Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Заводом и не пахнет
АКТУАЛЬНО
29 июня 2017 года, 16:08
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
27 июня прошлого года на никелевом заводе в обстановке, приближенной к торжественной, была проведена последняя плавка. Это событие стало завершающим в производственной жизни предприятия. Теперь в его “жилах” не течет горячий металл. Вместе с директором Заполярного филиала “Норникеля” Александром Рюминым “Заполярный вестник” побывал в цехах, где идут демонтажные работы.
Ровно год
Никелевый завод был гордостью Норильского комбината, с его строительства началось развитие металлургии в Заполярье. В 1942 году, в суровое военное время, никелевый дал стране металл и после продолжал это делать бесперебойно десятки лет. Но наступил момент, когда технология, по которой работал завод-ветеран, устарела, дым из его труб загрязнял городской воздух.
– Технология на никелевом заводе использовалась устаревшая, это означало, что помимо технологических здесь существовали экологические и экономические проблемы. Поддержание в удовлетворительном состоянии целого завода с пятью основными цехами, где работали 2,5 тысячи человек, требовало значительных затрат. Основные фонды и оборудование были изношенные, практически нигде в мире такие не применяются, – сказал директор ЗФ Александр Рюмин.
Руководство “Норникеля” приняло стратегическое решение о закрытии устаревшего предприятия и модернизации Надеждинского металлургического завода для переработки там всего никельсодержащего сырья. Задача была выполнена. В прошлом году, когда остановили последние пирометаллургические мощности никелевого, “Надежда” взяла в переработку все никельсодержащее сырье. Вместе с этим изменилась цепочка получения конечной продукции. Весь файнштейн Заполярного филиала направляется в переработку на Кольскую ГМК.
– Ровно год прошел с того момента, как были остановлены агрегаты, которые выбрасывали в атмосферу 400 тысяч тонн диоксида серы. Я считаю это решение единственно правильным, – говорит Александр Рюмин. – В военном 1942 году не стоял вопрос о том, что завод находится в черте города. 70–80 дней в году из-за розы ветров норильчане дышали газом никелевого. Построить газоулавливающее оборудование было невозможно. Но с того момента, как мы остановили завод, думаю, все почувствовали, насколько меньше стало газа, особенно в осенне-зимний период.
Как рассказала “Заполярному вестнику” начальник управления промышленной экологии ЗФ “Норникеля” Галина Велюжинец, закрытие никелевого позволило сократить время загрязнения окружающей среды уже в этом году на 140 часов:
– Экологический эффект – это ликвидация порядка 600 источников загрязнения атмосферы, двух выпусков сточных вод, прекращение образования порядка 1,5 миллиона тонн отходов, причем специфических, которые были характерны только для никелевого завода.
От печи до кончика трубы
Такое предприятие, как никелевый завод, нельзя просто закрыть и уйти. От прежнего его вида сейчас мало что осталось, но работы еще очень много. Директор ЗФ прошел по плавильному и обжиговому цехам, оценил ход демонтажных работ:
– Там, за моей спиной, раньше стояли две печи, которые производили черновой никель. Их уже нет, “карусели” тоже демонтированы, – отметил Александр Рюмин. – Сегодня специалисты “Норильскникельремонта” производят демонтаж оставшегося оборудования. Все, что содержит никель и медь, мы вовлекаем в производство, утилизируем кабель, коррозионно-стойкую сталь, титан, все виды металлического лома. В 2016-м на эти цели было затрачено порядка 300 млн рублей, в этом году запланировано чуть больше – около 350 млн.
Для того чтобы правильно “разобрать” предприятие, создана служба заказчика никелевого завода. В нее вошли специалисты по механо-технологическому оборудованию, зданиям и сооружениям, автоматизации, энергетике и служба безопасности – всего 21 человек. Они контролируют работы по демонтажу и консервации завода. Генеральным подрядчиком выступает “Норильскникельремонт”. Работа идет круглосуточно.
– У нас есть проект и концепция на среднесрочную перспективу, есть графики, которых мы придерживаемся. Сейчас практически все основные узлы плавильных агрегатов демонтированы, – рассказывает о достигнутых к настоящему моменту результатах начальник службы заказчика Александр Куленков. – От двух рудно-термических печей в плавильном цехе остались только каркасы, на двух других заканчиваются работы по разборке металлосодержащих элементов подин. Мы также демонтировали электродуговые печи ОКБ и РНБ в обжиговом цехе, сейчас разбирают печи кипящего слоя. В цехе электролиза никеля закончен демонтаж индукционных печей.
Задача первоочередной важности – извлечь из заводских объектов все то ценное, что подлежит переработке на других предприятиях ЗФ.
– На медный завод для переплавки мы передали 2800 тонн меди, помогли выполнить производственную программу. На ПЕСХ сдается лом цветных металлов, нержавеющей стали, титана, – уточняет Александр Куленков. – В 2018 году мы планируем завершить работы в хлорно-кобальтовом цехе, до 1 июля текущего года – на отдельно стоящих объектах завода – это отделение газоникелевого порошка, газогенераторная станция. Впереди еще демонтаж на площадке цеха электролиза никеля, дымовых труб… Много еще работы.
Что касается судьбы заводских помещений и самого места, где раньше был никелевый, в компании сейчас рассматривают разные варианты их использования.
– На сегодня можно сказать, что никакого вредного производства на территории никелевого завода не будет, – пообещал Александр Рюмин. – По всей видимости, сначала будет консервация объекта с последующим демонтажем всего, что здесь есть, рекультивация земель.
Предложение в силе
Наряду с технологическими аспектами закрытия завода важным для компании было решение кадрового вопроса. Для 2500 тысяч работников “Норникель” разработал беспрецедентную социальную программу, предполагающую переобучение персонала, трудоустройство на другие предприятия, а также переезд на материк.
– Большинство работников никелевого трудоустроились на другие предприятия. В основном это наши металлургические переделы, – рассказал заместитель директора ЗФ по персоналу и социальной политике Андрей Гришин. – С целью сохранить высокий потенциал персонала мы приняли решение увеличить штат на металлургических заводах, чтобы не растерять высококвалифицированных работников. Каждый из них в течение года должен был определиться со своими дальнейшими планами.
Также заместитель директора ЗФ напомнил, что часть сотрудников, как ветераны металлургического производства, решили воспользоваться социальными программами и переехать. Таких чуть меньше шестисот человек.
Вместе с тем мы по-прежнему готовы помогать людям решать их проблемы, рассматривать вопросы переобучения и трудоустройства на другие производства, в дочерние предприятия. Наше предложение по-прежнему в силе, – заключил Андрей Гришин.
 
