Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Интересы государства
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
23 июля 2012 года, 13:30
нарушены на конкурсе по месторождению Норильск-1


Конкурс на право разрабатывать месторождение Норильск-1  не соответствует интересам Норильского промышленного района и государства  в целом, считает сенатор Андрей КЛИШАС, представляющий  в Совете Федерации Красноярский край и возглавляющий Комитет  по конституционному законодательству, правовым, судебным вопросам  и развитию гражданского общества. Результаты конкурса должны быть пересмотрены, и в дальнейшем  вряд ли стоит выставлять  на конкурсные процедуры стратегические месторождения,  считает сенатор.
Вопреки ожиданиям норильчан победу в конкурсе, который проводили Роснедра, одержал не “Норильский никель”, хотя компания была главным претендентом на победу. Результаты до сих пор не объявлены, и остается неясным, по каким причинам решение конкурсной комиссии склонилось в сторону артели старателей “Амур” (входит в состав компании “Русская платина”, которая принадлежит чеченскому бизнесмену Мусе Бажаеву). Также до сих пор не ясно, каким образом эта фирма собирается работать в Норильском промышленном районе абсолютно с нуля, там, где еще колышка ими не вбито. Одно ясно: не будет разрабатываться месторождение – не будет налогов, и это не может не волновать городские и региональные власти.
– Андрей Александрович, как вы оцениваете результаты конкурсов на право пользования месторождением Норильск-1?
– Во-первых, действительно до сих пор не утверждены итоги этого конкурса. Во-вторых, я считаю результаты конкурса непрозрачными и считаю, что они должны быть отменены. Это, конечно, уже компетенция органов исполнительной власти. Но я свою официальную позицию, как представитель Красноярского края и Норильского промышленного района, довел до министра природных ресурсов.
Разбираться с этим предстоит в ближайшее время, потому что, руководствуясь, на мой взгляд, демагогическими и ложными представлениями о том, что в Норильск нужно пускать другие хозяйствующие субъекты, нам пытаются под видом то ли вопросов конкуренции, то ли еще под каким иным соусом устроить здесь некую, скажем так, неразбериху в том, в чем неразберихи быть не может.
Это стратегическое месторождение, и его необходимо разрабатывать, но для этого необходимо иметь помимо финансовых ресурсов существенную инфраструктуру, технические, научные возможности. Тот потенциал, который есть у компании “Норильский никель”. Если мы ставим себе целью не какие-то спекулятивные последующие сделки с этими активами, если мы ставим перед собой цель длительно развивать это месторождение, чтобы оно увеличивало поступления и в бюджет Норильска, и в бюджет края, да и в федеральный бюджет в конечном итоге, то это находит отражение и в производственной, и в инвестиционной программах, как у “Норильского никеля”.
– То есть фактически конкурсная комиссия, принимая такое решение, не взяла во внимание интересы территории и государства в целом?
– Я считаю, что результаты, которые подвела комиссия и которые, подчеркну, еще не утверждены, не соответствует интересам не только Норильского  промрайона, но и интересам государства. И если необходимо, то дополнительно, в том числе и мной, будут направлены обращения с целью провести проверку этого конкурса и его итогов.
Вообще, конкурсы – вещь достаточно непрозрачная. Еще со времен приватизации каждый конкурс вызывал очень-очень много вопросов. Поэтому, наверное, стоит прислушаться к предложению президента переходить на аукционы. Конечно, к этому тоже нужно подходить профессионально. Смотреть условия аукционов и в отношении каких активов они проводятся. Но все-таки у аукционов при этом более прозрачные условия.  А самое главное –  надо определиться, стоит ли выставлять столь значимые стратегические месторождения на аукцион. Позиция компании – отстаивать собственные интересы. Я всячески, не скрывая этого, буду поддерживать позицию “Норильского никеля” и отстаивать интересы Норильского промрайона, потому что считаю, что конкурс по месторождению прошел не в интересах норильчан.
– Как вы считаете, реально, не имея на Таймыре никакой инфраструктуры, в течение 13 лет уже приступить к разработке месторождения, как того требует конкурсный протокол? А ведь надо не просто начать разрабатывать, а выйти на рентабельность, сформировать налоговый поток.
– Вы прекрасно знаете, что сделать этого нельзя. Я очень сомневаюсь, что и Воронежское месторождение будет разработано на тех условиях, на которых оно получено нынешними победителями. Но посмотрим, как будет там развиваться ситуация. Здесь, в Норильске, это возможно сделать только в одном случае – если заставить всю инфраструктуру “Норильского никеля”, которая создана на средства компании и норильчан, работать на этот новый проект, используя рычаги антимонопольной службы, спекулируя различного рода темами конкуренции в Норильском промышленном районе. Все это будет дестабилизировать ситуацию, потому что ни для кого не секрет, что стабильность “Норильского никеля” – это стабильность Норильского промышленного района, его социальной сферы и стабильность Красноярского края в целом. Здесь не может быть никакой двусмысленности, и не нужно подбирать никаких дипломатических выражений для того, чтобы выразить четко свою позицию. Этот конкурс интересам государства не соответствует.
– Есть ли надежда отменить результаты конкурса? Свою позицию высказали краевые депутаты, а также федеральный парламент. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин лично обратился и к генпрокурору, и к главе Федеральной антимонопольной службы.
– Для людей, которые мыслят по-государственному, это очевидно. Сергей Евгеньевич в течение длительного времени возглавлял администрацию президента, то есть отвечал непосредственно за взаимодействие с органами государственной власти субъектов и стабильность в субъектах РФ. Это то, что его беспокоит. И он в этом разбирается. И то, что он предпринял определенные шаги, меня нисколько не удивляет. Это говорит о том, что он неравнодушно относится до сих пор к тем вопросам, за которые когда-то отвечал. Я думаю, он, как депутат, как председатель Государственной Думы, сможет довести свою позицию до представителей исполнительной власти. А если необходимо, то подключить правоохранительные органы к тому, чтобы результаты эти были проверены на предмет соответствия законодательству.
– Вы избраны председателем одного из ключевых сенатских комитетов. Что входит в круг его полномочий?
– В Совете Федерации некоторое время назад была проведена внутренняя реформа, в ходе которой, с одной стороны, количество сенатских комитетов было значительно сокращено. С другой, появился Комитет по конституционному законодательству, правовым, судебным вопросам, развитию института гражданского общества. По сути, это суперведомство внутри Совета Федерации, которое занимается и вопросами конституционного права, и вопросами государственного строительства. Сюда же попадают все вопросы, связанные с отраслями, – гражданское, уголовное право, процессуальное законодательство, финансовое, налоговое, экологическое, назначение судей высших судебных инстанций – Верховного суда, Высшего арбитражного суда, назначение генерального прокурора и заместителя генерального прокурора, а также вопросы следствия, адвокатуры, нотариата, политических партий, развития всех институтов гражданского общества.
– Перечень достаточно широкий. Соответственно и задач у комитета очень много?
– Нагрузка на комитет чрезвычайно высокая. Работа над некоторыми законами показала, что они помимо того, что были очень непростыми, вызывали повышенный общественный интерес. Можно вспомнить закон о митингах, как его называли, или, к примеру, закон о коммерческих организациях и так далее. Работа в Совете Федерации идет напряженная, так как перед нами стоит задача защитить в первую очередь интересы субъектов Федерации, тех территорий, которые представляем.
– Как в законах, которые проходят через Совет Федерации и ваш комитет, отражаются интересы территории, края, Северов?
– Это комплексный вопрос. Он затрагивает интересы Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, таких как Норильск, Таймырский муниципальный район. Для того чтобы эти интересы были полноценно представлены и адекватно защищались, необходимо правильно организовать работу по координации деятельности всех представителей в различных ветвях власти. Мы наметили механизмы – они сейчас есть, но мы будем их совершенствовать. Это первое.
Второе. Есть небольшие примеры, о которых могу с гордостью сказать. Вот, например, вопрос, который ставили передо мной жители Диксона: он связан с тем, что определенные территории не попали в те участки, где разрешена ловля рыбы. Членом Совета Федерации я стал в марте этого года, но вопрос мне уже удалось решить. Было направлено соответствующее обращение в Росрыболовство. И уже вышел приказ, который относит вышеозначенную территорию к определенному бассейну. В настоящее время определяются квоты, но это уже частный момент.
Важно, чтобы все члены Совета Федерации, другие комитеты, в частности такой значимый, как Комитет по федеративным отношениям, местному самоуправлению и делам Севера, были приближены, что называется, к земле, к проблемам жителей Крайнего Севера. Поэтому я вышел с таким предложением, в рабочем порядке нашел поддержку и у председателя палаты Валентины Ивановны Матвиенко. В ноябре планируется провести в Норильске расширенное заседание этих двух комитетов. На него будут приглашены эксперты, представители муниципальной власти Норильска, Таймырского муниципального района, а также краевой власти. Мы рассчитываем на то, что непосредственно на месте члены Совета Федерации воочию увидят, чем живут эти территории, и тогда некие абстрактные проблемы или цифры станут для них реальными. Пусть они посмотрят на человека, который здесь живет, зайдут в магазины в Норильске или Дудинке. Посмотрят на климатические условия. Хотя ноябрь, наверное, еще не самый жесткий месяц, но, думаю, мы все равно сможем показать те реальные проблемы, которые стоят перед северными территориями. Это мероприятие будет очень полезным и даст возможность в том числе жителям Норильска, депутатам Норильского городского совета пообщаться с членами Совета Федерации. А поверьте, сегодня палата работает совершенно по-другому. Ее цель – защита интересов регионов, защита интересов территории.

Подготовлено по материалам программы “Гость в студии” телекомпании “Северный город”

0

Читайте также в этом номере:

Бессрочно (Виктор ЦАРЕВ)
Скромные и незаменимые (Андрей СОЛДАКОВ)
Курс резерва (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Капитал для Алины (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Куда движется НПОПАТ? (Елена ПОПОВА)
Доказательства вины (Андрей СОЛДАКОВ)
Французский десант (Валентина ВАЧАЕВА)
Сложная борьба (Андрей СОЛДАКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск