Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Главная ценность производства
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
7 апреля 2016 года, 15:46
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса СТЕЦЕВИЧ
В редакции “ЗВ” прошла прямая линия на тему “Проблемы безопасности труда на производстве”. Сергей ГРАДЮШКО, заместитель директора Заполярного филиала по промышленной безопасности и охране труда, ответил на все без исключения вопросы читателей. Несмотря на их анонимность, запретных тем не было.
Принципы охраны труда
Разговор на эту важную и сложную тему начался с обозначения тех принципов, которых, как отметил Сергей Градюшко, придерживается руководство “Норильского никеля”:
– Главная ценность производства – это люди. Охрана их жизни и здоровья – одна из главных составляющих эффективности работы компании. Важно добиться нулевого травматизма. Для этого разрабатываются различные программы, направленные на сохранение жизни и здоровья каждого человека, новые методы и технологии. Более того, реализуется право сотрудников на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья. По каждому случаю независимая комиссия проводит расследование обоснованности принятия работником такого решения.
Только в 2015 году в Заполярном филиале таких отказов было около 300. За два месяца 2016-го уже зарегистрировано десять отказов, и все они признаны правомерными. Работники, принявшие соответствующее решение, не понесли никакой ответственности, заработная плата им была выплачена в полном объеме.
Сегодня во всех подразделениях Заполярного филиала внедряются корпоративные стандарты безопасности: “Расследование происшествий”, “Поведенческий аудит безопасности”, “Требования безопасности при посадке и высадке людей”, “Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты”, “Работы на высоте”, “Изоляция источников энергии”, “Взаимодействие транспорта и пешеходов”, “Идентификация опасностей и оценка рисков” и другие. В рамках внедрения этих стандартов внутришахтный транспорт оснащается мобильными устройствами регистрации параметров, видеорегистраторами, конвейерный транспорт – это более 500 единиц – приводится в соответствие с требованиями безопасности, составляются  паспорта безопасности.
Планируется внедрение стандарта, касающегося работы с подрядными организациями. Продолжаются аудиты второй стороной как на уровне подразделений ЗФ, так и среди дочерних предприятий “Норильского никеля”. В целях исключения травматизма от падения отслоившихся кусков горной массы повышается эффективность крепления горных выработок в шахтах. Проводятся адаптационные курсы для вновь принимаемых работников и работников со стажем менее трех лет. Сотрудники производственных подразделений продолжают обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. В ближайших планах закуп и установка в подразделениях Заполярного филиала видеоинформационных комплексов “Предсменный экзаменатор” для персонального контроля компетентности работников в области охраны труда и промышленной безопасности.
В марте стартовал месячник по охране труда под лозунгом “Предупреди опасность – сохрани жизнь!”.
– Все инновации, которые мы внедряем, направлены на достижение задачи по снижению производственного травматизма, – отмечает Сергей Градюшко. – Как говорится, на войне все средства хороши, а у нас идет именно война с травматизмом. И постепенно мы добьемся победы. Если взять статистику, то в 1957 году на комбинате было зарегистрировано 72 несчастных случая со смертельным исходом. В 1983 году всего произошло несчастных случаев 1289 (!), из них 22 со смертельным исходом, в 2001-м – 206 несчастных случаев, 17 смертельных, в 2010-м – 118, и 17 несчастных случаев зарегистрировано в 2015 году, из них со смертельным исходом – 3.
Отвечая на вопрос, какие причины чаще всего приводят к несчастным случаям, какие выводы можно сделать по итогам расследований, Сергей Градюшко вновь привел  цифры:
– Проанализировав сводку прошлого года, мы выявили, что в 47 процентах от всех происшествий виновата неудовлетворительная организация производственных работ, и в первую очередь со стороны инженерно-технических работников, которые не до конца оценивали все риски, либо в силу их некомпетентности. Как пример – недавнее происшествие со смертельным исходом на руднике “Маяк”.
На втором месте – осознанное нарушение пострадавшими инструкций, технологических карт, проектов организации работ. На все остальные причины – 35 процентов.
Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины привело к тяжелому несчастному случаю 29 января 2015 года на руднике “Таймырский”.
Замалчивать – порочная практика
– Сергей Борисович, в последнее время начали говорить о микротравмах как о предпосылках более серьезных случаев. Если их замалчивать, а не анализировать, то итог может быть плачевным. Но на многих предприятиях все равно боятся заниматься этой темой, боятся наказаний. Как результат – сотрудника, получившего небольшую травму, руководство просит обратиться к врачу после рабочего дня, чтобы травма была квалифицирована как бытовая. Как с этим бороться? Ведь понятно, что начинать надо не с самого работника, а с его руководителей. Чью психологию в данном случае надо менять?
– Однозначно заявляю, что ни один работник или руководитель не был наказан за микротравмы. И таких планов нет.  Хочу отметить также, что каждое обращение работников в здравпункты производственных подразделений проверяется специалистами управления промышленной безопасности и охраны труда ЗФ. При выявлении микротравм расследование с целью установления коренных причин проходит в соответствии со стандартом компании СТО КИСМ 121-216-2015 “Расследование происшествий в ГМК “Норильский никель”. Это необходимо во избежание аналогичного происшествия в будущем. Естественно, мы не наказываем работников за допущенные микротравмы, но в случае, если выявляется факт сокрытия травмирования, мы принимаем жесткие меры к нарушителям требований порядка информирования, действующего в компании.
– Но существует и иная точка зрения. Например, один из наших читателей считает, что фиксировать микротравмы – это ошибка. “Непонятна вообще цель этой акции – подсчитывать микротравмы. Во-первых, оформление занимает много времени, во-вторых, это никому не нужно. И накопленная за последние месяцы статистика лжива – по ней нельзя делать абсолютно никаких выводов. Эта “статистика” равна тем цифрам плана микротравм, которые потребовали от руководителей. Само словосочетание “план по микротравмам” вызывает недоумение. Опросите “травмированных” из этого списка, будете удивлены, что абсолютное большинство и не в курсе своих травм, банальные приписки, чтобы руководители премий не лишились за выполнение таких “планов”. Что можно возразить?
– Прежде всего хочу подчеркнуть, что никакого плана по микротравмам не существует. Также повторюсь, что цель выявления микротравм – определить коренные причины, провести анализ, который позволит в будущем избежать  аналогичного происшествия или более тяжелых случаев травматизма. Кстати, это общемировая практика – ведущие компании в области охраны труда с неизбежностью пришли к этому, и “Норильский никель” в том числе. Профилактика лучше лечения.
Что касается липовой статистики, все данные, представленные в отчетах по травматизму, и те, которые доводятся до работников компании, абсолютно достоверны, все они тщательно проверяются работниками нашего управления.
О случаях сокрытия производственных травм можно сообщать по телефону доверия 25-11-11. Обещаю, каждый случай будет рассмотрен и будут приняты соответствующие меры.
Мы вас услышим
– Вопрос с сайта “ЗВ” от работника “Надежды”: “Очень много говорят о Кардинальных правилах. Не спорю, есть в них здравый смысл, но все-таки они не панацея. Там сказано, что можно бросить работу, если опасно, но попробуй я это сделать – да меня сразу выживут из бригады. Пусть не явно, но сделают все, чтобы я ушел сам, еще стукачом обзовут. Как с этим быть, у вас есть рецепт?”
– В случае имеющихся проблем по данному вопросу прошу обращаться по телефону доверия управления промышленной безопасности и охраны труда 25-11-11.
– Сергей Борисович, очень многих наших читателей интересует, что происходит с обращениями на телефон доверия? Человек туда звонит, жалуется на непосредственного руководителя, который заставляет его нарушать ТБ, а потом это обращение спускается на предприятие, к тому же руководителю? Вы действительно считаете, что после такого люди будут обращаться и о чем-то рассказывать?
– Телефон доверия работает с 2014 года. При поступлении обращения оно направляется в первую очередь специалистам управления промышленной безопасности, курирующим подразделение ЗФ, а также мне для расследования и принятия решения о мерах. Ни одно обращение не осталось без внимания.
– Как часто люди звонят на телефон доверия? Некоторые читатели уверены, что никто туда не обращается.
– В день мы регистрируем по нескольку обращений, причем эти вопросы самые разные – от спецодежды до неудовлетворительного состояния производственных площадок.
За всех в ответе
– Сегодня ужесточились требования к руководителям. Они ответственны за то, чтобы каждый работник вернулся домой живым и здоровым. Но люди недоумевают: “Зачем из-за работника, который на своем “узком” рабочем месте нарушил правила ТБ, увольнять руководителя предприятия, хорошего специалиста, который по-настоящему болеет за свое дело? Кому от этого легче или лучше?”
–  Отвечу на вопрос на примере смертельного случая на руднике “Маяк”, где в погоне за плановыми показателями погиб работник. И что, руководитель рудника не должен за это отвечать? Я считаю, должен!
– Вот, кстати, вопросы в продолжение темы: “В 99 процентах несчастных случаев виноваты сами пострадавшие. Но при этом паровозом идут виновными: мастер, начальник участка, главный инженер. Это справедливо? Что, на “Маяке” что-то улучшилось в одночасье, как поменяли директора? К вам в начальники скоро никто не пойдет”, – уверяет инженер с одного из рудников. “Я так называемый руководитель среднего звена, но, наверное, скоро им не буду, потому что с каждым увольнением очередного начальника мой энтузиазм падает. Объясните, вот постоянно увольняют директоров рудников, на “Октябрьском” сколько их за последний год сменилось? И что изменилось?!” – вторит его коллега.
– Ответственность за организацию и обеспечение работ в своем подразделении несет руководитель. Если по результатам расследования несчастного случая выявляется факт неисполнения руководителем своих должностных обязанностей, руководство компании может принять решение о смене руководителя. Повторюсь, виновность тех или иных руководителей устанавливается по итогам расследования несчастных случаев. А лучше или хуже будет работать новый директор – покажет время. Но я думаю, каждый должен сделать для себя определенные выводы и понять, что он в ответе за своих работников.
– Следующий вопрос: “Я на производстве с 1979 года, сейчас работаю мастером. На мастеров возложена обязанность контролировать, как работник соблюдает правила ТБ. Этот же мастер должен контролировать производственный процесс. Не хочу называть себя, но в корне не согласен, что меня ругают за то, что мой работник допустил нарушения. Считаю, на мастеров и так слишком много обязанностей возложено. За элементарные ошибки и собственную неосторожность люди сами должны отвечать”.
– В какой-то степени я с этим согласен, но линейный руководитель в первую очередь несет ответственность за жизнь и здоровье подчиненных работников, за соблюдение ими требований, правил и норм промышленной безопасности и охраны труда, за безопасное производство и организацию работ на смене, а не только за плановые показатели.
 
Читайте продолжение прямой линии в следующем номере “ЗВ”
Аудит безопасности – одна из основных форм мониторинга соблюдения ТБ на производстве
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск