Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Одна нить, одна нота
МАСТЕРСТВО
29 июня 2017 года, 16:20
Фото: Владислав ШУКШИН
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
“Ни влево, ни вправо – сварке мы не изменяли никогда. Только сварка и все, что с ней связано” – так выразили свое отношение к профессии участники и болельщики конкурса профмастерства “Лучший электрогазосварщик ООО “Норильскникельремонт”.
Есть такая профессия
Сварщики – необыкновенно открытые, общительные и дружелюбные люди. И большие фанаты своего дела. Говорят, работа у них очень тяжелая, но все равно они ее любят. В лабораторию сварки и дефектоскопии ПО “Норильскремонт” заглядывают болельщики с других предприятий.
Сергей Коваль, начальник учебного центра “Норильскникельремонта”, приехал проконтролировать, как идет конкурс.
– В этом году мы разделили его по направлениям, – рассказывает он, – сегодня конкурсанты варят пластины, это потолочный шов. Ранее прошел конкурс “Лучший газорезчик”, осенью будут варить трубы. Хотим охватить большее количество работников и оценить профессионализм. Такие соревнования повышают общую квалификацию, в них участвуют и показывают хорошие результаты как специалисты со стажем, так и молодые работники. Хороший сварщик должен быть в любом звене, потому что варят они подконтрольные Ростехнадзору объекты: строительные конструкции, трубы и газопроводы, технологическое оборудование и так далее. Понятно, что нарушение процесса может представлять угрозу и жизни человека, и прочности свариваемых конструкций.
Вместе с председателем конкурсной комиссии главным сварщиком ПО “Норильскремонт” Николаем Шемотюком мы заглядываем в комнату неразрушающего контроля, где хранятся образцы с предыдущих конкурсов и практические работы учащихся учебного центра. Вот здесь с обратной стороны образца видно, что корень шва не проварен, показывает Шемотюк. На следующем – шов, наоборот, слишком усиленный с обеих сторон. Тоже непорядок. Толстый не значит прочный, есть ГОСТы, нарушать их нельзя. А вот – о ужас! – прожог. Это значит, что человек, сдававший на разряд, его не получил. Если на пластине участника конкурса вдруг обнаружится трещина, поясняет Шемотюк, его снимут с соревнований.
А вот идеальный шов с предыдущего конкурса. Подписан: “Петров”.
Теория и практика
Практики без теории не бывает, говорит Николай Шемотюк. Поскольку конкурсы в ННР проводят часто и некоторые участники здесь не в первый раз, тестовые вопросы всегда разные. Один из основополагающих – про сварочную дугу.
Николай Шемотюк объясняет, откуда берутся искры-фейерверки, которые так любят снимать фотокорреспонденты. Мощный источник сварочного тока позволяет получить электрический разряд в газовой среде между электродом и изделием. Высокая температура помогает варить любые материалы – от броневых листов и строительных конструкций до тонкого металлопроката, алюминия и титана.
Между тем конкурсанты подготавливают сварочные стыки. Толщина пластин 10 мм. Чтобы соединить их, проплавить на всю глубину, нужен скос кромок. Варят “потолок”, это один из самых сложных способов сварки. В кабинках сыплются искры и раздается стук молотков – сварщики отбивают шлак.
Николай Шемотюк отвечает на вопрос, что его порадовало на предыдущем конкурсе:
– Наши ребята из “Норильскремонта” смогли занять два призовых места. В этот раз постараемся взять все три.
Между тем Владимир Васин, начальник лаборатории сварки и дефектоскопии, член конкурсной комиссии, в подсобном помещении шифрует уже готовые новенькие (еще горячие!) образцы. Чтобы жюри не могло подсудить своим.
– Сначала мы осматриваем их визуально, измеряем с помощью штангенциркуля, линейки, шаблонов сварщика, – поясняет он. – А потом делаем рентгеногаммаграфический контроль достойных образцов. На пленке видны все дефекты: поры, непровар в корне, шлаковые включения. Снимок при расшифровке покажет: вот этот человек лучше заварил, на его образце нет внутренних дефектов.
Образцы тяжелые, два-три кило каждый. Это для сварщика не вес, комментирует Васин.
– На производстве мы варим ого какие махины! Есть, например, мельницы по 20 тонн, собираем их из половин.
– Если сварены плохо, они могут развалиться на две части и все оттуда повылетает! – такое предположение высказывает несведущий журналист.
– Мы аттестовываем сварщиков в Национальном агентстве контроля сварки, а заваренные швы проверяем на просветку.
Участники
Жекшен Абдыкеримов с 24-го участка РСТ впервые соревнуется. Говорит, поначалу испытывал мандраж, потом все встало на свои места. Работа, в общем-то, привычная, “потолок” варить приходилось. Трудился и на НОФ, и на медном заводе, и на “Надежде” – на печах. Шов заварил вроде бы и ничего, оценка – за комиссией.
– Конкурс – хорошее дело, а страх и волнение можно перебороть, – говорит Жекшен. – Можно и почаще такие устраивать.
Вадим Краус со 165-го участка “Норильскремонта” специализируется в сфере флотации, его бригада занимается обслуживанием перемешивающих устройств, сгустителей. Вадим отвечает на вопрос, почему сварщики такие общительные.
– Одно дело делаем, одна нить, одна нота.
Работа у них больше вредная, чем тяжелая, посвящает в некоторые подробности Вадим. Трудятся по графику: час – работа, 10 минут – отдых. В конкурсе он участвует первый раз, впечатления положительные, можно приобрести полезные навыки. Рассчитывает ли на призовое место? Это как судьи решат.
Один из молодых участников – Артем Клоков из “Норильсктрансремонта”. Ему 26, работает с 16 лет, из них пять – в Норильске. Приехал на Север из Башкирии вместе с братом. Трудится на улице, в карьере “Медвежий ручей”, морозы не пугают. Занимается ремонтом экскаваторов и труб водоснабжения.
Знакомлюсь с номером семь – Олегом Чуркиным, электрогазосварщиком из РСТ. Сваренный им образец пять минут назад я видела в комнате неразрушающего контроля. Удивляюсь: до чего, оказывается, они похожи: сварщик и выполненный им шов. Шов был основательный, ровный, сделанный поставленной рукой. И Олег такой же основательный, подтянутый, уверенный в себе и очень скромный. Работает у буровиков на плавке снарядов. В профессии уже 20 лет.
Олег отвечает на вопрос, как снимает напряжение после своей нелегкой работы:
– Гуляю с маленькой дочкой Викой, ей 4 годика. Забираю из детского сада, на самокате катаемся. В выходные стараемся ездить в тундру.
…Все баллы суммированы и отминусованы за различные недочеты, комиссия оглашает имена победителей: 3-е место – Вадим Краус, 2-е – Александр Водопьянов, 1-е – Рамиль Исеркапов. Сбылась мечта Николая Шемотюка, все трое представляли “Норильскремонт”.
На долю представителей других подразделений тоже кое-что осталось. Электрогазосварщик треста “Норильскшахтсервис” Игорь Зарубин признан лучшим в практике, Олег Чуркин из РСТ – лучшим в теории.
“Потолок” – один из самых сложных способов сварки
Конкурсанты подготавливают сварочные стыки
Практики без теории не бывает
0

Читайте также в этом номере:

Заводом и не пахнет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Все зависит от тебя самого (Татьяна РЫЧКОВА)
Все побежали, и я побежал (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Творческая инициатива (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Претензий нет (Валентина ВАЧАЕВА)
Не сдадимся без Boeing (Екатерина СТЕПАНОВА)
Груз идет по реке (Марина БУШУЕВА)
Держат руку на пульсе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дадут совет каждому (Татьяна ЗАЧУПЕЙКО)
Будем здоровы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Борт в помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск