Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Витязь Иларион
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
26 января 2017 года, 15:31
Текст: Мария ГРИГОРЬЕВА
Не секрет, что помимо работы практически у каждого сотрудника Заполярного филиала “Норникеля” есть хобби, какое-то увлечение. У большинства норильчан это, конечно же, охота, рыбалка, походы в тундру за грибами и ягодами, красивыми видами. Молодой сотрудник рудника “Октябрьский” Иларион Литовченко  свободное от работы время посвящает военно-патриотическому воспитанию молодежи в организации “Сибирские витязи”.
Иларион рассказывает, что военная служба привлекала его с детства. Причем служить он хотел не где-нибудь, а именно в  спецвойсках или в ВДВ. Мечта такая появилась под впечатлением от фильмов, рассказов, историй, услышанных от знакомых и родных. Еще тогда решил, что элитные войска – это гордость за себя, поставил цель и шел к ней.
Когда парню было 15 лет, в Норильске открылось отделение Красноярской региональной общественной организации ветеранов спецподразделений органов правопорядка и безопасности “Сибирские витязи”. Здесь мальчишек стали учить ратному делу: обращению с оружием (учебным, конечно же), воинской дисциплине, тактике.
Одним из первых учеников и стал Иларион. О том времени вспоминает, что тренировки в организации “Сибирские витязи” отличались от любых других разнообразием. Каждый день узнавал что-то новое, поэтому на каждое занятие шел с энтузиазмом, с интересом. А после окончания школы, когда парню исполнилось 18 лет, тренеры ходатайствовали о том, чтобы его направили на службу в Войска специального назначения.  
Так Иларион поступил на службу в спецназ ГРУ. В учебной части был командиром отделения, потом его взвод перевели в минёры, и он стал в бригаде старшим разведчиком-сапером. За время службы многому научился: прыгал с парашютом, стрелял из всех видов оружия, даже плавал с аквалангом, учился вождению КаМАЗа и БТР.
– Подготовка “Витязей” мне очень помогла в армии. Я уже знал азы рукопашного боя, ведения тактики, стрельбы из автомата, пулемета, снайперской винтовки. Понимал, как нужно общаться с офицерами, что нужно делать, понимал их язык. Всему этому я был немного обучен, поэтому первые дни службы оказались, наверное, не такими сложными, как для многих моих сослуживцев, – рассказывает юноша.
На рудник – за перспективами
Но по контракту служить все же не остался. Для себя решил, что такая служба – это постоянные разъезды, командировки, жизнь в одиночестве, семьи толком не будет. Иларион с детства привык планировать наперед и уже тогда знал, что это не та жизнь, которую он хотел бы для себя в будущем. А потому, все обдумав, по возвращении домой устроился на рудник.
–  Вариантов было не так уж много. Месяц-другой после армии отдохнул и начал подавать заявления на предприятия. Первым пришел ответ с “Октябрьского”. Так я и стал слесарем дежурным на участке скипового подъема №2 (УСП-2). А еще поступил учиться в техникум на горного мастера. После окончания смогу остаться на этом же участке сменным механиком или мастером либо перевестись на другой, –  объясняет парень.
Главная задача Илариона на рабочем месте – обеспечивать подъем горной массы, работу конвейеров, скипов. Бывают смены и на поверхности, и под землей. Он работает в дозаторной и в галерее, по которой конвейеры доставляют руду на ТОФ.
Иларион отвечает за текущее обслуживание, а ремонтом занимается бригада ремонтных слесарей, которая приходит в утреннюю смену. А до их прихода конвейер должен работать бесперебойно. Если что-то сломалось – подправить, подкрутить. Если с конвейера просыпалась руда, ее нужно убирать обратно, чтобы он не вышел из строя, не рвалась лента.
–  Первый спуск под землю помню хорошо. Но никаких особых эмоций я не испытывал. Чувствую себя одинаково комфортно на поверхности и на горизонте –1000 метров, – говорит Иларион.
Иногда в смене один, иногда с кем-то, иногда со всей бригадой. Зависит это от времени суток и от того, сколько подъемов работает. Если утренняя смена, например, иногда помогает ремонтной бригаде.
Первым наставником на производстве был Владислав Быстров, слесарь четвертого разряда, немало лет проработавший на этом участке.
–  Много чему научил, все нюансы объяснил: что и как может ломаться, как лучше это устранить. Ему за это большое спасибо, потому что, когда остаешься работать один, уже знаешь, что делать, –  признается молодой человек.
В своих познаниях он уверен, но, несмотря на это, признается, что оставаться на рабочем месте в одиночестве для него самое сложное:
–  Все спокойно, ничего не ломается, просто следишь за процессом. Успеваешь всю жизнь свою обдумать. И смена кажется просто бесконечной. А если нужно что-то отремонтировать, выкопать, если рядом коллеги, то смена быстро проходит.
Армейский опыт помогает и в работе. В первую очередь, конечно, выручает приобретенная на службе привычка к дисциплине. Без нее на производстве никак нельзя. Да и общение с начальством трудностей не вызывает: как обращаться к “старшим по званию”, Иларион знает с 15 лет.  
Преподавание – для души
А когда освоился на рабочем месте и вопрос с заработком оказался решен, появилась возможность уделить время своей прежней страсти: военному делу. Юноша вернулся в “Сибирские витязи”, но теперь уже чтобы помогать тренироваться детям, которые хотят служить в армии.
Говорит, это потому, что есть желание помогать молодежи:
–  Мне приятно осознавать, что дети занимаются спортом, а не бродят по подъездам, не зная, чем себя занять. Они часто не хотят идти в армию, боятся ее, не понимают, зачем она нужна. Привыкли, что родители их во всем обеспечивают, не задумываясь о том, что так будет не всегда. Рано или поздно придется учиться самостоятельности. Армия как раз дает такой толчок. Поэтому я считаю, что эту школу жизни нужно пройти каждому. Ну а мы помогаем к этому подготовиться.
Большинство наставников работает на рудниках. Поэтому расписание занятий составлено с учетом рабочих графиков, времени на все хватает. Каждый тренер отвечает за ту дисциплину, в которой лучше всего разбирается.
–  Я инструктор по огневой подготовке.  Сюда входит сборка и разборка автомата, изучение технических характеристик оружия, изготовка к стрельбе, –  рассказывает юноша.
Молодость Илариону в преподавании только помогает. Нередко бывает проще найти общий язык с молодежью.
– Многие ребята приходят, не понимая, зачем им это нужно. То ли их родители заставляют –  не знаю. Да, парень занимается, но неохотно. Я в таких случаях стараюсь рассказать, зачем нужны эти занятия, исходя из своего опыта, объяснить, что это действительно очень сильно помогает в будущем. И, глядя на меня, многие начинают стремиться к тому же, –  рассказывает наставник.
“Витязи” о молодом преподавателе отзываются исключительно положительно.
– Один из наших первых курсантов. Уже тогда был целеустремленным и настойчивым молодым человеком. И своей цели он достиг. Спецназ ГРУ – это не простое подразделение, относится к элитным, – рассказывает Константин Богдановский, региональный советник отделения Красноярской региональной общественной организации ветеранов спецподразделений органов правопорядка и безопасности “Сибирские витязи”. – Теперь он для нас как братишка. Исполнительный, порядочный. Занятия с ребятами проводит очень интересно, тщательно к ним готовится. Изучает информацию о новом вооружении, освежает в памяти знания о старом, старается передать молодежи свой опыт.
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск