Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
С широко закрытыми глазами
POLART-РЕЗИДЕНЦИЯ
26 января 2017 года, 16:02
Фото: Владислав ШУКШИН, Николай ЩИПКО
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Художница Алиса ОЛЕВА прожила в PolArt-резиденции Музея Норильска две недели. В понедельник, 23 января, там же, на Богдана Хмельницкого,1, на финальной презентации проекта “Кратчайший путь” она поделилась с норильчанами опытом блиц-изучения северного города.
– За две недели я успела пройти с несколькими горожанами их повседневными короткими маршрутами-перебежками.
По сквозняку и завыванию ветра в своей комнате я определяла погоду.
Сидя за столом напротив окна, провожала взглядом редких прохожих, целенаправленно и быстро пересекавших пространство города.
Видела, как люди греются в тамбурах магазинов в ожидании автобуса.
Следила, как они ныряют в сквозные щели между домов, чтобы сократить свой маршрут.
Я узнавала, что кто-то приехал сюда ненадолго, а кто-то прожил тут всю жизнь, но все же собирается вскоре уехать.
Навеяно местом
...Здесь все одновременно очень прочное и очень эфемерное, –  подвела итог в ФБ Алиса Олева, приглашая всех желающих в резиденцию, чтобы представить свою картину города. В звуках. “Полотно”, написанное 69-секундными саундтреками,  карты с маршрутами, по которым художницу водили норильчане, поэтические инструкции “по превращению тела в уши” разместились в комнате, где проходят все встречи. Причем карты, нарисованные участниками, были превращены в “такие веревочки”, а на фотографиях, размещенных внутри стеллажа, –  привычные для нас щели-проходы между домами и прочие свидетельства “сквозности” города.
Известно, что саундтреки, которые можно было слушать через наушники, будут представлены в музее (рядом с выставкой живописи Анис Кронидовой, первой гостьи резиденции). Также Алиса Олева пообещала разместить все 12 аудиопрогулок на специальном сайте. Для тех, кто интересуется необычным искусством резидента номер два, есть возможность ознакомиться с проектом и oн- и офлайн. Только вот пообщаться с автором, поучаствовать в инсталляциях с обменом звуком, увы, уже не получится.
–  Мне у вас не приходилось беспокоиться об аудитории. В той же Москве или Лондоне гораздо чаще бывает ситуация, что люди регистрируются и не приходят на встречу. Здесь, возможно, из-за необычности проекта интерес к нему не угасал до последнего дня.
Проект вдохновлен местом. Когда подаешь заявку на участие в резиденции, ты уже должен знать его. Тему кратчайшего пути я уловила, прочитав какие-то материалы о Норильске. Приехав сюда, поняла, что не ошиблась в выборе темы, и ничего кардинально в планах менять не пришлось.
Три месяца до Норильска  Алиса не делала никаких работ. Поэтому “Кратчайший путь” стал для нее не только важным, но и в чем-то экспериментальным проектом:
–  Я пребывала здесь в открытом состоянии: находила новые темы, оттачивала то, что делала прежде. И мне это понравилось. Должна признаться, что очень рада, что в городе на 69-й параллели существует арт-резиденция. Конечно, есть сложности в привилегии быть первыми. Но в этом и прелесть, так как резиденту оказывается  почти безграничное доверие.
Ходить, чтобы понять
Термин “сквозность” аудиохудожник, назовем ее еще и так, придумала сама.
–  Зимой в Норильске обычный горожанин проводит мало времени на улице. Здесь нет возможности сидеть на скамейке и ждать кого-то или назначить встречу на площади в открытом пространстве. Жизнь в городе в это время года превращается в перебежки от места работы до дома. Мне во время аудиопрогулок говорили, что летом маршрут меняется: человек может прогуляться по проспекту, но не при минус 30 с ветром...
Эта сквозность в пересечении городского пространства уникальна, хотя для тех, кто здесь живет, привычна. Сквозность – это и ветер. А есть еще структурная сквозность, связанная с постоянной сменой потока жителей.
Изначально, когда город только задумывался, был предложен вариант вахтового метода пребывания в нем. Ожидалось, что сюда будут приезжать одинокие мужчины до  35 лет на срок не более двух лет. Это тоже сквозность. Мне показалось, что она модифицировалась, но сохранилась.
Алиса просила разрешения участников проекта сопровождать их на повседневном маршруте. Волонтеры  сообщали ей точку старта: от работы до дома или от дома до работы. Все маршруты были пешими и, естественно, короткими.
– На мой взгляд, когда мы идем, рождается то, что не могло бы родиться в ситуации диалога. Во время ходьбы люди действительно реагируют на место: “Здесь я стараюсь идти тихо, так как слушаю, как играют ребятишки в музыкальной школе”. Или: “Здесь магазин, куда я забегаю погреться”.
Для меня это важно с точки зрения бессознательного. И второе – я записываю звук среды: города, машин, ветра, шагов.
Два специфических звука
Исследователь “пустот и тишины”, как написано об Алисе Олевой в ее резюме,  каждый год в январе с московскими друзьями (Алиса родилась и выросла в столице России, но уже 10 лет живет в Лондоне) путешествуют по Русскому Северу (Мурманская, Архангельская области), но признается, что такого снега, как в Норильске, еще не видела. И скрипит он у нас под ногами, оказывается, особенно:
– Большинство работ у меня так или иначе связано со скрипом шагов. Даже когда сижу у окна,  я слышу людей, проходящих мимо. Ветер и скрип шагов на морозе – два специфических звука зимнего Норильска. Здесь впервые в жизни я почувствовала под ногами наст.
На вопрос о самочувствии в городе на 69-й параллели, Алиса признается, что Норильск ей дался физически тяжело:
– Обычно я очень энергичная и много хожу. Для меня нет проблем, чтобы куда-нибудь собраться. Здесь  к каждой назначенной встрече мне нужно было морально подготовиться. И не всегда были силы на то, чтобы выйти на улицу. Конечно, я все равно шла на встречу. Ка правило, это было рано утром или поздно вечером. Я так и не вошла здесь ни в какой режим. Ложилась в 6–7 утра. В 8 просыпалась. Шла на встречу. Днем еще немного спала. Работала ночью: гуляла чуть ли не каждую ночь,  записывала звуки шагов и ничего не боялась. Норильск оставил у меня ощущение спокойного, безопасного места.
Однако жить в таком уникальном, спокойном и безопасном месте выпускница Голдсмитса, по ее словам, не хотела бы, да и не смогла бы:
– Мне по душе мегаполисы, но я хотела бы сюда вернуться. У меня даже появился список дел, которые я не успела осуществить. Они, правда, связаны с природой места. Хотелось бы попасть на предприятия, увидеть остатки лагерей, сходить в поход на Путоранское плато вместе с друзьями (они об этом мечтают и завидуют, что я здесь).  
“Этнографический опыт”
В Норильске гостью, как она считает, очень баловали:
– Меня водили в театр на “Леди Макбет Мценского уезда” и эстонский спектакль “Оборотень”. Я побывала на волейбольной тренировке в школе и отчетном концерте местного танцевального коллектива “Казачок”. Посмотрела музей и Первый дом. Была в художественной  галерее. Вместе с группой музейщиков из других городов ездила в Талнах. На Крещение побывала на Долгом. Сама съездила в Старый город и на железнодорожный вокзал. Заходила в библиотеку.
Выяснилось, что больше всего резиденту Алисе Олевой понравилась прогулка в Старый город, так как ее особенно вдохновляют урбанистические пейзажи, в которых, несмотря ни на что, главенствует природа.
По мнению Алисы, Норильску если чего и не хватает, то это контента и разнообразия:
– Не случайно здесь употребляют слово “материк”. Чувствуется некоторая оторванность, хотя, с другой стороны, в этом и заключается уникальность места. Может, не стоит привносить в него типичность? Но я понимаю норильчан, которые хотят множества разноплановых событий в городе. Именно они приходили на встречи в резиденции.
У метро Angel
Сегодня Алиса Олева должна быть в Лондоне, где ее ждет работа над Вильнюсским проектом с постоянным соавтором писательницей Дебби Кент.
В Лондоне девушка живет недалеко от  одной из 270 станций Лондонского метрополитена – Angel. На работу в галерею ездит на метро, хотя, по ее словам, это адски дорого:
– Раз в десять дороже московского. Транспорт и телефон – самые большие статьи расходов в Лондоне. В студенчестве я ездила только автобусом, так как это было дешевле. Когда вырастаешь, время становится дороже денег.
Я не делаю коммерческих проектов, хотя уже есть возможность зарабатывать перформансами, и все пытаюсь найти баланс между зарабатыванием денег и возможностью продолжать делать то, что я хочу. Эту схему я пока еще только нащупываю.
 
КОММЕНТАРИИ
Представитель департамента общественных связей ЗФ, участник всех акций проекта “Кратчайший путь” Алан ПАПАНЦЕВ:

– Работа Алисы позволила мне многие вещи в своем городе, ставшие для меня  будничными, повседневными, увидеть, а вернее, услышать по-новому.
Одно из упражнений – когда ты идешь с завязанными глазами по незнакомому маршруту, предложенному твоим спутником. Конечно, все понимают, что  это лишь повязка, которую можно снять в любой момент, но она помогает настроиться на игру. В какой-то момент у тебя включаются обоняние, слух и ты начинаешь объемно воспринимать пространство.
“Звуковые дорожки” – это картина города, только выполненная не красками, а звуками. Глядя на карту маршрутов, я понял, что в городе, который я хорошо знаю, многое проходит мимо меня.
Мне очень понравился саундпроект “69 секунд”. Это напоминает разговор в поезде со случайным попутчиком, когда люди невзначай делятся сокровенным. Итог оказывается неожиданно глубоким даже для самого рассказчика. Еще я обратил внимание, что о временности своего пребывания на Норильской земле говорится без раздражения, иногда с легкой грустью и часто монолог звучит философски.
Из экспериментов на презентации мне понравился проект с темной комнатой, когда нужно было стучать в такт скрипу шагов. Обычно мы идем и не обращаем внимания на ритм. А когда его отстукиваешь, то начинает звучать музыка.  
 
Куратор арт-резиденции, директор Музея Норильска Наталья ФЕДЯНИНА:
– С основной частью sound&map проекта “Кратчайший путь” Алисы Олевой можно будет познакомиться в Музее Норильска. А музейная PolАrt-резиденция будет открыта для новых гостей и новых событий в области современного искусства, творчества, общественных диалогов и мастерских.
Наша программа была поддержана на старте администрацией города Норильска и компанией “Норникель” в рамках программы “Мир новых возможностей” и будет развиваться в дальнейшем. Проект-продолжение стал победителем грантовой программы “Норникеля” в этом году. Механизм участия в полярной арт-резиденции останется конкурсным. Станет больше гостей – приезжих художников-резидентов. Но в конкурсе смогут принять участие и норильские художники, что, вообще-то, нетипично для формата арт-резиденций. Однозначно, в пространстве современного искусства нас ждет еще много необычного, неоднозначного, непрогнозируемого и экспериментального.
Завяжем глаза...
...и прогуляемся по Норильску
Слушаем саундпроект “69 секунд”
Норильск не Лондон, но здесь тоже есть от чего избавиться
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск