Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Будем здоровы
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
29 июня 2017 года, 16:56
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
В редакции газеты прошла прямая линия на тему “Качество обслуживания населения в медицинских учреждениях Большого Норильска”. На вопросы наших читателей отвечал Коба КАВТЕЛАДЗЕ, руководитель территориального отдела Министерства здравоохранения Красноярского края в городе Норильске.
Спектр вопросов был самым разнообразным, от внедрения электронных больничных до нехватки узких специалистов.
И электронные, и бумажные
– Коба Иосифович, с 1 июля в России вступает в силу Закон о выдаче электронных больничных, хотелось бы узнать подробнее, как это будет происходить в Норильске?
– Безусловно, это новшество Норильск стороной не обойдет. Закон предусматривает выдачу больничных листов как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Гражданину будет предоставлено право выбрать один из вариантов.
На сегодняшний день, чтобы внедрить электронные больничные, необходимо специальное программное обеспечение, которое должно быть установлено в каждом лечебном учреждении. В Красноярском краевом медицинском информационно-аналитическом центре этот программный продукт еще разрабатывают. К августу этого года он должен быть готов, затем начнется его внедрение по всем учреждениям края. Думаю, что все это произойдет не раньше начала следующего года. В свою очередь, мы предварительно должны выяснить у всех наших работодателей, кто из них готов принимать электронные больничные.
– Некоторые читатели интересуются, почему не работает Федеральный закон о страховой медицине, согласно которому мы можем поменять врача, в частности, участкового терапевта? “При обращении к заведующей поликлиникой был получен ответ, что можно выбрать врача только с того же участка, и сам врач должен дать согласие на прием “чужого” пациента. Где же тогда свободный выбор лечащего врача?” – спрашивает наша читательница.
– Федеральный закон №323 статьей 21 предусматривает возможность выбора пациентом медицинской организации и врача, но с учетом согласия этого специалиста. Кроме того, приказом №543н от 15 мая 2012 года “Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению” утверждены примерные нормы численности прикрепленного взрослого населения на участке. У нас по факту количество пациентов на участке населения превышает установленные нормативы, нагрузка на специалистов очень высокая. Безусловно, это вызвано и дефицитом участковых терапевтов, и необходимостью ведения ими одного и более участков. В итоге специалисты отказываются от  дополнительных пациентов. Заставить их это делать никто не имеет права.
– Другая наша читательница уже длительное время страдает остеропорозом, но ей отказывают в инвалидности. Как быть в этом случае, куда ей обращаться?
– Наличие заболевания не равно наличию группы инвалидности. Инвалидность устанавливается исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. Процесс этот состоит из двух частей. Прежде всего проводится обследование и консультация с врачами по профилю и подготовка пакета документов для направления в бюро медико-социальной экспертизы. Ответственными за эту часть являются учреждения здравоохранения. Лечащий врач может отказать гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу при отсутствии показаний. Однако независимо от мнения врача, согласно действующему законодательству, гражданин имеет право на самостоятельное обращение в бюро медико-социальной экспертизы. Решение об установлении или отказе в установлении инвалидности на основании медицинских документов и осмотра гражданина принимают специалисты бюро. Если человек не согласен уже с их решением, то он может обратиться с претензией в адрес главного бюро, которое находится в Красноярске.
– Очень много вопросов, связанных с услугами скорой медицинской помощи. В частности, граждан интересует, вступил ли в силу закон, согласно которому бесплатно ее можно вызывать только три раза в год?
– Оказание скорой медицинской помощи входит в систему обязательного медицинского страхования. В части 2 статьи 20 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании” указано, что медорганизации, в том числе и станции скорой помощи, обязаны оказывать бесплатную медицинскую помощь.
Переполох, я думаю, вызван подписанным в марте прошлого года президентом РФ перечнем поручений по вопросам, связанным с организацией оказания скорой и неотложной помощи. В этом перечне речь идет о передаче негосударственным организациям на договорной основе транспортных услуг. Министерство здравоохранения должно подготовить доклады о проводимом эксперименте в ряде регионов страны, а также рассмотреть вопросы о целесообразности этих изменений, не более того.
Хочу подчеркнуть, что даже передача транспорта частным организациям не отразится на гражданах, потому что эти услуги будут оплачиваться из средств Фонда обязательного медицинского страхования. Добавлю еще, что медицинская эвакуация, которую тоже осуществляет служба скорой помощи, входит в перечень медицинской помощи, которая, в соответствии со статьей 41 Конституции РФ, оказывается гражданам бесплатно.
– “Что делать, если больного на скорой доставили в оганерскую больницу, а там отказались принимать его из-за отсутствия мест? Почему человек, причем больной, должен поздно ночью добираться домой самостоятельно?” – спрашивает норильчанка Марина Борисовна.
– Знаете, сколько я работаю руководителем нашего территориального отдела, об отказе в госпитализации в связи с отсутствием мест не слышал ни разу, это какой-то нонсенс. Больница в Оганере рассчитана на такое количество коек, что места хватает всем. Другой вопрос, что по итогам проведенного в приемном отделении обследования и осмотра пациента показаний для госпитализации не находится. Опять же, бригада скорой помощи, которая привезла пациента, не может ждать час-полтора, пока идет обследование и осмотр, есть и другие нуждающиеся. Но если в Оганере есть машина скорой помощи, то никогда еще никому, при необходимости, не было отказано в перевозке.
 
Узкая тема
– Коба Иосифович, как всегда, есть много вопросов, касающихся работы узких специалистов. Например, Елена Львовна М. из Талнаха спрашивает: “Если МРТ делали в Нижегородской области и результаты записаны на диске, может ли терапевт в Талнахе его посмотреть?”

– Во-первых, в комплекс обследования на МРТ входит и расшифровка результатов, поэтому необходимо было прямо на месте, где проводилось обследование, потребовать заключение. Во-вторых, расшифровка результатов МРТ не входит в функцию терапевта или невропатолога, это должен делать специально обученный врач-рентгенолог. Учитывая индивидуальность случая, я думаю, вопрос можно решить в частном порядке. Диск с результатом обследования можно передать мне, и я попрошу наших специалистов сделать заключение.
– Вопрос от читательницы Елены Николаевны: “Прошла УЗИ щитовидки, выявили некоторые проблемы, но талона к эндокринологу не могу получить. Как быть?”
– На сегодняшний день эндокринологическое отделение у нас укомплектовано хорошо, очередей к специалистам нет уже давно. Но пациенты должны понимать, что приоритет отдается нуждающимся в экстренной помощи, а при необходимости плановой консультации талон выдается в общем порядке.
– В Норильске более 30 человек постоянно нуждаются в проведении программного гемодиализа при хронической почечной недостаточности. При этом в городе всего три старых аппарата, которые постоянно ломаются, время приема уже сократили с положенных четырех часов до трех. Можно ли предоставить новые площади для проведения гемодиализа, или, в идеале, открыть центр для таких больных, хотя бы купить новые аппараты в большем количестве?
– На территории нет необходимости создания отдельного центра гемодиализа. Сложность не в отсутствии площадей для проведения процедуры, а в недостаточности соответствующего оборудования. В оганерской больнице имеется три аппарата для проведения гемодиализа. Приобретение еще одного аппарата решило бы проблему, но для этого необходимы существенные средства, которыми учреждение пока не владеет.
– Коба Иосифович, вопросы задают не только пациенты, но и врачи. Например: “Раньше в государственных поликлиниках медперсонал обучали за счет бюджета, а теперь эту практику отменили. Норильским стоматологам предложили в очередных отпусках на материке искать себе курсы повышения квалификации и учиться за свой счет, а стоимость обучения – как две зарплаты. Как быть?”
– Раз в пять лет каждый специалист обязан повышать квалификацию, подтверждать знания, сейчас это делается за счет работодателя. Но с 2021 года вводится программа аккредитации всех врачей, которая подразумевает для каждого специалиста накопление 50 так называемых кредитов в течение года. Для того чтобы доктора могли накапливать эти кредиты, специально создан сайт беспрерывного медицинского образования, на котором можно обучаться дистанционно и бесплатно, тем самым накапливая необходимые кредиты. При этом докторов никто не лишает права обучаться самостоятельно. Опять же оговорюсь, что аккредитация – это еще проект. И на сегодняшний день беспокоиться о том, что нас лишили права обучаться на бюджетной основе, нет причин.
– В продолжение темы стоматологии следующий вопрос: “Почему в стоматологии на Солнечном вместо светоотверждающих пломб теперь ставят цементные, которые через неделю выпадают?”
– Потому что с 2017 года материал для светоотверждающих пломб в программу госгарантий по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи не входит. При этом я хочу сказать, что в наших учреждениях имеются другие материалы, которые по качеству и долговечности соответствуют современным требованиям. Срок службы пломбы зачастую зависит не от материала, из которого она сделана, а от отношения самого человека к здоровью своих зубов. Повышенная нагрузка на леченый зуб, например семечки или орехи, безусловно, сокращает срок службы пломбы.
– “В кабинете диспансеризации медсестра требует дать номер сотового телефона. Предлагаем домашний. Говорят, что, мол, не обижайтесь тогда, если до вас не дозвонятся. Что за навязанный “сервис”?” – возмущается один из наших читателей.
– И правильно медсестры делают, им за это надо сказать отдельное спасибо. Для того чтобы дозвониться до пациента и оперативно передать ему необходимую информацию, нужен именно номер сотового телефона, который всегда с собой.
– “Добавьте в кабинет 401 на Котульского бахил. Чтобы санитарки не высказывали своего недовольства. Это проблемы медучреждения, а не пациента”, – советует Елена Н.
– Спасибо, что обратили внимание, постараемся решить эту проблему.
– “Месяц посещал поликлинику на Талнахской в разное время дня – и ни разу не видел, что бы все пять рабочих мест в cаll-центре были задействованы. Очередь на запись не сократилась. Для чего тогда закупается оборудование, которое не работает с полной нагрузкой? Или это “видимость” на случай проверки из Красноярска?” – возмущается Иван К.
– Оборудование работает с полной нагрузкой, равно как и персонал. В течение рабочего времени все пять мест и не должны быть заняты. Основной пик наплыва пациентов приходится на утренние и вечерние часы, вот тогда задействованы все, но в течение дня загрузка минимальная, соответственно, высвобожденный персонал занят другой работой, которой, поверьте, всегда очень много. Без дела никто не сидит.
– “Много персонала задействовано в регистратуре на поиске медицинских карточек и их транспортировке из кабинета в кабинет. Целесообразнее создать электронные медицинские базы, в которых бы хранились истории болезней пациентов, а пациентам выдать вместо бумажных карт пластиковые, тем более такая практика применяется на материке”, – считает один из наших читателей.
– Мы бы тоже были рады перейти на электронный документооборот, но, к сожалению, в наших условиях реализовать это пока сложно. Однако мы над этим работаем.
 
Детский вопрос
– “В августе 2016 года смогли записаться на прием к детскому офтальмологу только на март 2017-го. Мы за это время поменяли две пары очков, ходили в частную клинику, но там принимает “взрослый” специалист”, – жалуется озабоченная мама.

– В конце 2015 года в Норильской детской больнице остался только один специалист, который не в силах работать на три ставки. Приоритет отдавался пациентам, нуждающимся в срочной медицинской помощи, а дети, подлежащие плановому медицинскому осмотру, попадали в журнал ожидания. Это неудобно, и по мере сил мы предпринимали все возможные меры для решения проблемы.
