Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Что хорошо для природы, хорошо для людей
КОНФЕРЕНЦИИ
7 апреля 2016 года, 16:10
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Какими ресурсами располагает Таймыр для ведения домашнего и промыслового оленеводства и насколько изучена наша земля? Какие законодательные меры помогут развитию северных промыслов? Как будет дышать Норильск после закрытия никелевого завода? О чем свидетельствуют генетические особенности ряпушки в озере Собачьем? Это лишь некоторые темы дискуссий участников Международной научно-практической конференции “TerraАрктика-2016: Биологические ресурсы и рациональное природопользование”.
Нынешняя встреча ученых, специалистов и практиков является продолжением, но уже на новом уровне Всероссийской конференции “Проблемы освоения и сохранения Арктики”, состоявшейся в Норильске в прошлом году. Как и на сей раз, конференция проходила в Музее НПР. Инициатором выступил Научно-исследовательский институт сельского хозяйства и экологии Арктики (НИИСХиЭА) при поддержке Заполярного филиала “Норильского никеля”.
За научным столом
Наши ученые накопили огромный запас знаний о территории Арктической зоны. Вполне логично, что норильчане выходят на всероссийский и международный научный ковер и обмениваются практическим опытом с коллегами.
– Ученые из других российских городов, а теперь уже и других северных стран привозят к нам новые знания и технологии, от этого Норильск и Таймыр только выигрывают, – отметил Василий Гончаров, исполняющий обязанности директора Научно-исследовательского института сельского хозяйства и экологии Арктики, кандидат сельскохозяйственных наук. – Норильчане за этим столом общения демонстрируют свои наработки в разных направлениях: ветеринарии, генетике, воспроизводстве животных, развитии кормовой базы.
Говорили на конференции и о нерешенных вопросах, весьма непростых, таких как развитие инновационных технологий в оленеводстве. Чтобы поступательно двигаться в этом направлении, целесообразно, например, внедрять дистанционный мониторинг состояния пастбищ. Проводить оценку генетической ценности и выявлять генетические изменения популяции оленей, проводить процедуры, которые помогут внедрять межпородное скрещивание. Об имеющейся практике в этой сфере говорили ведущий научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института генетики и разведения сельскохозяйственных животных Елена Никиткина – она участвовала в прошлогодней конференции – и научный сотрудник института Анна Крутикова. Исследования и наработки, о которых рассказали гостьи из Санкт-Петербурга, и на Таймыре могли бы помочь создать исключительно здоровое поголовье оленей и в конечном счете значительно повысить мясную продуктивность стада.
Главный врач норильского отдела ветеринарии доктор ветеринарных наук Александр Самандас, говоря о потенциале отрасли, отметил, что на севере России ежегодно может производиться около 30 тысяч тонн высококачественного мяса оленя и субпродуктов первой категории, более 70 тысяч шкур. В настоящее время промысловые бригады на точках отстрела шкуры к производству не принимают: берут камус, мясо и частично внутренние органы животных, а шкуры “дикаря” валяются по всей тундре. Мы могли бы производить свыше 30 тонн пантов и другого эндокринного ферментного и специального сырья. И продавать его по разумной цене.
Вместе с тем, прозвучало на конференции, 23 тонны пантов северного оленя ушло с территории Таймыра в 2015 году за бесценок. Скупщики приобретают килограмм за 100 долларов (реальная цена пантов первого сорта в пять раз выше), иногда за 30 и даже 20 долларов. Нужно возвращаться к практике государственных заготконтор, считает Андрей Кайзер, замдиректора НИИСХиЭА, доктор сельскохозяйственных наук. По мнению ученого, Таймыру нужны и оленеводы-менеджеры, которые могут грамотно продавать свою продукцию.
Наряду с этим отрасль остро нуждается в малоотходных технологиях переработки туш. Использование мини-заводов увеличило бы занятость коренного населения Таймыра, позволило выпускать новые виды продукции и, соответственно, повысить отчисления в бюджет района. Однако типовой проект комплекса глубокой переработки оленины, о котором нам рассказали на конференции, только собираются адаптировать к условиям Крайнего Севера и местного оленеводства. Возможно, потенциальных разработчиков или инвесторов простимулирует информация Александра Самандаса:
– Конечным продуктом реализации даже на международном рынке может являться, например, косметика, ранозаживляющие материалы медицинского назначения, биологически активные добавки, лекарства.
Употребление хлебобулочных изделий, обогащенных порошком из пантов северных оленей, как сказал докладчик, позволяет восполнить необходимую потребность человека в микро- и макроэлементах. В производстве алкогольных и безалкогольных напитков целесообразно использовать добавление экстрактов из пантов северных оленей.
Словом, нужно создавать новые наукоемкие отрасли. Параллельно решая не менее важные с точки зрения безопасности задачи: усовершенствовать методы отстрела диких оленей, организовать жесткий ветеринарный контроль и выдачу разрешения на реализацию мяса через торговые точки.
Инуит не фермер
Оленина в Норильске продается по самой низкой цене: на Ямале и других северных территориях России она втрое дороже, прозвучало на конференции. Сколько стоит оленина в Канаде, выяснить не удалось – в магазинах мясо северного оленя не продается. О других особенностях хозяйствования на территории Канадского Арктического архипелага, практике отношений между администрацией и коренным населением рассказал коллегам кандидат биологических наук, исследователь Майкл Фергусон. По его словам, инуиты, как себя называет эскимосский народ Канады, не занимаются фермерством. Они считают, что олень должен развиваться в природных условиях, а людям нужно как можно меньше взаимодействовать с животными. Поэтому аборигены острова Баффинова Земля только охотятся. По закону все общины могут добыть лишь 250 карибу (оленей). Перед началом охоты представители общин сами распределяют квоты.
Оленину, рассказал Майкл Фергусон, любят не только инуиты, но промысловики могут продать мясо лишь своим знакомым:
– Качество продукции должно контролироваться органами правительства, а во время охоты это делать очень трудно. Поэтому мясо нельзя поставлять на прилавки магазинов и в рестораны. Промышленного отстрела, как в России, на острове нет.
На вопрос, что для вас значит участие в такой конференции, как “TerraАрктика-2016”, исследователь ответил:
– В 1995 году таймырские ученые приглашали меня посетить полуостров, но тогда были сложные отношения между нашими странами, правительство не разрешило выехать, и я не смог побывать у вас. Но, как биолог, я очень заинтересован в проводимых здесь исследованиях, поэтому на сей раз приехал в Норильск на свои деньги. Рад, что смогу посмотреть Таймыр, познакомиться с коллегами и обсудить с ними интересующие нас темы.
Положительная динамика
– Международная конференция проводится научным институтом, с которым компания “Норильский никель” плодотворно сотрудничает. Для нас важно получить обратную связь, услышать оценку изменений в окружающей природе, – сказала о значении этого собрания исследователей и ученых Галина Велюжинец, начальник управления промышленной экологии Заполярного филиала ГМК.
По ее мнению, специалисты НИИСХиЭА такую оценку могут дать профессионально. Эти знания очень важны, так как позволяют “Норникелю” вовремя нивелировать свои проекты и решения.
– Сделанное учеными экспертное заключение о положительной динамике радует, – продолжила начальник управления промышленной экологии, – потому что компания сегодня предпринимает серьезные шаги, направленные на минимизацию воздействия металлургического производства на окружающую среду.
Говоря о совместной работе Заполярного филиала со специалистами института сельского хозяйства и экологии Арктики, Галина Велюжинец назвала такие направления сотрудничества, как биологическая рекультивация нарушенных земель, мониторинг окружающей среды и другие. Так, в прошлом году при финансовой поддержке “Норникеля” в Норило-Пясинскую систему выпустили 18 тысяч мальков северных видов рыб.
В рамках международной конференции звучали и другие примеры участия компании в экологических проектах на Таймыре и в Красноярском крае в целом. Роман Пукалов, директор природоохранных программ общероссийской общественной организации “Зеленый патруль”, самым решительным результатом в продвижении региона в экологическом рейтинге субъектов РФ назвал подписание в 2014 году шестистороннего соглашения о закрытии никелевого завода в Норильске.
– На небывало высокий уровень поднялось финансирование природоохранных мероприятий, – отметил спикер. – В Московской области этот показатель составляет семь рублей на человека, в Красноярском крае 1,5 тысячи рублей.
В рамках проекта “Чем дышит Красноярский край” эксперты “Зеленого патруля” провели несколько отборов проб воздуха в Норильске. Результаты замеров будут готовы к парламентским экологическим слушаниям в Заксобрании края, которые намечены на 7 апреля.
Находясь в Норильске, Роман Пукалов ознакомился с реализацией проекта закрытия никелевого завода и отметил, что данные компанией обещания выполняются.
– Ожидая, что после закрытия старейшего металлургического предприятия порядка 380 тысяч тонн газообразных загрязняющих веществ уйдет из атмосферного воздуха города, мы считаем это прорывом для Норильска, – сказал на конференции директор природоохранных программ “Зеленого патруля”. – Объем выбросов всей московской промышленности составляет 74 тысячи тонн, а 380 тысяч от одного завода – это в четыре раза больше!
Планы компании “Норильский никель” связаны и с ежегодной утилизацией 900 тысяч тонн серы на Надеждинском заводе – невероятный показатель! В российской экологии такого наверняка еще не достигали, – заключил Роман Пукалов.
Решение проблем освоения и сохранения природных ресурсов Арктики – совместная задача ученых, экспертов, ведущих промышленных компаний. Справедливость этого утверждения еще раз подтвердили участники Международной конференции “TerraАрктика-2016: Биологические ресурсы и рациональное природопользование”.
 
ЦИФРЫ
Уровень финансирования природоохранных мероприятий в Московской области составляет 7 рублей на человека, в Красноярском крае благодаря ”Норильскому никелю” – 1,5 тысячи рублей.
 
ФАКТ
В 2015 году при финансовой поддержке Заполярного филиала в Норило-Пясинскую систему выпустили 18 тысяч мальков северных видов рыб.
Майкл Фергусон (справа) оказался в центре внимания российских коллег
Андрей Кайзер считает, что Таймыру нужны оленеводы-менеджеры
0

Читайте также в этом номере:

Все будут летать (Лариса ФЕДИШИНА)
Вздохнуть свободно (Екатерина БАРКОВА)
Отдых на высоте (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Бисульфит от медного (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Одно целое (Татьяна РЫЧКОВА)
Жесть на подходе (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Приветствие “Славянки” (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Мастер сборки (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Вот – новый поворот (Елена ПОПОВА)
Один такой безопасный (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Носки и компания (Роман БУКВОЕДОВ)
Выбор за вами (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск