Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
План спасения
Специальный репортаж
30 августа 2013 года, 14:04
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
Схема лечения алкоголиков и наркоманов в нашей стране обычно сводится к детоксикации. И в большинстве случаев зависимый вновь возвращается к бутылке или шприцу. В талнахском православном реабилитационном центре “Лествица” выбрали другую программу оказания помощи асоциальным людям.
– Наш метод реабилитации направлен на то, чтобы человека, по возможности, приводить к Богу, – говорит руководитель центра содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Ирина Хубецова. – И даже если человек не воцерковляется, опыт показывает: у него меняются приоритеты, появляется воля к жизни. Он меняется.
Важно попросить помощи
Весной корреспонденты “ЗВ” впервые побывали в “Лествице”. С тех пор здесь многое изменилось. В огромном помещении левого крыла бывшего магазина “Маяк”, где расположился реабилитационный центр, закончили ремонт. На очереди – правое крыло здания. Комнаты-кельи обставили мебелью, и они обрели новых хозяев. Руководитель “Лествицы” показывает: вот здесь живет мать с тремя детьми, еще есть комната на двух человек и на восемь. В келье для пожилых людей нет двухъярусных кроватей, зато там оборудовано сразу шесть койко-мест. А всего здесь проживает 18 человек. Примерно столько же – в другом отделении центра на улице Федоровского, где проходят реабилитацию в основном женщины с детьми.
– В последнее время родители стали часто звонить, – переживает Ирина Хубецова. – Они в панике: сын начал что-то употреблять, дочь в каком-то странном состоянии… Давно такой волны не было. “Крокодильщики” к нам сейчас редко попадают – один-два, тяжелым наркотикам дорогу в Норильск перекрыт. Зато вместо них в городе появились легкие курительные смеси. Возможно, эти наркотики не так скоро вызовут зависимость, но вы же понимаете – это только вопрос времени.
– Как в ваш центр попадают люди: родственники приводят?
– Насильно или по желанию родственников изменить человека нельзя. Наша программа реабилитации на это не рассчитана. Мы не сторонники насильственных методов. Человек должен сам признать свое бессилие перед зависимостью. И попросить помощи.
– Сколько времени длится реабилитация?
– От года и более.
Распорядок дня в центре плотный. Утренняя молитва, послушание (работа в центре и за его пределами), вечером – занятия, которые проводят церковнослужители, и снова молитва. В субботу и воскресенье все ходят на богослужения в храме. У зависимых не должно быть свободного времени. Телефонов и денег у новичков нет – чтобы не возникало соблазнов.
Ирина Хубецова рассказывает: есть те, кто, успешно пройдя реабилитацию, остается в “Лествице” волонтерами. Другие начинают самостоятельную жизнь, но при этом по-прежнему приходят сюда. Она приводит в пример Валентину, бывшую подопечную центра. Выйдя замуж, та не перестает помогать “Лествице” – присматривает за детьми, помогает с приготовлением пищи, несмотря на то что сама инвалид ІІ группы.
Каждый – со своей бедой
По коридору движется человек в инвалидной коляске.
– Списанные, неисправные коляски нам отдают в Комплексном центре обслуживания населения, – кивает в сторону искалеченного мужчины директор центра. – Сами ремонтируем их, собираем из трех одну. Сейчас у нас три колясочника, и еще одному бы не мешало найти инвалидное кресло.
Ирина Хубецова имеет в виду новенького. Передвигается мужчина ползком.
– У него почему-то опломбировали квартиру. Человек прошел лечение в оганерской больнице и теперь по каким-то причинам не может вернуться домой. Но, если бы мы его сейчас не приняли в центр, он бы стал бомжем, – добавляет Ирина Хубецова. – Будем пытаться инвалида определять в комплексный центр. Человек нигде на учете не состоял, он получает пенсию. Представляете, как нам трудно неходячего человека на себе таскать, чтобы он мог пройти медкомиссию.
Она радуется: человек может обслужить себя. А бывают такие, что и инвалидами не повернется язык назвать. Директор реабилитационного центра рассказывает про Игоря: одна нога у него ампутирована до колена, на другой нет полстопы. Большую часть времени мужчина проводит на кухне – готовит на всю общину. Бывший военный, в свое время окончил разведшколу в Тбилиси, воевал в горячих точках. Потом начал пить. Попал в места лишения свободы. Бомжевал. Сейчас Игорь ждет, когда сотрудники “Лествицы” помогут ему восстановить документы, после чего он тоже переберется в комплексный центр.
– Дееспособных у нас мало, – говорит Ирина Хубецова. – Очень много людей с серьезными хроническими заболеваниями. Но тем не менее все выполняют посильную работу. Где трудятся? На строительных площадках. В “Северном быте” мы взяли подряд – занимаемся уборкой подъездов. Кроме того, есть еще ремонтные и уборочные работы в “Лествице”. На питание себе мы зарабатываем. А вот коммунальные платежи – проблема.  
Разные люди
В одной из комнат раздаются детские голоса… В холле мужчины смотрят телевизор. Их одиночество осталось в прошлом. В “Лествице” все они как одна большая семья.
– Попадают к нам люди по разным причинам, – продолжает Ирина Хубецова. – Алкоголик или наркоман – это не обязательно грязный бомж под забором. Бывает так, что у человека и социальный статус сохранен, и вроде бы все в порядке. Недавно к нам отправили человека с депрессией, у которого из-за постоянных пьянок жизнь пошла наперекосяк. Потерял работу,  бросила девушка, образовался большой долг. Человек чувствует себя загнанным в угол. И берется за бутылку. Хотя вроде и алкоголиком его не назовешь. Или другой пример – молодая мать хотела оставить ребенка в роддоме из-за бытовой неустроенности. Уговорили не делать этого, предложили помощь. Женщина согласилась. Сейчас она вышла замуж. Мужу дают квартиру.  
В комнату, где мы сидим с Ириной Хубецовой, заглядывает ее помощник Михаил. Лицо встревоженное. Один из обитателей центра куда-то ушел... Ирина Хубецова, хотя и не показывает виду, тоже озабочена. Такое бывает. Алкоголик или наркоман почти никогда не планирует “употребить”. Напротив, он решает начать новую жизнь. И вдруг обнаруживает себя со стаканом в руках. Или с наркотиком. Ему не нужен для этого повод.
– Поначалу человек еще слаб духом. Понадобится время, чтобы избежать рецидивов, – говорит руководитель центра.
– Наверное, это тяжело – кажется, что человек выбрался, духовно окреп, а он снова срывается. Руки не опускаются?
– Даже признав свою болезнь и пройдя реабилитацию, люди иногда срываются. Чтобы избавиться от зависимости, им приходится менять себя. Полностью.
Другие цели
Михаил – правая рука Ирины Хубецовой – готов подписаться под словами руководителя. 29-летний парень недавно сам прошел в “Лествице” курс реабилитации от наркомании.
– А сегодня я его прошу о помощи, – добавляет директор центра. – Человек, который сам успешно выздоровел, понимает проблему изнутри. У него есть авторитет. Даже пожилые мужчины прислушиваются к тому, что он скажет. Михаил эту дорогу прошел.
Глядя на спокойного, рассудительного молодого человека, с трудом верится, что он – наркоман со стажем.
– С 14 лет употреблял, – подтверждает Михаил. – Как так получилось? Родители у меня были состоятельными людьми. Карманные деньги водились. Да, собственно, тогда, в 1998 году, героин купить не составляло труда. “Дорога” стоила копейки. Только в моем классе занимались сбытом наркотиков три человека. Родители, узнав, пытались что-то сделать. В 16 лет меня отправили в реабилитационный центр в Москву. Не помогло. Потом родителей не стало… От таких переживаний у кого угодно здоровье не выдержит, – Михаил какое-то время молчит. Потом продолжает: – Пытался искать выход сам. Год пробыл в реабилитационном центре в Норильске. Вышел оттуда и через две недели снова начал колоться. Опустился, был на грани смерти. А потом попал в “Лествицу”. Специально уехал из Норильска в Талнах, потому что по опыту знаю: проходить лечение лучше в другом городе – когда ты вырван из привычной среды. Так меньше искушений. Вынес все эти месяцы только благодаря Ирине Николаевне. И потом, куда уходить? Снова в эту помойку? Туда я не хочу возвращаться. Я видел здесь, в центре, разных людей. Кому-то такой путь избавления от зависимости не помог. А кто-то постепенно, шаг за шагом начинал меняться, выбирал жизнь.
– Работаете сейчас?
– Центр находится на самообеспечении, и поэтому работа – обязательное условие для всех, кто находится на реабилитации. Если ты физически нормальный, здоровый человек, то не будешь же на кровати сидеть. И, опять-таки, когда работаешь – чему-то учишься. Я, например, раньше не умел даже гвоздя забить, а сейчас научился мебель своими руками собирать. Устроился работать плотником. Каждый день встречаю прежних знакомых. Раньше я бы пошел у них на поводу, сорвался. А теперь у меня внутри есть четкое понимание того, что нужно делать. Как жить дальше. Сейчас у меня другие цели. Конечно, сожалею о том, что жизнь так у меня повернулась. Но с другой стороны… Не зря говорят: неисповедимы пути Господни. Может, Бог для того меня и опустил на самое дно, чтобы я нашел в себе силы подняться.
Счастье – рядом
За плечами 29-летней Светланы – детдом. Интернат. Неоконченный колледж. А еще – алкогольная и наркотическая зависимость.
– Я всегда что-то начинала, а потом бросала. Устроюсь на работу – через месяц увольняюсь. Никто никогда мне не объяснял, что потребительское отношение к людям, к жизни может привести к тому, что ты останешься у разбитого корыта… – медленно подбирает нужные слова Света.
– Сколько вы в “Лествице”?
– Полгода. Общаюсь с верующими людьми, которые по своему духовному развитию стоят выше меня. Прошу теперь совета не у подруг, а у батюшки. Дорога эта трудная и долгая… Надо что-то в голове менять, – рассуждает Света. – Внутри себя. Не все выдерживают. У кого-то руки опускаются. У меня вот недавно тоже был такой момент – я собралась и ушла из центра. А через три дня пришло осознание: мне намного тяжелее одной, чем в центре, где меня всегда поймут и поддержат. Сегодня, спустя несколько месяцев моего пребывания в “Лествице”, я начала видеть красоту обычной жизни. Без алкоголя, без сигарет, без наркотиков. Что для меня счастье? Сложно сказать. Только сейчас начала понимать, что на протяжении последних четырех лет мое счастье было со мной – это моя семья. Рядом со мной любящий муж, дети. И я знаю, что меня в этой жизни кто-то любит и ждет.
– Когда нет Бога в душе, нет света, мы зачастую этого не видим, – приходит на помощь молодой женщине руководитель “Лествицы”.
– Ирина Николаевна, а что для вас счастье?
– Для меня счастье – это внутреннее состояние… Я и в пожеланиях часто людям об этом говорю. Даже если нет дома, семьи, денег, человек все равно может быть счастлив. Главное, чтобы была вера. Я это точно знаю.
Ирина Хубецова: “Чтобы избавиться от зависимости, людям полностью приходится менять себя”
Каждый пришел в центр со своим грузом горя
Дееспособных мало. Но все работают
0

Читайте также в этом номере:

Давайте играть! (Лариса ФЕДИШИНА)
Владелец желает знать (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Карты в руки (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
В защиту школьников (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Правила внедорожников (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Робин Гуды ХХI века (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Победил Ургант (Андрей СОЛДАКОВ)
И первое семейное (Лариса МИХАЙЛОВА)
Хватит мусорить! (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Кто последний? (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Повод для разговора (Андрей СОЛДАКОВ)
В надежных руках (Валентин ПАХОМОВ, бывший мастер локомотивного депо Дудинского желдорцеха НЖД, ветеран труда России)
Под присмотром (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Проводы лета (Денис КОЖЕВНИКОВ)
По-детски важно (Ольга ТРУБНИКОВА)
Спасибо за поддержку (Ольга ЯСКИНА, бывшая узница Норильлага)
Театральные миры (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Два человека на место (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Важные ресурсы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Сожаления и намерения (Сергей КАПИН, директор Норильского педагогического колледжа)
Особое дерево (Андрей СОЛДАКОВ)
“Зеркало” в финале (Евгения СТОРОЖКО)
Конкурс на рельсах (Андрей СОЛДАКОВ)
По новым учебникам (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Научим и посадим (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск