Первоклассные ребята
ШКОЛЬНАЯ ПОРА
![]() |
31 августа 2017 года, 15:44 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
|
Впервые школьный звонок для норильских детей прозвенел 78 лет назад. С тех пор 1 сентября городские гимназии, лицеи, школы ежегодно открывают двери для своих учеников. И для каждого из них День знаний становится праздником, особенно для тех, кто переступает порог своего класса первый раз. “Заполярный вестник” спросил у ребят, которые уже учатся, только собираются в школу, и у тех, чье 1 сентября было много лет назад, что значит для них этот день.
Кира ЕРОХИНА, завтра пойдет в 1-й класс: – Завтра праздник, я пойду в школу. Мне будут давать задания, которые нужно решать. Хотя я уже была там, меня готовили к учебе. Это гимназия. Там много детей, большой класс и небольшой уголок для учителя, где ручки и тетради. Мою учительницу зовут Алена Владимировна, у нее черные волосы, и она очень добрая. Она все рассказывает и не кричит, когда дети шалят, а объясняет, как поступать правильно. И когда я дырку в тетради прорисовала, она меня не ругала, но я не буду так больше делать. Я уже умею писать в тетради аккуратно, мы занимались с мамой. Еще в школе учеников вызывают к доске, чтобы они сами мелом написали пример и решили его. В первый раз все волнуются, когда подходят к доске, но потом успокаиваются. Я умею считать, писать немного и читать по слогам. Очень стихи люблю, даже в конкурсах участвую. А в школе научусь еще лучше, там много знаний. Если учиться хорошо, то ты будешь все понимать, знать, как использовать разные вещи, зачем они и как они работают. Будешь богатым и сможешь купить себе большую квартиру, машину. Может быть, я стану ветеринаром. Но я не операции буду делать, а осматривать животных, выяснять, что у них болит, и говорить другим врачам, как лечить. А рядом с гимназией у нас небольшой парк, там стоят статуи – герои из сказок Пушкина. Он написал про Кота, который ходит по цепи, про Золотую Рыбку... Там и рыбка есть, и сам писатель на скамейке сидит. А мне больше всего нравится Царевна Лебедь, я зимой ее лизнула и примерзла. Меня спасали теплой водой. Хорошо, что в моем классе будут друзья из детского сада – Лева, Валентин, Даша и Злата. Но я и новых друзей найду. Буду с ними на переменках играть, разговаривать, рассказывать что-нибудь интересное. Тимофей ПОПОВ, ученик 2-го класса, герой материала “ЗВ” за 01.09.2016: – 1 сентября в первом классе, если честно, я не очень-то запомнил. Было много детей, много цветов. Представление на сцене. Нас в этот день не в гимназии за партами, а в ГЦК собрали. Мама с папой, как и другие родители, тоже в зале сидели. И брат Федор с ними. И тетя. У мамы на глазах от счастья слезы выступили… Не знаю, может, она свою молодость вспомнила, пока взрослые на сцене что-то про “школьную пору” говорили. А я никак не мог понять: что они все такого “чудесного” в этой поре находят? На уроках сиди смирно. На переменах не бегай. Игрушек, если только ты сам не принес, нет. Планшет с собой брать нельзя. По мне, так лучше бы у детей все время были летние каникулы. Ну или на худой конец актировки. Я даже братишку Федора потом предостерег, что его через два года это ожидает. Но он, кажется, еще не до конца понял. В этом году, наверное, 1 сентября все то же самое будет: цветы, представление, праздничный обед в столовой… Единственная разница, что я этот день встречу уже в другой гимназии, куда перешел в конце первого класса. Мама почему-то снова волнуется. Ну а я совершенно спокоен! Ева ГОЛОВАНЬ, ученица 2-го класса, героиня материала “ЗВ” за 01.09.2016: – В прошлом году в школу я идти не хотела, боялась. Хотя для меня 1 сентября не было “первый раз в первый класс”, потому что я ходила на подготовительные занятия. Но оказалось, здесь совсем не страшно: нас встречала Ирина Петровна, мой учитель, она добрая и веселая, а еще в классе оказались мои лучшие друзья из детского сада. Было очень интересно: сначала концерт, потом нас водили по классам, где проводили викторины и конкурсы. Потом все первые классы пошли на улицу, там Ирина Петровна раздала воздушные шары, которые мы выпустили в небо, загадав желания. Шаров было много, разного цвета, когда они полетели вверх, было очень красиво! А еще запомнилось, что в столовой нас ждал горячий чай с вкусными пирожками. Одна стена здесь – большое зеркало, но не настоящее, а похожее на кривое, в общем, оно искажает отражение немного, и мы строили рожицы, было весело! Помню, переживала, что у меня выпадет передний зуб к 1 сентября, но все обошлось, и я могла улыбаться, и улыбалась много, потому что праздник получился отличный! Дарья КОРОСТЕЛЕВА, выпускница 2018 года, корреспондент MediaШколы: – Мое знакомство со школой… В этот день меня рано разбудили, это мне не понравилось! Даже спокойно поесть не дали. Потащили в ванную, завили волосы и самое страшное – нацепили банты: в детстве меня частенько дразнили Чебурашкой из-за ушей, и в самый важный день из меня сделали подобие этой игрушки! Слезы градом. Следующее испытание – белые колготки. Вы удивитесь: что в этом такого? Для меня это сигнал тревоги. Дело в том, что лет в пять кот прокусил мне ногу, дедушка пытался приободрить и шутил, что кот укусил меня из-за таких красивых белых ножек... Я сидела на стуле и надеялась, что про меня забудут. Увы, сестра начала уговаривать пойти на праздник. Я понимала, что в детский сад вернуться не могу, оставался один вариант – топать в школу. Здесь ожидал приятный сюрприз: практически все одноклассники оказались моими детсадовскими друзьями. Плюс по окончании мероприятия всем первоклашкам подарили сумки с канцелярскими принадлежностями, прописи и книжку. Это меня подкупило. Еще и огромный торт ждал дома. А кот в этот день мне не встретился. Александра ХАЛЛЯЕВА, выпускница 2018 года, корреспондент MediaШколы: – Для меня этот день начался очень тяжело: приготовления с раннего утра, беготня родителей, трудный выбор бантов, цветов, и идти в школу перехотелось. Но мы уже тут, стоим с мамой и папой у самого входа, и ощущение, будто проще остаться у двери на весь день, чем войти внутрь – в другой, новый мир, где много маленьких и больших, таких разных и интересных людей, которые с годами станут родными. Сам праздник меня, первоклашку, конечно, не впечатлил: длинные речи учителей, пугающие наставления на будущее, очередь детей для фото с мэром, да и первые уроки были слишком простыми. Зато порадовал школьный завтрак – это было пирожное, такое обманчивое, потому что больше пирожных в школе нам не давали, но такое вкусное. А самым волнительным оказалось торжественное открытие кабинета: все стояли и с нетерпением ждали, когда уже можно будет войти и занять свои места. Елена Владимировна Березовская, наш замечательный учитель, разрезала красивую ленточку, кусочек которой каждый потом увидел в своей открытке. Когда официальная часть закончилась, меня ждали поздравления от родителей дома. Они каждый раз как-то особенно поздравляют с началом учебного года. И теперь, когда я уже на пороге 11-го класса и сама буду выводить первоклассников, чтобы они услышали свой первый , а я свой последний первый звонок, я не жду ни пирожных, ни поздравлений, просто радуюсь, что еще школьница. Дмитрий САВЕЛЬЕВ, заместитель командира отдельной роты ДПС ГИБДД отдела МВД России по городу Норильску: – Наверное, каждый человек запоминает свое первое 1 сентября на всю жизнь. Вот и я, хотя прошло уже 30 лет, как сейчас помню и торжественную линейку, и свою первую учительницу, и сборы в школу. Началось все еще летом. Один из самых ответственных моментов – покупка школьной формы. Наши мамы, моя и моего друга Сереги, вместе с нами ходили по магазинам, долго примеряли, выбирали и наконец купили. У Сереги она была с синими шевронами, а у меня с красными. А накануне линейки было еще одно ответственное мероприятие – покупка цветов. И вот 1 сентября. Мы с другом в новеньких формах, с букетами наперевес: он с гладиолусами, а я с астрами, держась за руки родителей, идем в школу. Конечно, волновались. Надо сказать, что в этой школе – №10 – учились еще мои родители, и для меня это имело огромное значение. Не забыть и торжественную линейку, где нам выдали красочные дипломы первоклассников – мама до сих пор его хранит, и первый звонок, и экскурсию по школе. На стендах – фотографии учителей, которые когда-то работали там, многие из них учили еще моих родителей. Наша первая учительница Галина Ивановна была очень строгой, никаких поблажек нам не давала. К первому классу я уже умел читать по слогам, но писать не очень. Тем, кто хорошо учился, Галина Ивановна выдавала так называемые ленинские тетрадки. То есть в образцовую тетрадку вкладывался портрет Ильича, это было самым большим достижением. К сожалению, у меня таких тетрадок не было. Запомнился мне еще прием в октябрята, но это уже позже происходило. Вообще школьная пора самая замечательная, жаль, что она не повторяется. Эдита КУЧКИНА, норильчанка со стажем (на фото – справа): – Писать я училась на полях книг, бумаги не было. В 1945 году пошла в первый класс в разбитом, искореженном после налетов городе Купянске Харьковской области – в русскую железнодорожную школу возле разрушенного депо. Ее разграбили во время оккупации, парт не было. Для нас парту смастерил дальний родственник дядя Архип. Это была слишком большая роскошь – сидеть за ней одной, поэтому вместе со мной за эту парту сел мой старший двоюродный брат Виталий, которому пришлось пойти в первый класс с опозданием на год. Школа не обеспечивалась дровами, их приносили родители. Столовой не было, завтракали тем, что положат в сумки мамы. В классе учился один мальчик из детского дома, учительница просила делиться с ним едой. Каждый понемногу – и мы его обкормили. Не было портфелей, я ходила на занятия с матерчатой сумкой. В отдельный мешочек ставила чернильницу-непроливайку, мы писали перьями. А у Виталия портфель был, его привезла ему мама, которая служила в воинской части бухгалтером. Потом тетя Марина привезла из Германии и подарила портфель и мне – яркий, красивый, цвета “электрик”. Зимой я прокатилась на нем с горки, и он развалился. Это был покрашенный картон. Какое счастье, что сейчас у детей, когда они идут в школу, есть все, что нужно. ФАКТЫ В 1939-м, когда Норильск получил статус рабочего поселка, перед строителями поставили, как сегодня кажется, невыполнимую задачу: за 20 дней возвести школу. Однако к 1 сентября первое учебное заведение в поселке Норильск было открыто. Позже к деревянному зданию школы на улице Озерной пристроили спортивный зал. В 1947 году в Норильске работали две десятилетки. Спустя год менее чем за три месяца построили здание школы №3 на улице Горной в Старом городе, в 50-м открыли четвертую (через 42 года она преобразовалась в многопрофильную гимназию №4). За следующие четыре года в Норильске открылось пять средних и начальных школ, четыре семилетних и две школы рабочей молодежи. В их числе в 1952 году открылась и школа №5 (сейчас это гимназия). Каждое новое учебное заведение могло принять все большее количество детей. * * * Каких только соревнований не придумывали во времена Советского Союза! Например, устраивали краевые соревнования по подготовке школ к новому учебному году. Наш северный город удерживал знамя победителя с 1954-го по 1962 год. Норильску состязание понравилось, поэтому в том же 1962-м было объявлено собственное соревнование. Активное участие в конкурсе принимали директора школ, учителя, родительские комитеты – все старались добиться победы. * * * В 1965–1966 годах началась самая серьезная перестройка образования: усилены основные предметы, в школе появились факультативы, а объем трудовых дисциплин сократили. Был взят курс на создание специализированных школ, интернатов, образовательных учреждениий физико-математического и естественно-научного направлений. * * * В 1973 году появилась кабинетная система обучения в специально оборудованных классах. В школе №17 открылся первый в городе лингафонный кабинет. * * * В Норильске всегда большое внимание уделялось эстетическому воспитанию. Специальные образовательные блоки разрабатывались для уроков истории, литературы, музыки, изобразительного искусства. В практику многих школ широко внедрялись разные формы творческого воспитания: музыкальные лектории, пионерские филармонии, клубы юных музыкантов и искусствоведов. В 1987 году на базе 41-й школы открылась первая средняя общеобразовательная школа с эстетическим уклоном. Такая концепция предполагает слияние двух учебных заведений (общеобразовательной и школы искусств) в одном комплексе. Принимали в такую школу детей творческих, музыкально одаренных и тех, кто имел хорошие физические данные для занятий хореографией. * * * Использованы материалы Норильского городского архива |
0 | Твитнуть |