НА НОВОМ МЕСТЕ
Алексей ВАЩУК, аппаратчик синтеза сушильного цеха медного завода:

– Я пришел работать на агломерационную фабрику в октябре 1991 года. Проработал там 25 лет агломератчиком, в этот период предприятие вошло в состав никелевого завода. После его закрытия я перешел на медный завод аппаратчиком синтеза. Выбор моей должности на медном обусловлен тем, что я знаком с оборудованием, используемым здесь. Перед переходом на новую работу прошел обучение. Затем меня закрепили за аппаратчиком – и вперед, работать.
На медном заводе все условия для работника, даже кондиционер есть, мало кто может таким похвастаться. Оборудование  абсолютно новое, думаю, оно проработает очень долго без серьезных поломок.
Александр СИГУНАВА, мастер производственного участка измельчительно-флотационного цеха ТОФ:
– На никелевом я проработал 20 лет, был мастером отделения воздуходувных машин и отделения насосной станции, которая снабжала технологической водой весь завод. Когда никелевый закрывали, жаль было расставаться с коллективом, с любимой работой. Но в результате воздух в городе стал чище. Я живу на окраине, из моего окна виден никелевый. Смотрю на него, когда еду на новую работу. Мне предложили место на ТОФ. Уже год работаю мастером производственного участка, в который входят реагентное отделение, отделения нагнетателей  и компрессорное. Наша задача – приготовить реагенты и перекачать их в цех, работа ответственная. Реконструкция на ТОФ коснулась нашего передела, почти все оборудование было заменено на новое. Изменения очень большие, и они положительно сказались на условиях труда.
Я рад, что попал на фабрику в период ее модернизации. Очень интересно наблюдать за тем, как предприятие изменяется в лучшую сторону, как монтируется новое оборудование. Приятно осознавать, что я внес в это свою лепту.
Максим ГЛИБОВЕЦ, главный инженер цеха обезвоживания и складирования концентратов НМЗ:
– На никелевом заводе я отработал десять лет. Фильтровальщиком участка фильтрации никелевого концентрата, мастером, старшим мастером и  3,5 года главным инженером агломерационного цеха.
Я перевелся на “Надежду”. Времени на раскачку на новом месте работы не было, пришел и начал работать. Оборудование схожее с тем, что было в агломерационном цехе. Переучиваться не пришлось, потому что деятельность моя осталась той же – подготовка концентратов к дальнейшей переработке на других переделах. На никелевом я знал все от и до, а на НМЗ все новое, есть свои особенности. В нашем коллективе порядка 150 человек. Общаюсь со всеми, работаем плотно, поэтому наладить отношения было несложно. Здесь же работают и другие бывшие сотрудники из агломерационного цеха.
На ПЕСХ сдано 3770 тонн лома и отходов черных металлов, 186 тонн лома коррозионно-стойких сталей, 235 тонн лома титана. На медный завод передано в переработку более 2800 тонн лома и отходов меди. Извлечено около 7153 тонн металлосодержащих продуктов на сумму более 867 млн рублей
К настоящему моменту законсервировано 16 зданий и сооружений никелевого завода и 302 объекта основных средств в этих зданиях
Стратегия по демонтажу и консервации объектов никелевого завода предусматривает завершение этих работ в 2021 году
Александр РЮМИН: “На сегодня можно сказать, что ни- какого вредного производства на территории никелевого завода не будет”
0

Читайте также в этом номере:

Все зависит от тебя самого (Татьяна РЫЧКОВА)
Все побежали, и я побежал (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Творческая инициатива (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Претензий нет (Валентина ВАЧАЕВА)
Одна нить, одна нота (Татьяна РЫЧКОВА)
Не сдадимся без Boeing (Екатерина СТЕПАНОВА)
Груз идет по реке (Марина БУШУЕВА)
Держат руку на пульсе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Дадут совет каждому (Татьяна ЗАЧУПЕЙКО)
Будем здоровы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Борт в помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск