“Только вольнонаемные”
ПОД ЗНАКОМ НОРИЛЬСКА
29 октября 2015 года, 16:37 Текст: Василий КСИНТАРИС, бывший заместитель директора Норильского комбината по снабжению и транспорту, ставший впоследствии первым заместителем председателя Госснаба СССР
|
В проекте “Простые истории”, стартовавшем к 80-летию “Норильского никеля”, о времени и о себе рассказывают норильчане, оставившие заметный след в биографии города и комбината. Для “Авторадио” и “Европы Плюс” аудиоистории озвучили заслуженные артисты России Нина Валенская, Лариса Потехина, Сергей Игольников, Сергей Ребрий и артист Андрей Ксенюк.
“ЗВ” предлагает своим читателям расширенные версии “Простых историй” как продолжение юбилейного “Хронографа”.
“ЗВ” предлагает своим читателям расширенные версии “Простых историй” как продолжение юбилейного “Хронографа”.
– Я работал в Дудинке начальником порта. В 1948 году все, что было связано с водным транспортом, входило в зону моей ответственности. Помню, что получили телеграмму от министра внутренних дел Круглова. Содержание такое: “К вам направлен английский пароход, груженный польским цементом. На борту 4 тысячи тонн, разгрузить их за 96 часов только силами вольнонаемных”. Сильно озадачила нас эта телеграмма. Дело в том, что в Дудинском порту вольнонаемных было всего человек 120–150, и все это были “взбесившиеся домохозяйки” – так иногда мы называли жен командного состава, которые не имели специальности, работали экономистами, в торговле, в кадрах. А нужны были крепкие мужики, человек 160, – тогда, может быть, и справились бы с разгрузкой цемента за четверо суток. Что делать? Звоню директору комбината Звереву. Он говорит: – Собери замов и посоветуйтесь, как быть в этой ситуации. И вот собрались начальник оперчекотдела, замначальника по лагерю, руководители служб. Объяснил ситуацию. Все пришли к одному мнению: о вольнонаемных грузчиках не может быть и речи. Но как тогда выполнить поставленную задачу? Начальник чекистов предложил: – Подберем надежных заключенных и разгрузим корабль. Зам по лагерю капитан Михно продолжил: – Оденем заключенных в хорошую спецодежду, военизированную охрану так же оденем, вместо винтовок дадим на всякий случай пистолеты... Тут же решили, что заключенным скажем всю правду и про запрет министра, и про 96 часов, и про охрану с пистолетами… …В Дудинке было много хороших специалистов, они за три дня сшили замечательную, как в американском журнале, спецодежду. Пароход разгрузили за 72 часа. На подъеме последнего груза стрела пароходного крана сломалась. Мы подозревали, что наши грузчики сделали это намеренно – в два раза больше погрузили цемента, доставили его нормально, вот только стрела не выдержала и сломалась. Когда английский пароход, прощально загудев, отошел от причала Дудинского порта, открылась удивительная картина: на воде плавали белый хлеб, пакеты, сигареты… Негры и белые бросали нашим людям, как собакам, хлеб, шоколад и даже колбасу. Никто ничего не взял. |
0 | Твитнуть |