В конце прошлого года к нам приехал с материка специалист-офтальмолог, и в этом году, в мае, добавился еще один врач. Теперь у нас работают три специалиста, поэтому очередь на плановые осмотры мы постепенно сокращаем.
– “После отмены объединения поликлиник какие службы и специалисты продолжат работать на Бегичева, а какие останутся на Богдана Хмельницкого?  – вопрос от Полины Б.
– Врачи, которые уже перемещены в поликлинику на Бегичева, там и останутся. На Богдана Хмельницкого, 18, будет участковая педиатрическая служба в составе участковых врачей-педиатров, специалистов кабинетов выписки рецептов и листков нетрудоспособности, кабинетов неотложной и доврачебной помощи, картохранилища и кабинета вызова врача на дом.  
– “Когда на втором этаже поликлиники на Бегичева сделают ремонт? Сейчас там как после бомбежки, детям страшно”, – спрашивает одна из наших читательниц.
– Одной из причин отказа от объединения поликлиник на сегодняшний день была необходимость ремонта в поликлинике на Бегичева. Мы к нему уже приступили, но в первую очередь стараемся отремонтировать кабинеты специалистов, чтобы создать нормальные условия для приема и докторам, и пациентам. После чего начнем ремонт коридоров и холла. Так что придется всем нам потерпеть. Я не исключаю, что после этого, когда в поликлинике будет создана современная регистратура и в полную силу заработает call-центр, а сдача анализов будет с отдельного входа, население с Богдана, 18, само будет инициатором их перевода в поликлинику на Бегичева.
– Вопрос, поступивший с сайта: “Почему не работают телефоны детской поликлиники? Кроме как к педиатру по номеру 400–800 не запишут, а ждать ответа иногда приходится по 20–40 минут?”
– Во-первых, телефоны работают, на время переходного периода все прежние телефоны функционируют, просто звонки на эти номера автоматически переадресовываются на call-центр. Сall-центр задуман как информационное сердце учреждения, в котором аккумулируется вся информация о его работе, в том числе о вариантах получения медицинской помощи или услуг и записи на прием к врачам-специалистам.
Что касается телефона 400–800, то давайте сами позвоним и проверим… Мы ждали меньше минуты, а время сейчас достаточно напряженное – 17.45. Так что вопрос, я думаю, снят.
– “Раньше в детской поликлинике на Бегичева существовал бассейн для младенцев, где специалисты занимались детишками с различными неврологическими патологиями, причем бесплатно. Сейчас его закрыли, а планируется ли вновь открыть? В Норильске также есть детский оздоровительный бассейн “Черепашка” на улице Ветеранов. Имеет ли он отношение к муниципальной медицине?” – интересуется Надежда Б.
– Восстановление бассейна для оздоровления детей планируется, но не на Бегичева. У нас есть бассейн в реабилитационном центре на Талнахской, 57а, который мы планируем ввести в эксплуатацию. Что касается “Черепашки”, то это частная структура, которая не входит в список учреждений здравоохранения Норильского промрайона.
– Спасибо, Коба Иосифович, за интересную беседу, за честные ответы даже на самые неудобные вопросы.
– Я всегда за диалог между врачом и пациентом. От всей души желаю нашим норильчанам не болеть. И прошу одного: уважаемые пациенты, пожалуйста, помните, доктора тоже люди. Давайте будем взаимно вежливы друг к другу.
0

Читайте также в этом номере:

Заводом и не пахнет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Все зависит от тебя самого (Татьяна РЫЧКОВА)
Все побежали, и я побежал (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Творческая инициатива (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Претензий нет (Валентина ВАЧАЕВА)
Одна нить, одна нота (Татьяна РЫЧКОВА)
Не сдадимся без Boeing (Екатерина СТЕПАНОВА)
Груз идет по реке (Марина БУШУЕВА)
Держат руку на пульсе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дадут совет каждому (Татьяна ЗАЧУПЕЙКО)
Борт в помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск