Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Звезда крана
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
28 июля 2016 года, 15:23
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Самые счастливые люди – это те, кто всю свою жизнь может заниматься любимым делом. Об этом лишний раз задумываешься, когда разговариваешь с машинистом крана рудника “Таймырский” Натальей МАРТЫНОВОЙ.
На участке электроснабжения шахтной поверхности и кранового хозяйства рудника Наталья Мартынова работает более 30 лет. Список кранов, которыми она может управлять, довольно внушительный: башенные, козловые, мостовые, портальные… Моя собеседница подтверждает:
– Могу на любых работать.
– А разве эта специальность не мужская? – задаю мучивший меня с самого начала вопрос.
Наталья качает головой.
– В Норильске крановщики в основном женщины. Работа очень легкая, – обескураживает таким признанием моя собеседница. – Двигай себе рукоятками да кнопки нажимай. Более того, большинство кранов управляется с земли, с пульта. Чисто женский труд… – и Наталья добавляет: – Ну, может быть, только в горячих цехах, где вредное производство, мужчины идут в крановщики. А у нас – лучше не придумаешь. Под землю спускаться не надо. Трудимся в теплых помещениях. Зимой проблем нет – переходим с участка на участок, даже не надевая теплую одежду. И что самое главное: тебя везде ждут, тебе везде рады. Потому что ты в чем-то сумел помочь людям. Что может быть приятнее?
Погрузка-разгрузка материалов для спуска в шахту, разгрузка железнодорожных вагонеток с рудой, монтаж-демонтаж оборудования при ремонте – спектр задач у крановщика большой.
– Мы за смену можем по четыре-пять кранов поменять, – продолжает Наталья Мартынова. – Идем туда, куда вызовут. Смена начинается с того, что нас распределяют по кранам. Берем ключи и идем на свой участок… Я девочкам, своим ученицам, постоянно повторяю: наша задача – максимально облегчить труд мужчин. Посмотрите, как им тяжело! Иногда бывает, вижу – они что-то тянут. Звоню: давайте, я зацеплю груз! Что же вы сами-то несете на своих плечах, когда кран есть?
Ни минуты не жалела!
Личная история “освоения Севера” у Натальи Мартыновой началась в 1982 году. Хотя при других обстоятельствах приехать в Норильск уроженка Ставропольского края могла бы и еще раньше.
– В конце 70-х я пыталась оформить приглашение на въезд в город, но получила отказ, – рассказывает она. – А потом, так получилось, подвернулся обмен квартиры в Талнах. Я быстро ухватилась за такую возможность, за две недели жилье переоформила. И ни одной минутки не пожалела за все эти годы, что решилась на такой шаг!
Работать Наталья устроилась на Талнахскую обогатительную фабрику, потом перевелась на “Таймырский”. Рудник за год до этого как раз ввели в эксплуатацию. Норильчанка вспоминает:
– Мне настолько нравилось управляться с огромными механизмами, что я уже и не знала, чем себя занять в выходные. Помню одну ситуацию, когда только устроилась на “Таймырский”. Пришла как-то с ночной смены домой, легла спать, а когда проснулась, понимаю, что снова хочу на работу. А у меня впереди выходные! Звоню начальнику: “Можно я завтра выйду на смену?” Он очень удивился, но противиться не стал: “Ну выходи!” Я даже не спрашивала потом, закрыли мне этот день в табеле – не закрыли, – смеется Наталья.
Папины гены
Профессии крановщика она обучилась еще на материке, потом в Норильске проходила курсы повышения квалификации. Необыкновенную увлеченность своим делом Наталья Мартынова старается передать ученицам, которых только за последние годы у нее было более десятка. Многие из них продолжают трудиться на “Таймырском” и на соседнем руднике – “Октябрьском”.
Моя собеседница соглашается с тем, что у женщин, которые приходят в эту профессию, чаще всего технический склад ума. И она сама, кстати, не исключение. Склонность к точным дисциплинам у Натальи проявилась еще в школе.
– Я электрические плиты, утюги сама ремонтировала. В шестом классе в первый раз попробовала починить спираль на плите. Почему она плохо греет? Потому что длинная, сопротивления не хватает. Физику же я в школе учила! Провода укорачиваю, сопротивление увеличиваю – спираль накаляется докрасна. Родители как в порядке вещей все это воспринимали… У меня папа был инженер, изобретатель. Очевидно, это его гены. Сделать чертеж? Нет ничего проще! В политехническом вузе, куда я поступила после школы, могла грузовую тележку со всеми двигателями, канатами, барабанами с легкостью на ватмане начертить. Да даже сегодня на работе, если кто-то что-то не понимает, говорят: “Сейчас придет Мартынова, у нее спросишь…” Я понимаю, как устроен кран, в чем причина поломки. Говорю ремонтникам: “Ребята, посмотрите там-то и там-то”. Они идут, смотрят…
Норильчанка не скрывает: такой уклон в техническое направление, традиционно считающееся прерогативой мужчин, приносит ей пользу и в быту.
– Я всю электрику дома: розетки, выключатели, люстры, чайники, утюги – при необходимости ремонтирую сама, – смеется она. – Как мой муж реагирует? Нормально. Иногда, правда, переживает: этот же агрегат не разбирается! А я ему говорю: все, что создано человеческими руками, можно разобрать.
Институт Наталья бросила после того, как вышла замуж. Диплом инженера, решила, ей ни к чему. А вот выучиться на крановщика нужно обязательно.
– Не было у меня необходимости что-то искать еще, пробовать себя в другой профессии. Я не устаю физически, потому что занимаюсь делом, которое мне нравится. И место работы никогда не думала менять. На “Таймырском” чувствую себя уверенно. Как дома. А от добра добра не ищут.
– Некоторые женщины, связавшие свою жизнь с производством, все-таки испытывают сожаление, что не получили высшее образование. Говорят: на работе ходят в спецовке, а могли бы – в красивых платьях и на каблуках.
– Ходи дома. Какие проблемы? – тут же реагирует Наталья. – Работа есть работа. У нас, например, такой “дресс-код”. Не нравится – меняй свою жизнь. Но меня все устраивает.
Каска, очки, зеленая спецовка с надписью “Я соблюдаю ТБ” – таков облик Натальи Мартыновой на работе.
– На руднике с соблюдением инструкций все очень строго, – продолжает она. – Даже штаны у крановщицы должны быть такого же цвета, как и спецовка.
– Сегодня очень много говорят про ТБ. И, к слову, не все довольны ужесточением правил.
– Техника безопасности, безусловно, нужна, – высказывает свою позицию норильчанка. – Люди новые на предприятие приходят, опыта нет, знаний зачастую еще маловато… Среди наших крановщиков, к примеру, коллектив за последние годы сменился на три четверти. Другое дело, что нужно ко всему с точки зрения разумности подходить. Я вообще когда-то читала: задача инспектора по ТБ – быть другом, наставником работникам, а не карательным органом. Но, слава богу, я с такими в своей практике не сталкивалась.
Самые спортивные женщины
Наталья Мартынова – состоявшийся во всех смыслах человек. У нее две взрослые дочери. Обе окончили в Лесосибирске педагогический институт, одна сейчас живет и работает на материке, другая в Норильске. И хотя они не унаследовали “технических” генов дедушки и мамы, но, по словам моей героини, “отвертку в руках держать умеют”.
– Дочери больше гуманитарии, творческие люди. Обе очень хорошо рисуют. У их отца был бесподобный талант карикатуриста, – объясняет Наталья. – Рисунки, которые он делал, были едва ли не лучше, чем в журнале “Крокодил”. И внуки у меня тоже все рисуют.
Внуков у норильчанки семеро.
– Все красивые, все позитивные… – добавляет она.
Глядя на эту загорелую, улыбчивую и поразительно моложавую женщину, в этом даже и не сомневаешься. Я спрашиваю, а какой вид отдыха она предпочитает? Наверное, любит ходить в тундру, как и большинство норильчан? Моя героиня качает головой, отшучивается: “Я больше домашняя кошечка”. И добавляет: в свободное от работы время с давних пор увлекается рукоделием. Сшить может все – вплоть до костюмов и пальто.
– Здесь мне, кстати, тоже помогал чертежный талант. Глазомер хороший: без замеров получается ровно отрезать ткань. Сейчас, конечно, шью редко – все в магазинах есть. А вот дом украшаю. У меня квартира нарядненькая. Гости приходят – и уходить не хотят. Говорят: “Как у тебя уютно, хорошо!” И цветов у меня много. Выношу их летом на балкон, а осенью не могу занести обратно – так они за это время разрастаются.
– Есть люди, которые хотят поскорее накопить денег и уехать из Норильска. Газ, холод – все это их раздражает…
– Я считаю, все зависит от характера. Как правило, такие люди всегда будут чем-то недовольны. Хоть в Норильске, хоть на материке. Я приехала сюда жить по своей воле. Я люблю этот край. Просто обожаю Талнах! Уезжаю в отпуск на материк, месяц проходит, полтора – и все, хочу домой! Хочу поскорее увидеть эти горы. С содроганием думаю, что придется отсюда рано или поздно уезжать. Мне уже 65… И понимаю: не хочу! Буду работать столько, сколько здоровье позволит. Недавно врач удивлялся: в вашем возрасте такое сердце хорошее. А я ему: “Так все время на ногах! С одного этажа на другой. Вверх-вниз. На ВС-5 идем – четыре километра. А потом назад возвращаемся. И все пешком. Так что, шутим мы, крановщицы – самые спортивные женщины”.
0

Читайте также в этом номере:

Вертикаль ТОФ (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Без песка нет металла (Татьяна РЫЧКОВА)
Бригада огнестойких (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Отряд с назначением (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Большая проверка (Виктор ЦАРЕВ)
Студенты играют в бизнес (Владислав ШУКШИН)
Бетонные холсты (Владислав ШУКШИН)
Специалист в точном деле (Марина БУШУЕВА)
Человек-эпоха (Татьяна РЫЧКОВА)
Ресурсы по осени считают (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Завидуйте! (Валентина ВАЧАЕВА)
Не ихнего ума дело… (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск