Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Человек, который смотрел вглубь
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
19 ноября 2015 года, 14:51
Текст: Екатерина БАРКОВА
“Заполярный вестник” продолжает публиковать истории людей, чьими силами строился Норильск и комбинат. Тех, чьи истории и архивные материалы стали частью акции “Первые лица”.
 
Юрия Андреевича НАСОНОВА, одного из героев акции “Первые лица”, можно считать легендой большой производственной стройки Норильска. Он был настолько уникальным для Норильского комбината специалистом, что выполнял самые сложные и важные задачи. Юрий Насонов строил шахтные стволы.
На счету нашего героя целый ряд крупных объектов: породо-закладочный ствол рудника “Таймырский”, вентиляционный ствол №9, вспомогательно-закладочный ствол №1, вспомогательно-скиповой ствол №1 шахты “Скалистая” рудника “Комсомольский”. Такое дело в советское время могли доверить только высокопрофессиональному специалисту.
Подарок судьбы
Юрий Андреевич Насонов родился 28 апреля 1942 года в Тульской области. Детство было нелегким, голодным. Возможно, преодоление трудностей с малых лет и укрепило его характер. Повзрослев, он окончил Московский строительный техникум по специальности “строительство горных предприятий”. Производственная практика прошла на Урале, там его и приметили. Перед молодым специалистом открылся почти весь Советский Союз. Карьерный рост был стремительным. Уже в 25 лет он стал начальником участка в шахтопроходческом управлении донецкого “Шахтспецстроя”. Насонов работал в Донецке, в Красноармейске на угольной шахте, строил стволы для добычи соли в соляных шахтах “Артемсоль”, в Артемовске возводил шахту для завода шампанских вин. Здесь состоялось его первое трудовое достижение: молодой специалист поставил рекорд по скоростной проходке. За это Насонова, которому еще не было 30 лет, наградили медалью “За трудовую доблесть”. Как и было принято в советские годы, портрет рекордсмена разместили на доске почета в главке московского министерства “Спецстроймонтаж”. Насонову было приятно, но на достигнутом он не собирался останавливаться. Впереди были возведение стволов высоко в горах для комбината свинцовых руд в Северной Осетии, работа в Ростовском шахтостроительном управлении. Вернувшись в Донецк, он получил нагрудный знак “Шахтерская слава” III степени.
Дальше судьба преподнесла Юрию Насонову подарок: в 1977 году его пригласили в Норильск.
Шахтостроитель высочайшей пробы
О норильских страницах биографии Юрия Насонова “Вестнику” рассказала его дочь Виктория Сотникова. Она тоже работает в “Норильском никеле” – ламповой ШПУ-5 “Норильскшахтстроя”. В разговоре она вкладывает много тепла и ласки в слово “папа”.
– Вспоминая о папе, я снова погружаюсь в атмосферу того времени, когда люди бескорыстно дружили и искренне любили. Когда страна жила идеями светлого будущего, на душе было хорошо и беззаботно, была уверенность в завтрашнем дне. Мне кажется, люди того времени были заражены силой воли и оптимизмом, – начинает рассказ Виктория. – Мы приехали в Талнах. Брату Андрею было девять, мне пять лет. Все было интересно: олени ходили по улицам возле домов. Снег в сентябре, а в октябре уже можно кататься на санках, коньках и лыжах. Мы себя представляли шахтерами, когда рыли тоннели в сугробах, строителями – когда возводили из снега крепости, отважными скалолазами – когда штурмовали снежные горы.
Все объекты, которые строил Юрий Насонов, он называл своими детьми. Его даже от норильского “Шахтспецстроя” отправляли в якутский город Мирный строить стволы для предприятий “Якуталмаза”. Был у него любимый объект – ВСС-1. На стройку приезжали многие, в том числе из Германии, из московских институтов, чтобы посмотреть, как строить стволы правильно. Папин труд был образцом. Он за все участки переживал. Хорошо помню: ночами без конца на телефоне. Только и слышно слова часа в два-три ночи: “Палить! Разрешаю!” Думала, что он там все время палит? Оказывается, дает разрешение на взрыв, чтобы дальше вести проходку.  
Мы еще детьми видели, как много времени и жизненных сил папа отдает работе. Когда мы уезжали в отпуск, он и там находил себе дело по профессии: то достраивал, то перестраивал, то подстраивал дом, – смеется Виктория. – Как-то решил построить колодец на деревенской улице. Соседи над ним подшучивали: “Юрий Андреевич, что, проходишь ствол? Даже здесь?” Папа был необыкновенным, разносторонним, интересным и очень душевным человеком. Он всегда говорил, что Норильск – лучший город Земли, где живут и работают самые лучшие люди планеты. Мы с братом с ним согласны. Мы тоже наш город и край полюбили всей душой и не расстаемся с ним долгое время.
Папа очень любил людей, и люди отвечали ему тем же. Однажды он возвращался домой поздно вечером. Вдруг увидел на цементном полу в углу автовокзала человека в одежде северных народов. Папа его поднял и расспросил, почему он здесь лежит. Оказалось, что этот человек приехал в Талнах по делам и опоздал на последний рейсовый автобус. Тогда начиналась пурга и на всех предприятиях объявили актировку. И неизвестно было, когда следующий автобус. Вот он и устроился в углу для ночлега. Папа его пригласил в гости в наш дом. Мы с братом рассматривали гостя с огромным интересом. От его необычной красивой одежды невозможно было оторвать глаз. Мама быстро накрыла на стол. Мы угощали его, поили чаем. А он рассказывал свои охотничьи истории, о своей семье, о жизни своего народа в тундре. Тогда мы впервые увидели национальный музыкальный инструмент барган. Наш гость играл на нем. И пел, как нам показалось, странно. Потом нам мама объяснила, что такое пение называется горловым.
То, что папа всегда помогал людям, для нас было делом обычным. К нему обращались коллеги и с других участков и предприятий. Он заботливо относился к тем, с кем работал. Направлял их дальше учиться и расти. Многие ему до сих пор благодарны за это.
Есть чем гордиться, есть что хранить
Несмотря на постоянную занятость на работе, у него хватало энергии, времени, сил и терпения на семью и активный отдых. Он говорил: “Сегодня едем на Ламу собирать ягоды с грибами” или же: “Поедем смотреть ледоход на Енисее”. На рыбалке устраивал конкурс, кто наловит больше рыбы. Обязательными были походы в тундру. Стоял на воротах в команде предприятия по мини-футболу. Жизнелюбия было не занимать.
– К папе всегда приходило много друзей, – продолжает Виктория Сотникова. –  “Шахтспецстрой” был дружной и по-семейному теплой организацией. На турбазе “Жарки” часто проводили семейные праздники, соревнования по теннису, футболу, волейболу. Было очень азартно и интересно. Зимой мы с папиными друзьями и их детьми брали рюкзаки, становились на лыжи и шли проложенным маршрутом десятки километров по сказочно красивой тундре. Любуясь живописными пейзажами, мы даже не замечали усталости. Помню, как на привалах с волчьим аппетитом съедали все бутерброды, запивая ароматным чаем из термоса. Возвращались обратно на турбазу в наш уютный домик. На первом этаже домика был уголок, где горел камин, у которого мы сушили свои вещи. Рядом стояло фортепиано. Мама садилась за инструмент – она музыкант – и играла нам, а мы пели. У каждой семьи была своя песня. И пока мы не перепоем их все, не обсудим результаты походов и соревнований, никто не расходился.
Мы до сих пор помним папиных друзей, которые работали с ним. Это Николай Михайлович Вифлянцев, Василий Иванович Жеребятьев, Александр Сергеевич Туаев, Даниил Никитич Волкодав. Сегодня этих людей нет с нами, но у всех есть дети. Они также остались здесь работать и продолжать дело отцов. С ними дружили с детства. До сих пор поддерживаем отношения. Получается, мы продолжаем не только династию, но и дружбу. Мама говорит: “Мы вас научили дружить и работать, а теперь попробуйте сохранить эти отношения и научите своих детей этому же”. Мы стараемся.
Наш папа и его коллеги своим доблестным трудом прославляли свою организацию “Шахтспецстрой” и “Норильский никель”. Мы с братом знаем, что для этих людей с большой буквы наш Норильск всегда был самым лучшим городом Земли, городом их молодости и вечной славы. Я горжусь своим папой.
За трудовую деятельность папа получил награды: нагрудный знак “Шахтерская слава” II степени в 1983 году, орден Трудового Красного Знамени в 1988 году – это была его самая большая гордость. В 1984 году получил правительственную награду – автомобиль “Волга” ГАЗ-2402. Из красноярского автомагазина ее родственник перегнал в Донецк. Папа за руль не садился – оказалось, это дело не его.
Юрия Насонова, как хорошего специалиста, неоднократно приглашали работать в управление “Спецстрой” главным инженером. Но ему больше нравилось каждодневное живое общение с людьми, плечом к плечу. Многие вспоминают его добродушие, справедливость, теплоту и стойкость характера.
– То, что я решила идти на производство, папа приветствовал, но назвал прерванной династией. Дело в том, что по женской линии у нас все педагоги. Общий стаж перевалил за два века. Я тоже по образованию педагог, работала в детском саду. В 1999 году, когда сады стали закрываться, решила идти по нашей мужской, шахтерской линии.
Пример отца другим наука
В общую династическую копилку стажа можно прибавить и четверть века, которую отдал “Норильскому никелю” сын Юрия Насонова Андрей. Сейчас он работает в управлении главного механика заместителем начальника отдела эксплуатации и ремонта горного оборудования Заполярного филиала.
Андрей Юрьевич учился у отца многому. В том числе и любви к работе.
– Смотрел, как он на работе пропадал. Вот и весь пример. В те времена люди болели работой. У меня то же самое получилось. Почти всегда до позднего вечера на службе, всегда на связи, – улыбается он.
О том, кем стать и куда идти работать, почти не думал. Учился в Норильском индустриальном институте на вечернем отделении по специальности “электроснабжение промышленности”. Параллельно работал. В 1991 году довелось поработать под руководством отца. Говорит, люди его уважали за отношение к делу и за человеческие качества.
– Главное в жизни, говорил отец, вникать во все. Стараться, во всяком случае. Если есть желание, то всего достигнешь сам, – рассказывает Андрей Юрьевич. – Еще он говорил, что в любых жизненных ситуациях, когда тебе плохо, не вешать нос, всегда есть выход из любого положения. Надо оставаться человеком и поступать по совести.
На счету Юрия Насонова целый ряд крупных объектов
За свой труд Юрий Насонов не раз был награжден
0

Читайте также в этом номере:

Норильск крутой! (Марина БУШУЕВА)
Чисто об атмосфере (Лариса ФЕДИШИНА)
Рекорд нового времени (Татьяна РЫЧКОВА)
Табу на разгильдяйство (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Счастливая пятница (Николай ЩИПКО)
Бизнес в помощь (Елена ПОПОВА)
Ну насмешили! (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Бесплодных усилий не бывает (Валентина ВАЧАЕВА)
Время правды (Валентина ВАЧАЕВА)
Живу и помню (Гунар КРОДЕРС, журналист, почетный гражданин города Норильска, где и похоронен:)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск