Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Завод ушел на пенсию
ПОДРОБНОСТИ
26 января 2017 года, 15:26
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Екатерина БАРКОВА
Чуть более полугода прошло с того момента, как закрыли никелевый завод. Событие в истории российской промышленности уникальное: крупнейшее предприятие, сыгравшее свою роль в победе в Великой Отечественной войне, принесшее стране огромные прибыли, “ушло на пенсию”. Именно так охарактеризовал состояние завода Виктор ДИКОНЕНКО, один из тех, кто сейчас отвечает за демонтаж оборудования и консервацию гигантского объекта.
Площади “ветерана труда” впечатляют: в общей сложности 25 квадратных километров. Более 70 лет здесь кипела металлургическая жизнь, работали основные цеха. Теперь стало намного тише: только и слышно, как люди и техника разбирают ценнейшее оборудование, которое еще послужит на благо производственной деятельности Заполярного филиала “Норникеля”.
Ценные кадры
Для закрытия предприятия был создан цех обеспечения производства, сейчас он называется цехом обеспечения жизнедеятельности никелевого завода ПО “Норильскремонт” ООО “Норильскникельремонт”.
– Это важное событие в жизни города. Те, кто здесь родился, вырос и связал свою жизнь с производством, понимают, о чем идет речь. Мы знаем, что промышленность на северных территориях построена на взаимосвязи. Просто так закрыть никелевый завод и вычеркнуть его из истории нашего производства не получится. Он завязан системой тепловодоснабжения и энергетической системой с другими предприятиями, – рассказывает и. о. начальника цеха Виктор Диконенко. – Закрытие никелевого завода – проект, который показывает профессионализм нашей компании. Не каждый день останавливают такие гиганты. Если рассуждать о никелевом заводе как о живом человеке, то он всю жизнь работал на благо своего государства, у него героическое прошлое во времена Великой Отечественной войны. Он закончил свою трудовую деятельность, и его надо достойно проводить на пенсию.
Цех контролирует хозяйство, которое осталось после закрытия технологии на территории 25 квадратных километров. В первую очередь это энергооборудование, тепловодосистемы, канализационные системы, а также здания и сооружения, металлоконструкции, грузоподъемные механизмы. Для того чтобы поднять такой проект, потребовался высокий профессионализм сотрудников. При организации цеха в первую очередь обратили внимание на тех, кто очень долго проработал на никелевом заводе, понимает технологию металлургии, строительство, экономику. На сегодня штат укомплектован на 100 процентов.
– На первом этапе важно было сформировать коллектив.
Под руководством Виктора Кирика, начальника ОРП “Норильскремонта”, с марта работает комиссия по приему специалистов. Мы начали проводить совещания с персоналом тогда еще действовавшего никелевого завода. Сотрудников приглашали. Для привлекательности работы генеральный директор “Норильскникельремонта” Олег Вейде принял решение о том, что сотрудники нового цеха будут иметь определенные доплаты, льготы, которые были бы соотнесены с заработком на никелевом заводе во вредных условиях труда. В мае уже приглашали инженерно-технических работников, электромонтеров, крановщиков, слесарей ТВС, чтобы они трудоустроились после закрытия НЗ к нам. Много ценных работников влились в работу нашего цеха, – говорит Виктор Диконенко. – Руководитель цеха Александр Сумароков, прекрасный специалист по грузоподъемным механизмам Игорь Колин, Евгений Комаров, главный энергетик Антон Шурганов – список большой. Мы взяли лучших из лучших. Без этих людей проект был бы невозможен.
По-хозяйски
Первый этап – демонтаж оборудования.
– Основная задача – выполнить программу по демонтажу оборудования, которое является ценным для переработки, например, меди, как сейчас. Металл отправится на переработку на медный завод, – продолжает собеседник. – Часть оборудования отправится на дальнейшую службу на другие предприятия. К примеру, у нас есть уникальные вакуумные насосы, участвующие в технологии цветной металлургии. Они необходимы на “Надежде”, медном заводе. С колес забирают на рудники вентиляторы, редукторы. На разных объектах одновременно работают все бригады. Если руководство компании примет решение срочно разобрать один из цехов или оперативно демонтировать оборудование, мы мобильны и готовы командировать людей на выполнение первостепенных задач.
По словам Диконенко, процесс организован по-хозяйски: ни одного болта и ни одной гайки не пропадет.
Впереди сложнейшая работа – прием оборудования на баланс цеха, в большинстве случаев процесс невозможен без согласования с Ростехнадзором. В феврале после передачи оборудования будет ревизия – подотчетники отчитаются о сохранности материалов.
– Надеемся, что мы достойно выйдем из этой проверки, – говорит Диконенко.
Потомки рассудят
Второй этап – консервация объекта – начнется, когда все оборудование никелевого завода демонтируют. Это значит, что останутся пустые цеха под замком.
– Закрытие никелевого завода не конец, это следующий этап развития. Полезных ископаемых и технологий много. Для “Норникеля” это обычные вопросы, которые решаются в рабочем порядке, – рассуждает Виктор Диконенко.
Поскольку “Норникель” стал первой компанией в России, разработавшей масштабный проект по закрытию старейшего металлургического предприятия, интересуемся у собеседника, есть ли чему научить тех, кто рано или поздно также соберется закрывать гигантское предприятие.
– Учиться у нас не время, потому что мы еще не выполнили ряд поставленных задач. Когда выполним, тогда можно будет поучить других, как профессионально закрывать предприятия, чтобы в дальнейшем использовать их в другом направлении. Мы набивали шишки, были моменты, которые мы не учли. К примеру, не хватало специалистов по некоторым направлениям. Мы круглосуточно анализировали эту ситуацию. Генеральный директор общества Олег Вейде принял решение, чтобы все сотрудники цеха, в первую очередь ИТР, повышали квалификацию по направлению “энергоснабжение”. Мы постоянно учимся. Люди повышают квалификацию, чтобы все были задействованы на закрытии промобъекта. Еще многое придется сделать. Закрытие таких предприятий не должно быть связано со спешкой.
Потомки рассудят, в какую историю мы войдем. Меня радует, что я войду в историю не как разрушитель или ликвидатор. Я родился, вырос здесь, с 16 лет на производстве. Для меня гордость достойно проводить старейшее предприятие на пенсию, – завершил Виктор Диконенко.
 
ИСТОРИЯ
Никелевый завод закрыли в 2016 году:
июнь – закрылся агломерационный цех;
июль – вывели из работы обжиговый и плавильный цеха;
сентябрь – закрылись хлорно-кобальтовый цех и цех электролиза никеля.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск