладочных работ?
– Если выложить закладочную смесь за два года в виде дороги, сколько это будет? – спрашивает фотокорреспондент “ЗВ” Николай Щипко.
Идея приходится по душе начальнику участка Борису Берунову и механику Сергею Калмыкову. Они берутся за калькуляторы и считают:
–  Смотря каким слоем…  При толщине 1 метр и ширине 7 метров получается 622 835 кубометров. Разделим на 7 кубов, 1 метр дороги, получается почти 89 км. Примерно как до Дудинки.
Интересные километражи, такие как у наших заслуженных рудников, у шахты еще впереди. Однажды у них получится дорога, которой можно обернуть земной шар. И, возможно, не один раз.
Борис Берунов, выходец с ПЗК “Комсомольского”, сравнивает: если на “Скалистой” месячные объемы закладки пока около 40 тысяч метров кубических, то на “Комсомольском” – 110 тысяч кубов в месяц.
– На сегодняшний день наши мельницы способны работать на больший объем закладочной смеси, – констатирует Олег Норкин.  –  С ежегодным повышением добычи будут расти и объемы закладки.  
Планетарный редуктор
В операторной ПЗК-2 знакомимся с оператором Ириной Наумовой.  
Весь процесс закладки, вся технологическая цепочка, начиная от склада и полностью до мельниц,  перед глазами оператора, который следит за происходящим, отвечает на звонки, в том числе подземные, что-то подсказывает работникам,  кого-то куда-то перенаправляет.  Видеонаблюдение за всем процессом также за ним.
Для такой работы важен опыт, стрессоустойчивость, нужно быть очень внимательным, говорит Ирина.
Вместе с начальником участка Борисом Беруновым и механиком Сергеем Калмыковым отправляемся в помольно-смесительное отделение ПЗК-2.  Здесь установлены две мельницы (агрегаты цилиндрической формы диаметром 4,5 и длиной 13 метров) производительностью 180 метров кубических в час. Одна постоянно в работе, одна в резерве.
Что в них хорошего, так это то, что обе мельницы оборудованы плавным пуском, рассказывает Сергей Калмыков. На поверхностных закладочных комплексах других рудников такого нет. На ПЗК-2 мельницы начинают спокойно вращаться на малых оборотах, потом обороты увеличиваются и мельница разгоняется до номинала. И все это благодаря планетарному (так он называется потому, что изнутри устройство напоминает солнечную систему) редуктору  швейцарской фирмы Smidth MAAG GEAR, единственному пока в НПР. Плавный пуск удлиняет жизнь всему электромеханическому оборудованию.
Двигатель мельницы раскручивается до 800 оборотов в минуту, поясняет Калмыков, а мельница крутится на 18. Редуктор уменьшает обороты и увеличивает мощность мельницы, в которую загружено свыше 180 тонн только мелющих тел – металлических шаров, плюс вес самой мельницы.  Эти шары измельчают смесь из материалов щебень-ангидрит-шлак до необходимого помола.  
Оператор Ирина Наумова  спрашивает по громкой связи у машиниста мельниц Романа Цориева: “Мельница готова к запуску?” Роман  проверяет готовность оборудования и сообщает: “К запуску готов”.  
Мы стоим у этого агрегата, который действительно очень медленно начинает вращаться.
–  Запуск – включаются мельница, затем конвейеры, и в мельницу подается необходимый для приготовления закладочной смеси материал, – комментирует Борис Берунов. – На выходе из мельницы получается готовая закладочная смесь, которая уходит по проложенному желобу через скважины в шахту. Процесс идет непрерывно. Время работы технологической цепочки зависит от заказанного  объема закладочной смеси постовым в шахте.  
Измерят в паскалях
Очень кстати для развития рудной базы НПР оказалось наличие на Таймыре нерудных ископаемых. Пригодились они, в частности, и для приготовления закладочной смеси. Один из ингредиентов этого рецепта – готовый цемент, поставляемый с цементного завода и приготовленный из известняков, ангидрита и горелых кусковых пород с отвалов карьера “Кайерканский” рудника “Кайерканский”, сообщили “ЗВ” в контрольно-аналитическом уп-
равлении ЗФ. В закладку входит также ангидрит в чистом виде, добываемый на руднике “Ангидрит”, у этого  материала есть свойства разбухать, расширяясь, заполнять полностью пустоты. Еще один важный нерудный компонент – щебень (базальты) – привозят на ПЗК-2 на думпкарах, опять же, с карьера “Кайерканский”.
Для заполнения выработанного пространства используется закладка разных марок, поясняет Олег Норкин. Марка закладочной смеси зависит от содержания количества цемента в одном метре кубическом смеси. Состав смеси зависит от того, какие выработки надо заложить. Если потом по этому бетону поедут машины, нужна марка 100, в ней коэффициент прочности больше. В остальных случаях, а это практически 90 процентов объемов, подходит марка 40, так как  шахта “Скалистая” сейчас работает в основном по камерной системе отработки, которая не предусматривает заезд ПДМ на бетон.
Мы заглядываем в находящуюся на ПЗК-2 лабораторию физико-механических испытаний КАУ к лаборанту Анне Алаковой.  Здесь в маленьких кубических емкостях можно увидеть, как выглядит закладочная смесь. С виду она похожа на обычный бетон. Очередную партию таких кубиков-проб проверят на соответствие регламенту дозировки материалов, потом  высушат и по прошествии  3, 7, 28, 90 и 180 суток (в зависимости от марки бетона) поставят под пресс для испытания прочности. Измерят в паскалях коэффициент твердости. Чтобы узнать, насколько надежна закладка в больших пустотах-камерах.
 
СПРАВКА
Выработанное горняками пространство должно быть заполнено специальным затвердевающим составом, обеспечивающим возможность проведения дальнейших работ. Иначе горный массив просто обрушится. От того, как быстро и качественно пустоты будут заполнены закладочной смесью,  зависит прежде всего безопасность людей, которые трудятся на рудниках, а также работа оборудования, техники.
Перспективный северо-восточный фланг Талнахского месторождения, шахта “Скалистая” рудника “Комсомольский”,  обеспечит “Норникелю” надежный сырьевой задел на ближайшие полвека – 60 миллионов тонн богатой руды.
Кроме богатой на балансе рудника есть и более 20 млн тонн медистой руды,
а также вкрапленная руда, содержание полезных компонентов в которой, конечно, существенно меньше, нежели в богатых рудах, но мощность рудных массивов несоизмеримо больше. Руды хватит и нашим детям, и внукам,
и правнукам.
Чем больше будут добывать здесь руды, тем больше работы  добавится специалистам поверхностного закладочного комплекса.
Олег Норкин: “Сегодня комплекс готов к безопасной работе на сто процентов”
В кубических емкостях – закладочная смесь. Лаборант Анна Алакова проведет испытания этих проб
Машинист мельниц Роман Цориев дает разрешение оператору ПЗК на запуск мельницы в работу
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск