Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
В его стиле
ВЕТЕРАНЫ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
14 апреля 2016 года, 17:23
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Официально рабочий день Кокарева начинается в 8.30. В семь часов Олег Викторович, как правило, уже на никелевом. Ему надо знать обстановку досконально.
– Работа есть работа. Встал – поехал на завод, – объясняет заместитель начальника плавильного цеха по оборудованию Олег Кокарев. – Наше руководство позаботилось, чтобы из Оганера работников завода тоже забирали на заказном автобусе. Это я не об экономии на проезде говорю – об оперативности.
Заместитель начальника плавильного приезжает в цех в пересмену.
–  У меня задача какая? Пообщаться с коллективом, который отработал. Узнать, какие были проблемы, – говорит  Олег Кокарев.  Словом, ему надо оценить обстановку и принять решение до начала смены, чтобы не дергать людей. –  Было бы неправильно, если бы в восемь тридцать я стал делать перестановки или вмешиваться в уже начатую работу.
Руководствоваться здравым смыслом – это принцип Кокарева.
Не голосом, а умением
Разговаривать с Олегом Викторовичем интересно. Если бы не производственная необходимость, я бы вообще забыла о диктофоне и не отвлекалась на сомнения, “возьмет” ли он голос Кокарева.
–  Вы всегда так тихо говорите?
–  Есть свои моменты…
–  Вы и повышать голос можете?
–  Если бы я не мог это варьировать, не работал бы столько лет. Замначальника цеха я с 1998 года. Исполнял обязанности заместителя главного инженера никелевого завода по реконструкции…
Манеру Кокарева говорить тихо на предприятии знают и признают. Эта особенность отражает его природные свойства, создает его стиль. А как говорил французский естествоиспытатель Жорж Бюффон, стиль –  это человек.
–  Чем Олег Викторович хорош – он никогда не кричит, – развивает тему начальник плавильного цеха Илья Сарычев. –  Очень взвешенный, спокойный человек. Ему эмоции не мешают принимать правильные решения. Трезвый расчет – то качество, которое присуще Кокареву чисто как механику.
Илья Николаевич отмечает и другие достоинства своего зама по оборудованию. Но об этом позже. А сейчас короткая биографическая справка о нашем герое.
Коренной норильчанин. Здесь окончил школу,  из Норильска ушел служить, сюда вернулся после армии. Поработал  в Норильском вечернем индустриальном институте (НВИИ), но вскоре перешел в плавильный цех никелевого  завода и поступил в НВИИ уже в качестве студента. Специальность выбрал “механическое оборудование заводов цветной металлургии”. Одноименную кафедру тогда возглавлял Данил Петрович Притыкин, очень известный и авторитетный в институтских кругах  человек, автор нескольких учебников.  
На никелевый Олега Кокарева приняли в электротермическое отделение слесарем-ремонтником четвертого разряда. Но на этом уровне молодой человек не задержался, квалификацию повышал постоянно и вскоре был назначен мастером по ремонту обеднительных электропечей.  Это было, когда обязанности начальника отделения от Александра Садетдинова перешли к Александру Фонарюку. Позднее в этом качестве работал Сергей Гресь. Бок о бок трудился  наш герой с Виталием Бобровым, впоследствии директором завода и руководителем Норильского комбината. Сводила судьба и с другими известными в металлургии людьми.
– Когда я устроился, бригадир Владимир Иванович Пугачев, знающий человек, учил меня разным приемам ремонта, – вспоминает Олег Кокарев. – Моим наставником был Петр  Прохорович Аписаров, слесарь-ремонтник шестого разряда. Гонял меня по всем механизмам электротермического отделения!..
Примером для моего собеседника был Валентин Андреевич Кокин и еще один специалист высокого класса – Игорь Григорьевич Манаков. Он, по словам Кокарева, любил рационализировать различные механизмы, разбирался в гидравлических системах, много полезного придумал для рудно-термических печей. До сих пор это используется.
А сколько используется механизмов, усовершенствованных Кокаревым и при его участии!
–  Я не придумал космический корабль, есть институты, которые придумывают. Мы в цехе рационализируем малые участки, – уточняет почетный рационализатор компании. – Но если мы заменили какую-то гайку на более эффективную, механизм будет дольше работать.
–  Очень грамотный человек. Никогда не создает, что называется, большие конструкции, а всегда видит короткий и самый малозатратный путь к решению задачи, –  добавляет еще один штрих к портрету Кокарева начальник цеха Илья Сарычев. –  Олег Викторович знает свой коллектив и знает, как он может работать наиболее эффективно.
–  Много людей занимаются обслуживанием оборудования в цехе? –  спрашиваю Олега Викторовича.
–  Когда было пять рудно-термических печей, две обеднительные, шесть конвертеров, состав ремонтной службы доходил до 150 человек. Плюс инженерно-технические работники на каждом участке. Теперь – значительно меньше. С 1 февраля выведена из эксплуатации РТП-5 в порядке реализации плана по закрытию никелевого завода, соответственно, уменьшается число конвертеров –  сейчас их в эксплуатации четыре.
Рудно-термическая печь №5 –  последний из вновь введенных в плавильном цехе металлургических агрегатов. Пятая печка включилась в технологию летом 1982 года и до полной остановки “заработала” 33 с половиной года безупречного трудового стажа. Столько же будет у Олега Кокарева ко времени, когда  отключат последний плавильный агрегат. Сейчас заместитель начальника цеха по оборудованию проводит заседания штаба по демонтажу РТП-5. Согласно графику эти работы должны быть выполнены до конца апреля. Постепенно выведут из эксплуатации и остальные металлургические мощности.
–  Пока последняя единица оборудования не остановлена, наша прямая обязанность, –  говорит Кокарев, –  обеспечить техническое обслуживание агрегатов и соблюдать график планово-предупредительных ремонтов.
–  Недавно вы ремонтировали РТП-3…
–  Это был так называемый Т-1, текущий пятисуточный ремонт, –  уточняет Олег Викторович. –  Остановка РТП-3 планируется к 20 июня.
–  Если понадобится заменить кого-то из ремонтников, сможете? – задаю провокационный вопрос собеседнику.
–  Конечно. У меня очень знаменитые учителя были, вы не забывайте, что я работал слесарем-ремонтником почти пять лет. Разбирал многие механизмы, знаю принцип их работы. Думаю, что и сейчас многим дам фору: практика! А практика – это все! После института даже назначенный на должность человек нуждается во времени, чтобы освоиться. А у меня учеба и работа шли параллельно.
Здравый смысл
Снова возвращаемся с Олегом Викторовичем ко времени, когда он пришел в плавильный цех (на пике его развития). Говорим о планах расширения производственных мощностей, от которых пришлось отказаться (например, от строительства седьмого и восьмого конвертеров). Кокарев последовательно, можно сказать, по годам вспоминает коллег, с которыми работал, и, улыбаясь, произносит: “Потом я стал специалистом”. Приводит несколько аргументов, например такой:  
–  Андрей Анатольевич Блинов, заместитель главного механика Заполярного филиала, у меня проходил практику.
Удалось поработать и с Виктором Викторовичем Челядником: начинал он на РТП, был старшим механиком, трудился на медном заводе начальником цеха, теперь замдиректора никелевого завода. С заместителем главного механика завода Виктором Николаевичем Орловым – в связи с закрытием никелевого он перешел в геологическое управление.
И такой интересный факт из биографии  нашего героя: за 33 года он поработал с семью начальниками плавильного цеха. Когда в 1982-м Олег, начинающий слесарь-ремонтник, появился здесь, цех возглавлял Владимир Яхно. В другие годы при Кокареве в этой должности работали Андрей Говоров, Юрий Щербатюк, Богдан Кужель, Игорь Сухобаевский, Константин Тулупов.
Тандем с седьмым его руководителем, Ильей Сарычевым, у Олега Викторовича сложился, еще когда Илья Николаевич был заместителем начальника плавильного цеха по производству. Оба специалиста быстро наладили коммуникации.
Одна из последних масштабных реконструкций, которой  заместитель начальника цеха по оборудованию отдал много сил, был капитальный ремонт рудно-термической печи №2. По сути, строительство нового агрегата.
–  Кокарев построил РТП-2, когда кругом говорили, что уже нет специалистов, никто не сможет такую печь построить, а он это сделал! –  рассказывает Илья Сарычев. –  Построили по чертежам без всяких отступлений. Плавильный цех и вообще работа в пирометаллургии воспитали в нем, я считаю, выдержку. Олег Викторович никогда не впадает в панику. А на производстве такие нештатные ситуации случались... Он умеет мобилизоваться, сложить цепочку так, чтобы прийти к нормальной работе цеха.
Рудно-термическая печь №2 после капремонта вошла в строй 1 июля 2013 года. К
1 июля года нынешнего ни одного действующего пирометаллургического агрегата на никелевом заводе не останется.
Оборудование демонтируют, при этом оно должно находиться под постоянным присмотром. Для чего и организован участок по обеспечению жизнедеятельности никелевого завода. Туда подбирается штат механиков. В производственном объединении “Норильскремонт” также создан участок по демонтажу оборудования никелевого завода. Впереди достаточно много работы, и опыт такого специалиста, как Олег Кокарев, может пригодиться.
–  Какие у вас планы, Олег Викторович?
–  Как только сокращается мое рабочее место, я имею возможность включиться в программу “Ветераны металлургического производства”, разработанную специально для коллектива никелевого завода.
Кокаревы не планировали уезжать в 2016-м, Олег Викторович и Гузалия Исхаковна думали еще год поработать, отложить деньги на обустройство в Санкт-Петербурге. Но реалии таковы, что в 2017-м программа “Ветераны металлургического производства” не будет действовать. А один из принципов Кокарева – руководствоваться здравым смыслом.
– Есть программа, не надо работать еще год, –  рассуждает Олег Викторович. – Компенсацию за отработанное в компании время выплачивают, на отправку контейнера деньги выделяют. Так что остается сняться с пенсионного и жилищно-коммунального учета.
До первой рыбки
Будущее место жительства для семьи выбрал Кокарев-средний. У Вячеслава проявились способности к физике и другим точным наукам, так что после школы сын поступил в университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, по окончании вуза решил остаться в Северной столице. Женился. С Катей познакомился по Интернету, что отец категорически не приветствовал. Молодые люди переписывались (она жила в Великом Новгороде), созванивались и как-то раз стали выяснять, кто откуда родом. Слава из Норильска, а Катя из Талнаха. В общем, внучке Олега Викторовича и Гузалии Исхаковны в июне исполнится шесть лет. Так что на следующий год любящие бабушка с дедушкой опять пойдут в первый класс.
–  Чем еще будем заниматься? Отдыхать, –  говорит Олег Викторович. –  Хобби я не обзавелся: к сожалению, всю жизнь на работе. Но ничего, занятие найду… Возле какой станции метро у нас квартира? Почему все об этом спрашивают? – удивляется Кокарев. – Меня метро не волнует. Зачем нам, пенсионерам, близость метро? Мы же каждый день по городу разъезжать не будем. Ну, “Черная речка”. Парк 300-летия Санкт-Петербурга, знаете, а “Питерленд”, аквапарк? Рядом –  жилой комплекс “Золотая гавань”. Из окна виден строящийся стадион на Крестовском острове.
И рыбаков видно, которые корюшку в лунках ловят. Рыбная ловля на окрестных озерах – увлечение большинства норильских мужчин. Замначальника плавильного цеха вместе с коллективом не раз выбирался в тундру. Говорит, что во всех точках Норильского промрайона побывал. Каждый сезон организовывали поездки на Ламу. Теперь вот на берегу Финского залива рыбачить будет:
– Это ж сто метров от дома. Вышел, закинул удочки, смотришь: поклевки нет, пошел домой чаю попить. Вернулся, удочки проверил…
Признаться, я не понимаю, то ли Олег Викторович шутит, то ли действительно можно чаю попить до первой рыбки.
–  А рыбаку что важно, –  продолжает мой собеседник, –  ловится или не ловится, бог с ним – важно лед, компания, сам процесс. Сегодня поймал одну рыбу, завтра много.
Петербуржцы сидят у своих лунок и фотографии выкладывают в социальные сети. Норильчане тоже корюшку ловят, но у Кокарева, похоже, нынче не рыбный сезон. Хотя весна только начинается. Впереди лето, осень, целая жизнь.
–  Как говорят все норильские пенсионеры, мы будем путешествовать по миру. Надеюсь, мы тоже будем, – рассуждает наш герой. –  В Финляндию? Это рядом с Санкт-Петербургом, повседневный маршрут: сел в машину и поехал. Для путешествий Финляндию не рассматриваю. Другое дело – наши любимые курорты. Три раза в Египте были, в Испанию ездили, в Болгарию. Много привлекательных мест, где мы еще не были…
Нравится ли ему в Санкт-Петербурге? На этот вопрос Олег Викторович отвечает “в хронологическом порядке”:
– Из отпусков мы всегда с удовольствием возвращались в Норильск, открывали дверь квартиры – дома! В 2009 году построили жилье в Петербурге, года полтора делали там ремонт, в квартире появилась обстановка, мы к ней привыкли. И жена сказала, что теперь ей нравится в Санкт-Петербурге, там мы тоже дома.
Из Норильска, говорит Кокарев, ничего “вещественного” забирать не будут – все остается младшему сыну Евгению, он работает на медном заводе. А вот воспоминания…
–  Чем будете вспоминать завод?
Людьми, работой, которую вместе делали. Вот, – Олег Викторович показывает на стену. Там висят две почетные грамоты, самые последние из врученных Кокареву, если судить по датам. А всего их у нашего героя не меньше двадцати. О званиях “Почетный металлург” и  “Заслуженный металлург России” (оно входит в государственную наградную систему) Олег Викторович почему-то не сказал. Это в его стиле.
 
дата
К 1 июля 2016 года на никелевом заводе не останется ни одного действующего пирометаллургического агрегата.
В работе штаба по демонтажу РТП-5 участвуют и никельщики, и подрядчики
В плавильном цехе заслуженный металлург Кокарев работает 33 года
0

Читайте также в этом номере:

Открытый космос (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Дело сделано (Екатерина БАРКОВА)
Поговорили о насущном (Екатерина БАРКОВА)
Разговор на равных (Марина СЕРГЕЕВА)
Наградят в музее (Евгения СТОРОЖКО)
Мэры приняты (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Гвоздями по картине (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Чемо-данные (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
“ГЕХО” и другие (Валентина ВАЧАЕВА)
Курс на инновации (Мария ГРИГОРЬЕВА)
Всё по-частному (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Новое яркое место (Екатерина БАРКОВА)
Олени – это праздник (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Быть или не быть Гамлетом? (Валентина ВАЧАЕВА)
Помочь следствию (Лариса ФЕДИШИНА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск