Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Объединяющая сила
К 65-ЛЕТИЮ НОРИЛЬСКА-ГОРОДА
15 марта 2018 года, 13:41
Фото: Юлия РИМСКАЯ
Текст: Валентина ВАЧАЕВА
Вчера в Музее Норильска завершился показ нового итальянского кино, но фестиваль итальянской культуры еще неделю будет гостем северного города.
На площадке и в жизни
Новый проект музея “Здравствуй, Норильск!” предполагает ежегодное проведение на территории  фестивалей  культур разных стран. Первой стала Италия. В программу фестиваля итальянской культуры в Норильске, отмечающем в этом году 65-летие присвоения ему статуса города, вошли выставки и показ нового итальянского кино. Фильмы отбирала и комментировала при показе  Ольга Страда, директор Итальянского института культуры в Москве, организовавшего совместно с музеем эту международную культурную акцию.
Куратор фестиваля искусствовед Кирилл Гаврилин, стажировавшийся в свое время во Флорентийском и Неаполитанском университетах, на открытии проекта сказал, что Итальянский институт культуры в Москве проводит в нашей стране огромное количество мероприятий:
– Это и гастроли знаменитого оперного театра Ла Скала, выставки картин Рафаэля, выставки из Ватикана. И сегодня вы пришли на событие, которое тоже можно назвать значимым.
Туринский национальный музей кино, в чьих фондах хранится, в частности, наследие Анджело Фронтони, Гаврилин  приравнял по статусу к Лувру или Британскому музею. Более 60 фотографий, сделанных культовым фотографом в золотой период итальянского кино на съемочных площадках и в реальной жизни, составили экспозицию выставки “Итальянское кино в объективе Анджело Фронтони”.
– Он пропагандировал не только итальянское кино, но и итальянскую моду, итальянскую красоту, итальянский стиль жизни, итальянский вкус, – сказал на открытии  Кирилл Гаврилин и пояснил, почему Италия на фестивале представлена историей вокруг кино:
– Кино – это объединяющая сила, оно аккумулирует все. Всем хорошо известен вклад Италии в мировую культуру, и очень важно то, что эстафету, начатую в эпоху Возрождения, страна продолжила и в ХХ веке, став великой кинематографической державой.
Автор второй фотовыставки-инсталляции – Кьяра Казелли. Актриса занимается фотографией, впрочем, как Джина Лоллобриджида, со снимков которой пришла известность Фронтони. В Норильске представлена одна из ее серий к роману Джойса “Улисс”, посвященная образу Молли. Статусная актриса из поколения посла красоты Италии Моники Беллуччи  планировала прилететь на фестиваль в наш северный город, но не случилось. Зато трудно переоценить присутствие в Норильске Ольги Страды. Об этом на вернисаже говорили куратор проекта директор Музея Норильска Наталья Федянина и Кирилл Гаврилин, сообщивший, что сеньора Страда является профессиональным киноведом и  в свое время работала в жюри многих престижных международных и российских кинофестивалей.
Из интернет-источников несложно узнать, что известная своей масштабной деятельностью в области гуманитарных связей, переводчик и историк Ольга Страда  назначена директором Итальянского института культуры в Москве три года назад. А также то, что она дочь старейшины итальянских славистов профессора Витторио Страды, автора семитомной “Истории русской литературы. ХХ век” и других фундаментальных трудов, бывшего в 90-х годах директором Итальянского института. Известно, что именно отец Ольги Страды помогал многим писателям, в том числе и Солженицыну, издаваться на Западе.
На фоне тосканских пейзажей
В первый день работы фестиваля, 10 марта, был показан один из самый титулованных итальянских фильмов последних лет  “Как чокнутые” режиссера Паоло Вирци (главная национальная кинопремия Италии в 2017-м в пяти экземплярах и другие награды). Госпожа Страда назвала “Как чокнутых” “Тельмой и Луизой” по-итальянски. Героини Паоло Вирци, которых играют Валерия Бруни-Тедески, старшая сестра супруги Николя Саркози, 23-го президента Франции, и Микаела Рамаццотти, жена режиссера, – противоположности. По сюжету Беатрис и Донателла являются пациентками в Вилла Бьонди, современной психиатрической клинике, без возможности выйти на свободу. У них очень разные жизненные истории, но шанс на побег сводит их вместе в приключении на фоне тосканских пейзажей.
Перед показом Ольга Страда предупредила зрителей, что в Италии с конца 1970-х годов  благодаря психиатру Франко Базалья была упразднена система государственных психиатрических больниц с насильственной изоляцией душевнобольных. В общественных центрах психиатрической помощи, сменивших больницы, наряду со специалистами работают волонтеры. И, пожалуй, эта сторона итальянской жизни стала открытием для многих зрителей.
После просмотра  директор музея Наталья Федянина напомнила куратору фестиваля, что при составлении программы тот рекомендовал на открытие фильм Вирци как кино оптимистичное… На повисший в воздухе вопрос о том, в чем оптимистичность картины, державшей зрителей в напряжении все 118 минут просмотра, ответила Ольга Страда. По ее мнению, светлое начало в ленте связано с образом Донателлы, которая, чтобы вернуть ребенка и остаться с ним навсегда, сначала бросается в море, а после второй попытки увидеться с ним добровольно возвращается в Вилла Бьонди, чтобы, возможно, начать жизнь по-новому. Приемная семья мальчика, понимая всю степень страдания матери, сопереживает ей.
– Героини в итоге преодолевают трудности и побеждают. Благодаря фильму мы поняли, какой видят свою страну сами итальянцы, поняли и какие-то другие грани итальянской культуры, – поддержал коллегу Кирилл Гаврилин.
Кинопоказ в рамках кинофестиваля завершился 14 марта. Конечно, актеры, занятые в новом итальянском кино, не попали в объектив камеры Анджело Фронтони. Однако Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Клаудиа Кардинале, Моника Беллуччи, Марчелло Мастроянни и многие другие посланцы итальянской красоты и иконы итальянского стиля – в свободном доступе до 22 марта. Как и выставка Кьяры Казелли “Отсутствие. Свет воспоминаний”, имевшая оглушительный успех в Милане в прошлом году. По сведениям организаторов, автор сама печатала фотографии для Норильска, так как все выставочные экземпляры были распроданы.
 
ЦИТАТА
Кирилл ГАВРИЛИН, профессор академии им. Строганова, член научного комитета Центра по изучению русской культуры в университете Ка’Фоскари, Венеция. Член Ассоциации искусствоведов, член Творческого союза художников России. Член Международного совета музеев при ЮНЕСКО:

“Фестиваль “Чао, Норильск!” подобен дуновению теплого средиземного ветра, который приносит в Заполярье весну, вдохновение и красоту, чувство сопричастности лучшим явлениям мировой культуры”.
0

Читайте также в этом номере:

Им целого мира мало (Анна САРАФАНОВА)
Профессиональный отбор (Полина ЛЮБИМАЯ)
Их дело – технология (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Засияла по-новому (Яна АНДРЕЕВА)
Добрая помощь (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Ушел на глубину (Мария СОКОЛОВА)
Связанные одной целью (Анна САРАФАНОВА)
Цвет нашего города (Анна РАХМАТУЛИНА)
В формате “Филумены” (Варвара СОСНОВСКАЯ)
Они болеют хоккеем (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Норильск в финале (Марина БУШУЕВА)
Ответственные за победу (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Мурашки против букашек (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск