Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Любимые учителя рассказывают…
МЕДИАШКОЛА
7 апреля 2016 года, 17:01
“Заполярный вестник” продолжает публикацию мини-интервью с учителями, которые подготовили старшеклассники – студенты MediaШколы в Норильске. Ребята попросили своих самых любимых наставников сказать несколько слов о профессии, учениках, проблемах и победах, о самых памятных эпизодах их богатой трудовой биографии.
Леонид Алексеевич МАЛОВ, учитель иностранного языка лицея №3:
– Больше всего я люблю работать в начальной школе, с малышами. Тут лучше всего виден результат, да и задача интересная: заразить второклассников английским как чем-то неизведанным, новым. Например, песню или стишок с ними выучишь – они потом будут весь день ходить и всем рассказывать, хвастаться. Буквально на твоих глазах начинают расти. Объясняешь-объясняешь и потом: хоп! – он уже читает, по-английски на вопросы отвечает, понимает, что ты ему говоришь. И ты видишь, что не напрасно все было.
Работа учителя отнимает практически все свободное время: это проверка тетрадей, подготовка уроков, всевозможные олимпиады и прочее. Титанический труд. Сегодня я несу домой около 60 тетрадей. Плюс еще дома тетради для контрольных. Около ста штук надо проверить за вечер, это пять-шесть часов. Плюс, разумеется, нервы. Дети разные бывают, но я и сам был ребенком шустрым, поэтому знаю, отчего они себя так ведут. Пусть они хулиганят – ничего, все равно мне нравится эта работа, поэтому я и пришел сюда. Были у меня, конечно, случаи, когда приходилось на детей кричать, но тут гордиться нечем.
Случались и конфликты. Особенно в первые годы работы, когда я еще был неопытным и остро все воспринимал. Потихонечку с ума сходил. У многих школьников позиция простая: “Вы молодой, вы ничего не знаете”. Я всегда отвечал: “Нет, ребята, я хорошо знаю. Уж поверьте”. И доказывал это тем, кто пытался спорить.
Вот так однажды решили мои пятиклассники объяснить мне, что я не знаю Present Simple (настоящее простое время в английском языке). Девочка спорила со мной: “Нет, вы неправильно говорите! Я на курсы хожу, а вы молодой, первый год работаете”. Я стоял, улыбался: “Ну, давай заключим пари, потом откроем учебник, посмотрим”. Мы при всех открыли, и она смутилась… Ничего, повзрослеют, поймут, что были не правы.
Не люблю только, когда дети врут. Думают: он молодой, ему все впарить можно. Я раньше действительно верил в разные байки, что, мол, домашнюю работу собака съела или младший брат скомкал, но на пятом году работы меня уже не проведешь. И к вранью я стал жестче относиться.
Бывало, с учеником меня путали. Причем не только школьники, но и многие учителя, охранники… Как-то раз были военные сборы, но объявили актировку и одиннадцатым классам сказали не приходить, зато пришли учителя ОБЖ из нескольких школ. Я шел на работу, а они стояли на крыльце. Говорят мне: “Парень, иди домой, актировка по одиннадцатый класс”. Я отвечаю: “Да, но от работы нас, к сожалению, не освобождают”. Они посмеялись и пропустили.
Часть моей работы очень творческая, особенно в начальных классах: ты и поёшь с детьми, и танцуешь, и играешь. В “началке” нельзя просто сесть и читать лекцию, рассказывать грамматику – я все правила даю в игровой форме. И многие дети, кстати, думают, что я настоящий англичанин!
А еще ко мне некоторые слабые ученики ходят по утрам, так как в другое время некогда, на репетиторов денег нет и вообще все плохо. Я не отказываюсь помогать. Это действительно адский труд, за который хотелось бы, чтобы просто сказали спасибо. Многие родители говорят: “Благодарим, что учите ребенка”. Уже здорово! В такие моменты понимаешь, что выбрал профессию учителя не зря.
Записала Дарья ШПАКОВСКАЯ
 
Ирина Васильевна БЕЛЕРМАН, учитель русского языка и литературы средней школы №16:
– Я преподаю русский язык и литературу около 30 лет. Очень много времени провожу в школе, с детьми. Даже возвращаясь с работы, прокручиваю в голове некоторые ситуации, думаю, правильно ли поступила.
Можно сказать, это мой смысл жизни. Я считаю, что в школу должны идти люди, по-настоящему любящие детей, а не те, которые, получив образование, отсиживают на работе от звонка до звонка и спешат домой. Нельзя проявлять равнодушие по отношению к ученикам или быть человеком, который ненавидит свою профессию. Нужно гореть желанием работать и принимать участие в жизни детей.
Был у меня случай, когда только пришла преподавать в школу. В моем классе учился мальчик, о котором я заботилась. Ребенком в семье практически не занимались. Его отец все время работал, а бабушка совсем старенькая была. Я часто приглашала его к себе в гости, подкармливала, покупала вещи. Нередко оставляла после уроков, делала с ним домашнее задание, так как жил он далеко, за городом. Никогда не было такого, чтобы он чувствовал себя ущемленным, всегда принимал мою помощь…
Я люблю своих учеников. Всегда волнуюсь, когда мой класс участвует в каких-нибудь соревнованиях или других мероприятиях. Расстраиваюсь, если они проигрывают или их засудили. Мне это не нравится, начинаю отстаивать детей. А иногда, наоборот, отругаю их, а потом, придя домой, бывает, плачу и думаю, что больше никогда не буду так поступать. Появляется желание прийти и попросить прощения. Они – моя вторая семья.
Учитель – это призвание, а не профессия. Если хотя бы один ученик смотрит на меня и понимает, о чем я говорю, значит я работаю не зря.
Записала Алиса МИХАЙЛОВА
 
Елена Викторовна МАТЯШОВА, преподаватель музыки средней школы №28:
– Уже в годы студенчества, обучаясь в Норильском колледже искусств, я начала руководить школьным хором в городской музыкально-эстетической гимназии №7. Общий язык с учениками нашелся быстро, и уже через год хор старших классов под моим руководством принимал участие в городском конкурсе. Видеть счастливые детские лица после получения заслуженной награды – бесценно, и я поняла, что меня с учительской профессией связала музыка.
Теплые отношения с учениками – одно из моих правил как преподавателя. Две сестры, занимавшиеся музыкальной грамотой и сольфеджио, в качестве знаков внимания дарили мне поделки, сделанные собственными руками. То сошьют игрушку, похожую на домовенка, с большой нотой на груди, то слепят маленькую глиняную куклу и оденут в русский национальный костюм. И хотя я уже не работаю в гимназии, подарки сохранила, гордо составив на домашней полке.
Работать учителем – значит выкладываться по полной, отдаваясь профессии без остатка. Мне часто приходится оставаться в школе допоздна. Но нередко профессиональные сложности компенсируются курьезами. Однажды у меня был урок в первом классе. Пробежав глазами список детей, я увидела знакомую фамилию. Спросила: “Коля, как зовут твою маму?” Мальчик недоуменно ответил: “Не знаю”. В классе воцарилась тишина, и только с галерки послышались смешки. Тогда я снова поинтересовалась: “А как твой папа ее называет?” Ученик без запинки, пародируя отца, воскликнул: “Чаю налей”. Сказать, что я опешила, – ничего не сказать, но применение его способности менять голос мы нашли быстро, и вскоре он участвовал во всех школьных театральных постановках.
Негативный опыт у меня тоже есть, он, к сожалению, иногда появляется при общении с родителями. Многие из них пытаются воплотить в детях свои нереализованные мечты, связанные с музыкой, забывая о творческих и физических способностях ребенка. Помню, одна мама желала видеть сына оперным певцом, а мальчик интересовался игрой на фортепиано. Недолго думая, я решила провести концерт. Для родителей ученика. В закрытом кабинете музыки. Прослушав исполненную мальчиком песню, мама спросила: “Неужели ничего нельзя исправить?” Мне оставалось только пожать плечами и указать на фортепиано в углу кабинета. Родителям пришлось уступить сыну, и в следующем месяце их ребенок уже выступил на городском концерте. И прекрасно отыграл!
Записала Ольга МАТЯШОВА
 
Елизавета Викторовна ГУДКОВА, преподаватель истории и обществознания лицея №1:
– Знаете, учителя часто говорят: этот ученик ужасный, этот класс безнадежный и тому подобное. Ерунда это все! Общий язык можно найти со всеми – важен подход. В моей педагогической деятельности был такой случай. Я работала в средней школе села Благодарное на юго-востоке Казахстана. И был там один очень трудный класс детей. Практически все учителя от него отказывались, говорили, что “эти дети неконтролируемые, не поддающиеся обучению, дисциплины у них никакой”. Классное руководство над этими ребятами дали мне. А дети-то оказались не совсем безнадежными и пропащими. Помню, что в первой четверти на общешкольном родительском собрании администрация школы их просто смешала с грязью. Я не выдержала и говорю: “Извините, а вы уверены, что все так и есть? Вот давайте так: если у меня не получится их изменить, то грош мне цена, а если все-таки получится, тогда грош цена вам”.
Первая возможность показать этих ребят с хорошей стороны у меня появилась уже в начале второй четверти. В школе проводилось мероприятие “За здоровый образ жизни”. На одном из уроков кто-то из школьников включил магнитофон под столом. Мне очень понравился ритм, я ругаться не стала, а, наоборот, предложила моим ребятам сделать под эту музыку пантомиму. Директору она очень понравилась, и отношение к классу с тех пор у нее стало совсем другим – очень теплым. И ребята ей тем же платили.
Записал Роман ШУКРИ
 
Лариса Владимировна САЙГАК, учитель русского языка и литературы гимназии №5:
– Мало кто задумывается, что учителя в детстве тоже были обычными школьниками. А ведь это так. И я хочу вспомнить как раз случай из моей еще ученической жизни.
Училась я в школе №3. Моим классным руководителем была учительница математики Нина Ивановна Никитенко, хороший преподаватель и замечательный человек. Наш класс в ней души не чаял, впрочем, как и она в нас. Традиционным завершением десяти лет учебы был выпускной вечер. Ждали его с нетерпением. И вот он настал. Торжественно вручали дипломы, фотографировали, поздравляли. Может быть, это было не так ярко, как сейчас, но тем не менее. По окончании вечера мы, подобно десяткам других выпускников, гуляли по главной улице, воодушевленные свободой и предстоящей взрослой жизнью. Но только у нашего класса была особая договоренность. Опять же – благодаря Нине Ивановне и ее мужу. Они предложили нам попрощаться с родным городом достаточно необычным способом. А где можно попрощаться с Норильском? Рассмотрев уйму вариантов, решили взглянуть на город с высоты птичьего полета и взобраться на горный пик, а именно на гору Шмидта высотою в 540 метров. Около пяти часов утра мы разбрелись по домам, чтобы переодеться. И вот мы отправились к пункту назначения. Естественно, сначала добирались автобусом, затем поднимались сами. Взбирались по жутко неудобным каменистым тропкам, которые были сплошь усеяны булыжниками. Я помню, как отчаянно лезла на эту гору. Сумасшествие! Стоит сказать, что наша классная руководительница очень любила подобные вещи, часто вытаскивала нас куда только возможно. Мы и в Кайеркан ездили, и на “Голгофе” побывали, на лыжах часто катались. А если ехали в электричке, всегда пели веселые песни так громко, что закладывало уши у всего поезда.
Итак, забирались мы на эту гору. Помню, у нас даже видеокамера была, простенькая такая. Весь процесс запечатлен на пленке. К сожалению, у меня этого фильма нет, он так и остался у Нины Ивановны. В конце концов мы туда все-таки забрались, изрядно утомившись, достали бутерброды, воду – все как полагается.
Подходили к самому краю. Раннее утро, рассвет… Хотя, конечно, что такое норильское утро в июне? Круглые сутки светло. До сих пор перед глазами этот пейзаж: город в дымке, небывалая красота, видно все-все-все. Нашему взору открылись самые родные уголки: любимая школа, стадион, кинотеатр имени Ленина, площадь, от которой ежедневно стартовала электричка… Пожалуй, находясь на вершине горы, мы одновременно оказались на пике счастья. Мы кричали что есть мочи: “Здравствуй, утро! Прощай, школа!” – это было что-то невероятное. Нас переполняло предвкушение новой жизни, жажда неизведанного. Слезать с горы было крайне проблематично. Приехав в город, мы в последний раз прошлись вместе по Ленинскому проспекту и, уставшие, но счастливые, разошлись по домам.
Честно, в моей памяти не осталось воспоминаний о вечере, торжественной программе, концерте. С течением времени все это как-то испарилось. В сердце сохранились только две вещи: как мы пили шампанское, стараясь улизнуть от зорких глаз учителей и родителей, и как взбирались на эту гору. Даже сейчас я рассказываю обо всем этом, и мне так приятно вспомнить то далекое время, своего учителя, одноклассников, эти страшные булыжники на склоне, светлое небо, город с высоты. Как хорошо, что у нас есть такие драгоценные минуты, которые мы можем вспомнить с теплотой. И завтра, и послезавтра, и спустя год, и спустя много-много лет. И такие учителя.
Записала Ангелина ОРДОВСКАЯ
0

Читайте также в этом номере:

Все будут летать (Лариса ФЕДИШИНА)
Вздохнуть свободно (Екатерина БАРКОВА)
Отдых на высоте (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Бисульфит от медного (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Одно целое (Татьяна РЫЧКОВА)
Жесть на подходе (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Приветствие “Славянки” (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Мастер сборки (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Вот – новый поворот (Елена ПОПОВА)
Один такой безопасный (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Носки и компания (Роман БУКВОЕДОВ)
Выбор за вами (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск