Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Три плюс два
НОРИЛЬСКИЙ ХРОНОГРАФ
29 октября 2015 года, 16:27
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Норильские судьбы, как правило, особенные. Не всем светлым и воистину героическим первостроителям гиганта Заполярья довелось дожить до признания их заслуг. Сегодняшние почетные, заслуженные тоже не всегда почивали на лаврах. Признание добывалось трудом и талантом, на которых, помимо никеля, кобальта и меди, и стоит Норильск.
Драгоценности Норильска
29 октября 1907 года родился будущий инженер-исследователь Норильского комбината Анатолий Соколов.
Его гулаговская эпопея началась накануне 30-летия: выпускник Томского технологического института, инженер-металлург до начала повальных арестов в Лениногорске успел поработать сначала на комбинате “Алтайполиметалл”, а затем – на свинцовом заводе. В Карагандинском лагере его направили в шахту.
– Шахтеры – сплошь заключенные, выработка угля самая примитивная. Техники безопасности никакой. Обвалы кровли случались часто. За одну зиму такие обвалы я пережил трижды и чудом остался жив. Я написал заявление в Главное управление лагерей с просьбой использовать меня по специальности как металлурга.
…Весной 1939-го зэк Соколов был включен в этап для отправки в Норильск, где после трех дней отдыха каждый член группы, прошедшей специальный отбор, был принят начальником Норильского строительства.
– Главным в собеседовании было стремление Завенягина при личном знакомстве определить ценность каждого из нас как специалиста, понять физическое и моральное состояние. Хотя наши формуляры, в которых содержались все необходимые сведения, лежали перед ним на рабочем столе.
Соколову Завенягин предложил поработать мастером смены на недавно запущенном Малом металлургическом заводе, но, узнав о проблемах со здоровьем, решил, что до поры до времени ему лучше потрудиться инженером-исследователем в Центральной химлаборатории.
Переход на должность старшего инженера-исследователя опытно-металлургического цеха, будущего ГМОИЦ, произошел в сентябре 1943-го. Через два года, после успешной разработки важного металлургического процесса, Соколов расписался в документе о досрочном освобождении.
Руководя, начиная с 1946 года, в качестве главного инженера шламовым цехом, а затем заводом №26, Анатолий Соколов сыграл ключевую роль в организации производства концентратов благородных металлов на Норильском комбинате. Он же курировал рабочее проектирование, монтаж технологического оборудования, осуществлял пуск и ввод в эксплуатацию первого цеха электролиза медного завода.
Последние пять лет жизни в Норильске (до 1961 года) заместитель главного инженера комбината по опытно-исследовательским работам, руководитель ГМОИЦ посвятил организационно-научной и инженерной деятельности.
Из Норильска Соколова пригласили на работу в Новосибирск в Институт неорганической химии Сибирского отделения АН СССР, где он 15 лет руководил отработкой технологических процессов экстракционного разделения металлов. В 1988 году Анатолий Петрович был одним из самых почетных гостей на полувековом юбилее ГМОИЦ. Последним трудом исследователя стали его воспоминания о работе в Норильске для сборника “Драгоценные металлы Норильска”, вышедшего в 2000 году, через пять лет после смерти ученого.
 
Миллионы на будущее
30 октября 1981 года за вклад в организацию круглогодичных навигаций Владимир Всесвятский, которому в этот день исполнилось 68 лет, получил Государственную премию СССР.
Почетный гражданин Норильска и Дудинки до конца дней считал продленную навигацию главным делом своей жизни.
В распоряжении Норильского комбината Владимир Всесвятский прибыл в конце 1942-го вместе с эвакуированными мончегорцами. Последняя запись в трудовой книжке сделана 8 августа 1988 года, уже в столице, где он 13 лет руководил московской конторой “Норильскснаба”. “Генералом снабжения” в Норильске, как величали Всесвятского журналисты, он был на протяжении 17 лет и даже стал героем пьесы под названием “Проводы”, шедшей не только на норильской, но и на столичной сцене. В театрах имени Маяковского. В московской “Маяковке” роль Всесвятского-Старосельского играл Армен Джигарханян. У нас – Анатолий Сорокко. В 1978-м вышел фильм по той же пьесе Дворецкого с Александром Паррой в главной роли. Безусловно, этот факт добавил популярности не только личности Всесвятского, но и закрытому городу Норильску.
В 1970-е еще не принято было искать истоки незаурядности в происхождении. Но именно кровное родство с людьми, которых отличала любовь к Отечеству и желание служить ему, многое проясняло в поведении вольнонаемного работника Норильского комбината, помогавшего своим друзьям и коллегам из заключенных с риском оказаться по другую сторону колючей проволоки. По свидетельству жены Всесвятского Нины, он минимум дважды был на волосок от ареста. В первый раз – из-за этой самой помощи политзаключенным. Во второй – из-за превратно понятой стукачом фразы: “Ты спрячь на будущее эти два миллиона”. Сэкономленная в смете сумма могла быть использована на других работах, а к нему пришли с обыском…
Немаловажно, что из-за своего непролетарского происхождения Владимир Всесвятский остался без высшего образования. Его отец до революции построил в селе Угодский Завод Калужской губернии (сейчас – город Жуков) целый больничный городок. На свои деньги. В год рождения сына, 1913-й, на Всероссийской выставке эта больница была признана образцово-показательной и получила почетный диплом, что открывало перед Всесвятским-старшим большие возможности, но тот остался лечить земляков. Погиб Николай Владимирович в 45 лет, спасая больного. Его жена осталась с пятью детьми, младшему, Владимиру, в 1919-м было всего 6 лет. Всю жизнь он учился сам и в любой области, которой занимался, становился профессионалом. По воспоминаниям старшей дочери, Татьяны, семья всегда жила очень скромно. Работая начальником “Норильскснаба”, Владимир Николаевич говорил: “Если я сегодня принесу гвоздь домой, завтра у меня растащат весь Снаб...”. Дочери Всесвятского считают чудом, что их отец, всегда принимавший удары на себя, сумел дожить до 75 лет и умереть в больничной палате.
 
А “Норильский никель” остался
4 ноября 1989 года Совет Министров СССР принял постановление о создании Государственного концерна по производству цветных металлов “Норильский никель”. В его состав вошли Норильский комбинат, комбинаты “Североникель” и “Печенганикель”, Красноярский завод цветных металлов, Оленегорский механический завод и институт “Гипроникель” (Ленинград). Концерн получал право самостоятельно проводить экспортные сделки по поставкам никеля за рубеж. По сути, это был первый в советской металлургии холдинг, хотя до введения рыночной экономики и до акционирования самого концерна оставалось еще несколько лет. Возглавил концерн Анатолий Филатов, сохранивший за собой и пост генерального директора Норильского комбината.
Ходили слухи, что создать концерн Анатолий Филатов решил в качестве “компенсации” за проигрыш на выборах в Верховный Совет СССР, когда большинство проголосовало за директора рудника “Заполярный” Вадима Николайчука. По мнению экспертов, ровесник комбината (Филатов и Норильский комбинат родились в 1935-м, а в этом юбилейном году Анатолия Васильевича не стало) тогда принял невероятно эффективное с точки зрения экономики решение.
Многие норильчане какое-то время считали, что создание концерна – явление временное и, как только рыночные реформы в стране будут свернуты, концерн преобразуют в союзное министерство медно-никелевой и платиновой промышленности.
Но прошло несколько месяцев, и СССР перестал существовать. А “Норильский никель” остался.
Владимир Всесвятский
Продленную навигацию Владимир Всесвятский считал главным делом своей жизни
Возглавил концерн Анатолий Филатов
0

Читайте также в этом номере:

Заряд медного (Екатерина БАРКОВА)
Оценка на уровне (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Социально лучший (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Арктике посвящается (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Карьерный интерес (Елена ПОПОВА)
Престижная профессия (Марина БУШУЕВА)
80 лет первая (Екатерина БАРКОВА)
С новой строки (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Остается ориентиром (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Светить всегда (Валентина ВАЧАЕВА)
“Только вольнонаемные” (Василий КСИНТАРИС, бывший заместитель директора Норильского комбината по снабжению и транспорту, ставший впоследствии первым заместителем председателя Госснаба СССР)
Hi-tech в тундре (Екатерина БАРКОВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск