Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Без песка нет металла
У ГЕОЛОГОВ
28 июля 2016 года, 14:26
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Татьяна РЫЧКОВА
Ежегодно металлургические печи заводов НПР перерабатывают миллион тонн енисейского песка, который выводит из процесса ненужное железо. Найти, разведать и поставить на баланс месторождения песка – задача геологов.
Очерки по истории открытий минеральных богатств Таймыра, выпущенные 15 лет назад издательством Новосибирского университета, рассказывают, в частности, и о поисках на полуострове песка и песчаников.
Еще в 1938 году как флюсовое сырье было разведано месторождение кварцевых песчаников на горе Рудной. В 1942-м такие же песчаники, только более высокого качества (от 80 до 87% диоксида кремния), были обнаружены геологом Владимиром Домаревым в ручье Звонком, в 18 км к юго-востоку от Норильска. Геологи искали и находили пески строительные, бетонные, для штукатурных работ, закладочные. Большинство из них либо не тянуло на флюсовые добавки по качеству, либо находилось далеко от действующих дорог.
В 1973 году вышел приказ Министерства геологии усилить в НПР поиски песков, так как данный вид сырья превратился в острый дефицит. Выход лежал на поверхности: самый дешевый источник – залежи, связанные с современным аллювием (отложениями, формирующимися постоянными водными потоками) реки Енисей. Такие острова сложены хорошо промытым, ритмично сортированным песчаным материалом.
В начале 80-х были проведены геолого-разведочные работы на острове Середыш. Запасы подсчитали, начали добычу, но предупредили, что к XXI веку песка здесь почти не останется. Кроме того, эксплуатация этого месторождения могла быть прекращена полностью в связи с запрещением Госкомприроды России добычных работ в руслах и охранных зонах рек. Вот почему в 1992–1994 годах были разведаны Южно-Левинское и Северо-Левинское месторождения технологических и строительных песков. Участником событий стал Константин Краденов, специалист по нерудным ископаемым, сейчас заместитель директора ООО “Норильскгеология” по управлению проектами ГРР – начальник отдела.
– На Южно-Левинском и Северо-Левинском месторождениях работал корифей нерудных полезных ископаемых Анатолий Васильевич Поспелов, – рассказывает Краденов. – Я у него многому научился.
Геологам не обязательно знать все ингредиенты, требующиеся для плавки металлов на норильских заводах, поясняет Константин, но про песок они знают точно: комбинат употребляет его почти миллион тонн в год. Песок по-прежнему возят с Енисея, с острова Середыш, месторождение еще полностью не исчерпано. В конце июня – начале июля геологи закончили здесь подготовительные работы перед летним сезоном: обозначили участок на акватории, сделали промеры по добыче.
Нужный металлургам песок достают с глубины от трех до 15 метров. Выгребает-высасывает его плавучий земснаряд, грузят на баржи такие же плавучие грейферные краны, в порт Дудинку доставляют баржи.
Сейчас намечается новый участок, на котором мы, может быть, начнем добычу, – рассказывает о перспективах Константин Краденов. – Это ближе к Дудинке, в районе Грибановского мыса. Там песок точно такой же, но он намного ближе к Дудинке, то есть доставлять его дешевле.
 
Комментарий эксперта
Для чего нужен песок
На вопрос “ЗВ” о роли песка в жизни металлургов отвечает Владимир ЛАЗАРЕВ, начальник технического отдела медного завода:
– Как флюсующий материал песок используется на медном заводе при плавке в печи Ванюкова. Он также необходим для работы печи взвешенной плавки на “Надежде”. При конвертировании на обоих заводах применяется песчаник – кусковой материал, так как песок из конвертера просто выдувает. В печах применяется большей частью песок, у нас на медном может применяться и песок, и песчаник.
Предназначен этот материал для образования шлака. Соединение кремневки (точнее, окиси кремния) с окисью железа образует химическое соединение под названием фаялит, температура плавления которого 1205 градусов по Цельсию. Вместе с кремневкой мы выводим из процесса железо в виде ошлакованного, то есть фаялита. Таким образом мы обогащаем материал, который изначально загружали с содержанием меди, допустим, 22%. Вывели большую часть железа, вывели серу – и получили штейн. На медном заводе он содержит уже до 65% меди.
С дудинских причалов енисейский песок отправится на металлургические заводы НПР
Владимир ЛАЗАРЕВ
0

Читайте также в этом номере:

Вертикаль ТОФ (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Бригада огнестойких (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Отряд с назначением (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Большая проверка (Виктор ЦАРЕВ)
Звезда крана (Елена ПОПОВА)
Студенты играют в бизнес (Владислав ШУКШИН)
Бетонные холсты (Владислав ШУКШИН)
Специалист в точном деле (Марина БУШУЕВА)
Человек-эпоха (Татьяна РЫЧКОВА)
Ресурсы по осени считают (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Завидуйте! (Валентина ВАЧАЕВА)
Не ихнего ума дело… (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск