Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Климат создают личности
Гость “ЗВ”
2 августа 2013 года, 13:50
Текст: Беседовала Валентина ВАЧАЕВА
На праздновании юбилея Норильска-города побывало немало интересных гостей, в основном бывших норильчан. “Заполярный вестник” пригласил для разговора в редакцию одного из них – почетного гражданина города Игоря АРИСТОВА.
Пока норильский стаж в биографии бывшего горняка, заместителя директора комбината по кадрам и социальной политике, комсомольского и партийного лидера перевешивает московский. 28 лет против 25. Может, поэтому, обещая, что больше не приедет, Аристов продолжает посещать как городские, так и комбинатские юбилеи.
– Дело не в том, что накапливаются отрицательные моменты, хотя это имеет место, как и старческое зловредство. Просто раньше приезжаешь в аэропорт – половина своих. Сейчас этого нет. Норильск уже не мой.
На пять докторских диссертаций
– Ваше поколение норильчан чувствует себя востребованным?
– Востребованными нас не назовешь. В свое время, когда мы только перебрались на материк, с нашей стороны было очень много предложений чисто производственного, технологического характера.  Например, будучи директором Заполярного филиала, Виталий Павлович Бобров приезжал к Борису Ивановичу Колесникову, задавал вопросы структурно-производственного плана. В частности, когда преобразовывался концерн “Норильский никель”, нужно было решать, что делать с Красноярским заводом цветных металлов. Отдавать не хотелось, но был долг краевому бюджету.
По поводу “Скалистого” приглашали для консультирования бывших руководителей строительного комплекса комбината – Николая Викторовича Поппеля, Владимира Петровича Механика. По-моему, в этом деле надо использовать собственные наработки. Тем более что они качественнее и их много. В Норильске все уникальное. В столице собралась большая команда, состоящая из директоров первых рудников, форсированно вводившихся в эксплуатацию, – “Маяк”, “Комсомольский”, “Таймырский”, “Октябрьский”.
А строителей-норильчан сегодня в Москве вообще больше, чем здесь.
– Из Норильска принято уезжать. Как это случилось у вас?
– Возраст поджимал. Я понимал, что мне нигде, кроме Москвы, невозможно прижиться. Профессия, которую я получил в Иркутском политехническом институте, ушла. Для “Гипроникеля” я уже не годился. В Красноярск сам не хотел категорически, хотя меня туда неоднократно приглашали. Был один путь – в Министерство цветной металлурги, куда надо было попасть до пятидесяти. Я перешел туда в 1988-м, потом его объединили с черной металлургией. Это была уже не работа…
– Вы не жалеете, что перестали быть горняком?
– Жалею с того самого дня, когда меня связали с кадрами. У меня на тот момент была прекрасная работа: в горнорудном управлении занимался внедрением в производство горных машин. Помню, приезжал бывший замдиректора комбината по горному производству Игнат Васильевич Усевич из “Гипроникеля”, обнаруживший, что у меня накопилось по этому направлению материалов, по его выражению, на пять докторских диссертаций. Причем, пока он знакомился  с бумагами, я был на испытаниях. Вернулся в управление часов в 8 вечера, а он сидит. Но были проблемы, от последствий которых меня спас Василий Николаевич Ксинтарис, создатель “Норильскснаба”, впоследствии первый заместитель министра цветной металлургии СССР. В правоте своей был уверен, но… сдался. Вынужден был сдаться. Если бы не Борис Иванович Колесников, я бы ушел каким-то категорическим путем. Мы с ним нашли общий язык, и я занялся кадрами и социальной политикой комбината.
Временщиков было меньше
– В вашу бытность замдиректора управление кадров комбината переехало из Старого города на Севастопольскую, 2, где находится по сегодняшний день. Сейчас это одно из трех зданий, сохранившихся из всего архитектурного наследия Севастопольской улицы…
– Переезд кадров на новое место действительно помог сохранить здание. Для этого пришлось вкачать в фундамент огромное количество бетона. С переселением жильцов проблем не было. Люди с радостью оставили свои коммуналки. И главное – удалось изменить отношение к кадровой службе. В здании на Октябрьской полы проваливались, все было покосившееся и полукачающееся, а люди ехали к нам сотнями.
– А нельзя было спасти и соседние дома?
– Там были разные грунты. Севастопольская строилась в 40-е, до применения метода свайного фундирования. Архитектуру хотелось защитить, но сохранить всю улицу не удалось бы. А вот половину зданий, которые сегодня не существуют, можно было спасти широко применявшимся способом – с помощью обыкновенного соляного раствора. Просто за этим надо следить, а некому. Вот сейчас едем по Старому городу – сколько разрушенных зданий! Так снесите их, чтобы не было руин.
– Десять лет вы отвечали за кадры и социальную политику комбината, а значит, и города. Можно было назвать Норильск 80-х городом временщиков?
– В меньшей степени, чем сегодня, когда это ощущается как-то зловеще. Приехавшие на юбилей норильчане сходили в свои прежние квартиры, говорят, в подъездах – кошмар что творится. Это и есть психология временщиков. В наше время бывала пара-тройка случаев вандализма в лифтах в году, но до такого состояния подъездов дело не доходило.
– Сегодня обсуждается вопрос о закрытии города, как это было в советские времена. Норильску действительно поможет статус закрытой территории?
– Было ошибкой открывать город. В свое время я сам смотрел все приглашения, не одну тысячу. Разрешая или не разрешая въезд, можно было регулировать многие вопросы, в том числе национальные. Норильск должен сохранять свою самобытность. Мы всегда делали только то, что считали выгодным и полезным для территории.
С учетом северного коэффициента
– Как вы стали первым секретарем Норильского горкома партии?
– Я же все время пытался от этого уходить. В моей биографии уже был комсомол. Как я понимаю, первый секретарь крайкома комсомола Олег Колесниченко – царствие ему небесное – с дальним прицелом сделал меня кандидатом в члены ЦК.
О своем назначении первым секретарем горкома партии я узнал во время отпуска. Помню, как 20 июля 1982-го мне позвонил первый секретарь крайкома партии Борис Михайлович Благих, я был в Запорожье у друзей. Сейчас я могу сказать, что Норильск и в комсомольской, и в партийной деятельности никогда не был так идеологизирован, как столица. У нас был свой особенный климат. Достаточно сказать, что во времена запретов в Норильске изо всех окон звучали Окуджава и Высоцкий.
– Кто этот особенный климат создавал?
– Личности. В том числе из горкома партии, Савчук например. Стабилизация отношений между городом и комбинатом началась именно с Ивана Александровича, которого наши комбинатские боссы поначалу оценили как сельского.
Анатолий Львов в завенягинской книге, не подумав, обобщил, что на партийную работу, как правило, попадали те, кто не нужен был в другом месте как профессионал. Не согласен. Например, партийный лидер медного завода Владимир Ильич Дудин был прекрасным помощником любому директору. Он был воплощением мудрости человеческой. А сегодня к кому обратиться с обыкновенной житейской бедой? Вопрос упирается во властную структуру. Тогда ею была компартия или Советы, которые или давали, или не давали. Дикое количество было всяких неприятностей, но все-таки, когда дело касалось человека, каждый мог рассчитывать на ответ.
Всему свое время
– Когда вы были у руля, как выстраивали свои отношения с оппозицией? Были личности по ту сторону баррикад?
– Личностью я считаю, например, Вадима Николайчука, бывшего директора рудника “Заполярный”, где, кстати, я начинал работу в Норильске. В свое время он выиграл выборы у директора комбината Анатолия Васильевича Филатова и стал депутатом Верховного Совета. А об остальных и вспоминать не хочется. Где они? Хоть одного бы Пака найти.
Вспоминаю, как меня однажды попытались “взорвать”. В субботу во второй половине дня зашел  мужик – нас тогда в горкоме человека четыре было – и сообщает: “Сейчас взорву!” А я же горняк, говорю: “Ты б аккумулятор спрятал…” Он смутился. Потом мы поговорили. Роза ветров в тот год была такая, что дышать было нечем, народ возмущался.
– А сегодняшнее время вам интересно?
– Интересно, во-первых, потому, что оно новое. Во-вторых, потому, что оно гораздо более обеспечено информацией. В-третьих, оно свободное в смысле перемещения.
– В какую эпоху вы предпочли бы родиться?
– Думаю, что 90 процентов нормальных людей выбрали бы свое время. Когда родился, тогда и живи. Сейчас разбираются со Сноуденом, но это лишь первая ласточка. Куда нас приведет вся эта компьютеризация, неизвестно… Ведь все переосмысливается: теория Дарвина, постулаты Эйнштейна уже не вписываются в современную картину мира.
– Вы остаетесь человеком системы?
– Какой? Если только пенсионной.
– Но у вас Красноярское землячество, издательская деятельность. Мемуары не пишите?
– Не считаю себя литератором. Сравниваю, что я бы мог написать и то, что читаю у других. Предпочитаю авторов-профессионалов. Рад, что в свое время успел записать на диктофон воспоминания Алексея Борисовича Логинова, вышедшие в обработке Сергея Львовича Щеглова. Он из 50 кассет многое выкинул, но я не вмешивался. Хотя жаль того, что касалось Гражданской войны и смены власти: там была такая высокохудожественная ненормативная лексика. Алесей Борисович воспроизвел все, что пели на эту тему и белые, и красные.
 

 
0

Читайте также в этом номере:

Семья решает (Евгения СТОРОЖКО)
Дворец в лесах (Анна ВИКТОРОВА)
Карта возможностей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Перестройка (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Один на всех (Андрей СОЛДАКОВ)
Он один такой (Екатерина БАРКОВА)
Работы – вагон (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Витамины для бетона (Екатерина БАРКОВА)
Простые правила (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Это было с городом и с нами (Лариса ФЕДИШИНА)
Человек на своем месте (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Реально ли реалити? (Выбор зрителя с Еленой КОВАЛЕНКО)
В кольце огня (Сергей МОГЛОВЕЦ)
Закон, которого нет (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Нескучное лето (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Салют, Норильск! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Сухой источник (Николай ЩИПКО)
Социальная стратегия (Беседовала Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как вы нам дороги (Лариса ЛИПСКАЯ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск