Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Вот – новый поворот
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
7 апреля 2016 года, 16:26
Текст: Елена ПОПОВА
Так уж случилось, что наша встреча с начальником производственного отдела специализированного шахторемонтного управления “Норильскникельремонта” произошла в очень важный для него день – Антон ОНУФРИЕНКО забирал из роддома жену Светлану и дочь Наденьку. В ожидании этого радостного момента молодой специалист рассказал “Вестнику” о том, как его собственный день рождения повлиял на выбор профессии.
– Антон, мы вас поздравляем! В городе стало на одного жителя больше. А вы тоже коренной норильчанин?
– Я родился в городе Горловка Донецкой области, но, по сути, всю жизнь провел в Норильске. Родители приехали сюда в 1986-м, когда мне было три года. В 1993-м мы уезжали в Украину, но уже через год снова вернулись в Норильск. В то время на Севере была более стабильная экономическая ситуация… Здесь я окончил школу и в 2000 году поехал поступать в Московский государственный горный университет.
– Родители повлияли на выбор вашей профессии?
– Конечно! Но тут стоит рассказать вот о чем… Я родился в 1983 году, так уж совпало, в День шахтера – 28 августа. У моего дедушки, который в Донецкой области больше 25 лет отработал в угольной шахте, в тот день получился двойной праздник. Отец, к слову, тоже в свое время пошел по его стопам. Можно сказать, горное дело – это у нас семейное. Правда, у отца в шахте не заладилось. В итоге он выбрал другую стезю – преподавательскую. Долгое время работал в ПТУ в Горловке, а после переезда в Норильск устроился преподавателем в УПК – сейчас это центр образования №2 в Талнахе.
– На какую специальность вы поступали в вуз?
– Я – по примеру отца – выбрал электроснабжение, но на очное отделение поступить не смог – не хватило одного балла. Пришлось подать документы на заочное обучение, причем по другому профилю – горные машины и оборудование. Профессия мне показалась интересной. Возможность быть механиком воодушевляла. А уже после второго семестра я смог перевестись на очное отделение.
– Не было мыслей отучиться и остаться на материке?
– Были. Другое дело, что, когда я оканчивал вуз, оставаться в столице не имело смысла – зарплата молодого специалиста равнялась примерно месячной арендной плате за жилье. А это означало, что нужно по-прежнему висеть на шее у родителей. Что, с моей точки зрения, неприемлемо. Поэтому я стал присматриваться к программе “Профстарт”, которая действовала на предприятиях “Норильского никеля”. Будучи студентом четвертого курса, я стал участником встречи с кадровиками компании. Меня позвали сначала на “Октябрьский”, потом на “Скалистый”… В итоге я оказался на руднике “Комсомольский”.
– Долго раздумывали, прежде чем принять решение вернуться?
– Ну конечно! Это же очень важный момент в жизни. Преддипломную практику, на пятом курсе, я проходил уже здесь. Это было в 2005 году. Первый этап моей стажировки был на подземном участке монтажных работ – ПУМР. И дипломную работу я потом писал, используя практические материалы с “Комсомольского”. Комиссии она, кстати, очень понравилась. А в августе я вернулся в Норильск на второй этап стажировки по программе “Стажер”, только уже на подземный ремонтный участок “Комсомольского”. С 1 марта 2006 года нас перевели в трест “Норильскшахтсервис”, а с 1 ноября – в “Норильскникельремонт”.
Теория и практика
– То, что вы изучали в теории в вузе, и то, что увидели на практике, сильно отличалось?
– Моя специальность “горные машины и оборудование” подразумевает обширные знания в области механоэнергетического оборудования рудника – начиная с подъемных установок, внутришахтного транспорта и заканчивая дизельным оборудованием, конвейерами и так далее. Конечно, когда я пришел на производство, было непросто… Притом что теоретическая база у меня была неплохая. Университет, в котором я учился, был сильный. На нашей кафедре можно было увидеть различные макеты машин, масштабные модели технологических цепочек, наглядные стенды, которые до этого демонстрировались на ВДНХ. Но одно дело – теория, и совсем другое – практика. Без опыта в этой работе никуда.  
– С годами стало проще?
– Скорее наоборот. Объясню почему. Парк техники на предприятиях увеличился. При этом сама техника стала сложнее. Машины, которые сегодня используются на предприятиях, оснащены компьютерными системами, дистанционным управлением. Обслуживать и ремонтировать высокотехнологичную технику непросто. Методом тыка, как говорится, неисправность не устранишь. Поэтому в СШРУ проводится постоянное обучение для сотрудников – в корпоративном университете “Норильский никель” под руководством приглашенных специалистов из Atlas Copco, “Восточной техники”, Normet, Sandvik. Кроме того, группы работников отправляют на обучение в Новосибирск. А в прошлом году наши сотрудники даже ездили в Казахстан в учебный центр Atlas Copco. Самообразование – вещь хорошая, но на сегодня его недостаточно.  
– Людей обучать сложно? Или в наш век всеобщей компьютеризации многие уже все схватывают на лету?
– Всегда сложно обучать персонал. А если еще учесть кадровый дефицит в Норильске… Как и другие предприятия, мы испытываем большие трудности с привлечением квалифицированных работников. В частности, нам нужны люди, имеющие узкую специализацию: мотористы, гидравлисты, агрегатчики… Большую часть работы у них, особенно на начальном этапе, чистой не назовешь. Гайки нужно крутить… То есть это не машинист, который в чистой кабине сидит. Те, у кого к этому душа не лежит, надолго не задерживаются. Опять же, отток работников происходит, когда люди достигают пенсионного возраста и уезжают на материк. Кто-то переходит на другие переделы компании.  
– И как вы решаете эту проблему?
– Мониторим сайты в Интернете. Приглашаем специалистов, в том числе молодых, с материка. В частности, сейчас наладили тесные отношения с Сибирским государственным университетом путей сообщения. Название вроде не горняцкое, тем не менее на его базе готовят специалистов нужного нам профиля. В 2015 году к нам устроились пять выпускников этого вуза. Более того, сейчас под нас там будет формироваться целевая группа. Такая кадровая подпитка необходима. Нам нужен линейный персонал – мастера, механики, электромеханики. Их катастрофически не хватает. Месяц назад мы с начальником отдела по работе с персоналом презентовали наше предприятие на выпускном в Норильском техникуме промышленных технологий и сервиса (ранее ПТУ-105, ПТУ-17) для привлечения молодых специалистов – и люди к нам пошли.  Если задаться целью, прикладывать усилия, проблему решить можно.
– Каков сегодня средний возраст ваших работников?
– До 40 лет. С другой стороны, и возрастные люди приходят устраиваться, при этом видно у них желание работать. Есть пенсионеры, которые, на удивление, без проблем проходят медкомиссию, в то время как у некоторых парней и в 25 лет сложности со здоровьем.
– Нет ли у вас впечатления, что сегодняшней молодежи, еще не имеющей опыта работы, хочется как можно быстрее занять должность? Чтобы руки не пачкать в масле и гайки не крутить?
– Есть такое… Приходят порой люди, которые работать не хотят, а зарплату им подавай. Веяние времени… Хотя это, я бы сказал, не единственная проблема. Бывает, человек, даже получив вожделенную должность, не хочет брать на себя ответственность, не выдерживает ритма. Это все идет, на мой взгляд, из-за того, что в свое время был провал в кадрах. Получается, работник занимает кресло как бы авансом, не заслужив еще карьерного роста. Однако отчета себе в этом не отдает. Никто ему в спину не дышит, конкуренции – внутренней – особо нет. Человек понимает, что заменить его некем. И это расслабляет.
– Ситуацию возможно переломить?
– Однозначно. Мы к этому стремимся. Как вариант, повторюсь, приглашаем людей с материка.
– А у вас самого есть планы сделать карьеру?
– У меня карьера относительно быстро развивалась. Начинал я со стажера-электромеханика, был сменным механиком, механиком, потом стал замначальника, начальником участка. Позже ушел в техотдел СШРУ, а оттуда – в производственный отдел СШРУ “Норильскникельремонта”, который сегодня возглавляю. По сути, все производственные этапы прошел. К должностям не рвался, более того, считаю, мне должности тоже давали авансом. Чтобы оправдать доверие, приходилось самому учиться, шишки набивать… Что будет дальше – загадывать не хочу.
– Родители поддерживают вас?
– Родители гордятся мной. Воспитывали они меня личным примером. Папа был трудоголиком, проработал преподавателем более 29 лет, а всего педагогического стажа около 40 лет. Мама на своих местах работы тоже всегда была на хорошем счету.
– Кто такой состоявшийся мужчина, с вашей точки зрения?
– Я как-то не задумывался на эту тему… Есть, на мой взгляд, один критерий – когда человек доволен своей жизнью, когда он счастлив.
– А вы счастливый человек?
– Конечно! У меня прекрасная семья: жена, дочка теперь вот родилась… Я когда увидел в роддоме, что у нее ушки такие же характерные, как у меня, что-то такое дрогнуло в сердце… Это словами не передать. Но счастья после рождения Наденьки прибавилось, это точно!
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск