Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Деньги уйдут по назначению
КОММУНАЛЬНАЯ ПРОЗА
5 февраля 2015 года, 14:59
Текст: Дарья РУСИНА
В декабре прошлого года в Норильске открылся первый в жилищно-коммунальной истории города расчетно-кассовый центр. О причинах его создания, задачах и перспективах инновационной системы рассказал председатель комиссии по городскому хозяйству Норильского горсовета Александр ПЕСТРЯКОВ.
– Почему было принято решение о создании РКЦ?
– В конце 2013 года Норильская топливно-энергетическая компания обозначила перед городскими властями проблему задолженности перед ней управляющих компаний. Вопрос встал настолько остро и существенно, что, по оценке НТЭК, могла появиться угроза финансированию капитальных ремонтов системы тепловодоснабжения города. За 16 лет, с 1997-го по 2013 год, управляющие компании нарастили долг перед энергетиками до 2,8 млрд рублей. В связи с этим началось активное выяснение причин столь непростой ситуации. Всего на территории Норильска работают восемь управляющих компаний, которые находятся в неравном положении. Во-первых, у них разная сумма долга. Во-вторых, кто-то существует на рынке дольше, кто-то меньше. А еще стало понятно, что нет единого источника информации, и данные, которые идут от некоторых управляющих компаний, не всегда совпадают с реальностью.
То есть проблема есть, механизма решения нет. На июньской сессии горсовета этот вопрос был рассмотрен тщательно. Комиссия по городскому хозяйству рекомендовала, и депутаты на сессии городского совета поручили администрации города создать в Норильске единый муниципальный расчетно-кассовый центр. Поручение выполнено в полном объеме. С 1 декабря РКЦ приступил к работе: набран штат сотрудников, назначен руководитель, куплено оборудование, программное обеспечение. На сегодня договоренность по проекту РКЦ достигнута с тремя управляющими компаниями: “Северный быт”, НЖЭК и “Нордсервис”. Ожидается, что, после того как остальные компании оценят техническую часть реализации проекта, они присоединятся к совместной работе. А пока с января текущего года РКЦ обслуживает территории управляющих компаний “Северный быт” и НЖЭК. В феврале жители, чьи дома обслуживают эти УК, получат единую платежку муниципального расчетно-кассового центра.
– А все-таки из-за чего образовался такой огромный долг?
– Прежде всего отмечу, что уровень собираемости жилищно-коммунальных платежей с населения в Норильске достаточно высокий –  в среднем по городу около 95%. Тем не менее оставшиеся 5% формируют задолженность управляющих компаний перед энергетиками. Причины неплатежей могут быть разные. Одни люди покинули свои квартиры, другие уехали, есть недееспособные, либо человек умер – ситуации бывают разные. Как следствие, управляющая компания, которая, как юридическое лицо, является прямым потребителем ресурса и несет финансовую ответственность перед поставщиком, не может выплатить ему всю сумму, предъявленную к оплате. Либо управляющая компания, получив от жильцов квартплату, по каким-то иным причинам некачественно обошлась с этими деньгами и недоплатила ресурсоснабжающим предприятиям даже то, что собрала. Как раз этот аспект, когда не совпадает финансовая картина сборов и перечислений, послужил основанием для создания прозрачного механизма работы жилищно-коммунального комплекса.
– Для чего нужна прозрачность расчетов?
– Мы понимаем, что тарифы в жилищно-коммунальной отрасли регулируемые и одновременно планово-убыточные. Бюджеты всех уровней участвуют в финансировании текущих и капитальных ремонтов многоквартирных домов. Для того чтобы планировать такое финансирование, нужно точно составлять программы по капремонтам. Мы должны отслеживать прозрачность платежей и следить за эффективностью использования средств бюджетов и населения. При этих условиях, соответственно, по доброй воле взаимодействуем с частными управляющими компаниями. Если они не придерживаются прозрачности, то вся зона ответственности ложится на их плечи. Эта проблема рассматривалась на уровне губернатора края, и региональная власть арбитром в сложившейся ситуации выбирает власть муниципальную –  по факту хозяйства субъекта. Мы готовы быть арбитрами, разбираться, помогать населению, управляющим компаниям и принимать взвешенные решения.
Роль муниципалитетов сегодня усиливается, меняется законодательство. Так, с 1 апреля вводится лицензирование деятельности управляющих компаний, дополнительный жилищный контроль, появляются новые рычаги влияния. Но, чтобы все происходило в рамках определенной разумности и демократичности отношений, нужны одинаковые для всех правила. Такие правила могут действовать только в РКЦ, где денежные средства соизмеримо распределяются в сторону трех участников рынка: энергетиков, сферы водоотведения и управляющих компаний, предоставляющих жилищную услугу. Эту работу муниципалитет принял на себя, он же гарантирует доставку финансов снабжающим организациям.
– А какая роль отводится населению в такой ситуации?
– Горожанам хочу дать совет: чтобы эффективно бороться с неплательщиками в своих домах, создавайте коллективные объединения. Назначайте председателей или управдомов, которые будут взаимодействовать с управляющей компанией. Процесс довольно трудоемкий, в Норильске непопулярный. У нас горожане не хотят общаться даже со своими соседями. Но это большая помощь в решении проблем с ЖКХ. А наша задача с точки зрения создания расчетно-кассового центра –  обеспечить целевое поступление каждому участнику рынка тех денег, которые они заработали в процессе своей деятельности. Такой подход позволит в конечном итоге исключить риски для населения в части предоставления ресурсов. Если управляющая компания станет банкротом и не сможет оказывать услуги, то у жителей будет цивилизованная возможность поменять управляющую компанию без ущерба для себя.
– Какие задачи ставит перед собой расчетно-кассовый центр?
– В первую очередь создание РКЦ должно облегчить горожанам процесс оплаты жилищно-коммунальных услуг. Ведь порой неплатежи возникают из-за отсутствия возможности заплатить. Ряд управляющих компаний, в том числе те, которые сегодня находятся под взысканием, принимают платежи только наличными деньгами и только в своих кассах. Из-за этого возникают огромные очереди, люди приходят, ругаются, уходят и не платят, хотя были готовы это сделать. С созданием центра у них появляется возможность заплатить в любой кассе РКЦ. Кроме того, появляется возможность безналичных платежей. Возможно, в будущем на базе РКЦ или другого подразделения населению будет оказываться еще и консультационная помощь.
Первый год РКЦ будет работать в тестовом режиме. Но уже сейчас заметны результаты, работа идет с опережением графика. Серьезные усилия были приложены, и жители Кайеркана уже платят в единое окно. Если этот опыт окажется удачным, то РКЦ станет работать на территории всего Норильска.
– Повлияет ли создание РКЦ на размер квартплаты?
– Напротив, мы находим возможности для экономии. Сегодня в штате каждой из восьми управляющих компаний для расчетов с населением значатся кассиры, бухгалтеры, программисты. У нас в одном на весь город РКЦ –  16 кассиров, один бухгалтер и один программист. Кроме того, в тарифе управляющих компаний в составе жилищной услуги уже содержатся управленческие затраты. Кассиры, принимающие платежи от населения в компании НЖЭК, уже являются сотрудниками муниципального РКЦ. То есть для жителей практически ничего не меняется. Пункты РКЦ располагаются точно так же в управляющих компаниях. Преимущества явные.
 
Горожанам будет удобно
Директор МУП “РКЦ” Виолетта Фролова ответила на некоторые вопросы читателей “ЗВ”.
– Какие функции выполняет РКЦ?
– Первое: расчет начисления жилищно-коммунальных услуг, обработка первичных документов – по открытию, закрытию лицевых счетов, перерасчет платы за коммунальные услуги за временное отсутствие.
Второе: оказывает услуги по регистрационному учету граждан (прием документов, работа с УФМС, прописка, выписка), то есть функции так называемых паспортных столов. Разработан регламент взаимодействия с управляющими компаниями.
Третье: ведение разъяснительной работы с собственниками и нанимателями.
– Как работает расчетно-кассовый центр?
– По принципу одного окна. Если у жителя нет платежного документа, специалист РКЦ его распечатает, и тут же можно провести оплату. На текущий момент мы взяли на себя задолженность на 1 января 2015 года. Вопросы, возникшие до 1 января, должны разъяснить работники управляющей компании. Какие совершались действия по лицевому счету, какие были перерасчеты – у нас этой информации пока нет. Но по мере накопления истории отпадет необходимость обращаться в управляющую компанию. Также мы занимаемся формированием, печатью, разноской в почтовые ящики платежного документа, с которым люди могут прийти в кассу. Хочу подчеркнуть важный нюанс: взносы по капитальному ремонту будут включены в пользу регионального оператора, с которым у нас заключен агентский договор.
– Каким способом осуществляется взаимодействие с ресурсоснабжающими предприятиями МУП “КОС” и НТЭК?
– Мы получаем платеж, видим, за какие услуги он поступил, и по принадлежности распределяем поставщикам. В РКЦ наличные денежные средства инкассируются на специальный счет, с которого могут быть перечислены только поставщикам. На этом счете они делятся и направляются на следующий день в ресурсоснабжающие и управляющие компании.
–  Что еще планируете в ближайшее время в рамках проекта РКЦ?
– На данный момент очень плотно работаем со Сбербанком по организации безналичных расчетов. Думаю, уже в феврале мы увидим отдельную кнопку РКЦ на платежных терминалах. Вводя свой лицевой счет, человек увидит актуальные данные о своей задолженности. Как только будет произведена оплата, в нашей системе появится информация об этом действии. Денежные средства с терминала, минуя нас, сразу пойдут напрямую в управляющую и в энергоснабжающую компании.
– В какое время жители могут воспользоваться услугами РКЦ?
Регистрация граждан – с 10.00 до 19.00, среда – неприемный день. Часы работы бухгалтерии: с понедельника по пятницу с 9.00 до 19.00 – акцент мы сделали на вечерние часы, чтобы как можно больше окон было открыто для людей, идущих после работы. Суббота –  с 10.00 до 16.00. Воскресенье – выходной.
 
Чтобы эффективно бороться с неплательщиками в своих домах, нужно создавать коллективные объединения жильцов.
 
В феврале жители, чьи дома обслуживают “Северный быт” и НЖЭК, получат единую платежку муниципального расчетно-кассового центра.
0

Читайте также в этом номере:

Правильный баланс (Вера КАЛАБЕКОВА)
Недра России (Виктор ЦАРЕВ)
Прогноз сбывается (Виктор ЦАРЕВ)
С почином! (Лариса ЛИПСКАЯ)
Спартакиада: новое начало (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Спешите делать добро (Татьяна РЫЧКОВА)
Новый “Вернисаж” (Лариса ФЕДИШИНА)
Пятерка! (Евгения СТОРОЖКО)
Шуба – сложный МЕХанизм (Марина БУШУЕВА)
Своя радуга (Екатерина БАРКОВА)
В преддверии решающий битвы (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск