Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Звезда в подарок
СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО
7 марта 2018 года, 13:34
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Ольга ЛИТВИНЕНКО
“Ракета” принимает вызов
 
В нашем городе сильных людей много достойнейших мужчин, которые 8 Марта будут поздравлять прекрасную половину Норильска. Но это не помешало нам подобрать кандидатуру со стороны – и какую! Звезда мирового масштаба, легенда хоккея и просто красавец Павел Буре встретился с “ЗВ”, чтобы принять участие в нашем проекте “Совсем другое дело”. Русская Ракета ненадолго перевоплотился в машиниста ПДМ, чтобы попробовать, каково это – работать под землей и управлять мощнейшей техникой. Удалось ли прославленному спортсмену освоить азы непростого дела – читайте в этом номере.
Каждый человек, оценивая свою профессиональную деятельность, когда-нибудь задается вопросом: “А кем бы я мог работать еще?” И у каждого, как правило, есть вариант ответа на этот вопрос. В нашем большом проекте “Совсем другое дело” мы рассказываем о профессиях “Норникеля” и предлагаем известным в Норильске людям и гостям города попробовать себя в одной из них.
Сегодня наш гость – легенда хоккея, Русская Ракета Павел БУРЕ. Он приезжал в Норильск, чтобы сыграть с местными спортсменами благотворительный матч:  команда “Легенды мирового хоккея” встретилась на льду “Арктики” с командой “Звезды НХЛ Норильск”. Пользуясь случаем, мы пригласили Павла поучаствовать в нашем проекте, и спортсмен с удовольствием согласился. Он впервые в своей жизни спустился под землю, на учебный полигон шахты “Ангидрит” рудника “Кайерканский”корпоративного университета “Норильский никель”, чтобы попробовать себя в роли машиниста ПДМ.
Вера КАЛАБЕКОВА, генеральный директор медиакомпании “Северный город”:
– Проект “Совсем другое дело” стартовал в сентябре 2017 года в газете “Заполярный вестник”, сначала просто как специальная рубрика. Но очень скоро он стал масштабным. Оказалось, что многие хотели бы в нем участвовать. До какого-то момента героями публикаций были только норильчане. В трех последних выпусках пробовали себя в новом деле уже и гости нашего города.
Сейчас мы реализуем “Совсем другое дело” не только в газете, но при поддержке всей медиакомпании и телеканала “Северный город”. Нашими деловыми и даже творческими партнерами выступают Заполярный филиал и его подразделения. Специалисты, профессионалы своего дела, которых мы приглашаем, помогают дать этому проекту интересный смысл и наполнение.
 
Мы не специально
Рассказывать о Павле Буре не имеет смысла – этого человека знает весь мир. Люди, далекие от спорта, как минимум слышали его имя и прозвище Русская Ракета. А для фанатов хоккея Буре безусловная звезда: бомбардир от бога, он умел обращаться с шайбой на запредельной, непостижимой скорости. На его феноменальной игре выросло целое поколение.
Неудивительно, что на “Ангидрите” его встречали как долгожданного гостя. Мы наивно рассчитывали уложиться в запланированное время, график полетел к черту – слишком многие хотели взять автограф и сделать селфи, и с этим пришлось мириться. Поэтому только после общения с преданными болельщиками мы приступаем к совсем другому делу.
После обязательного инструктажа по технике безопасности наша группа – Павел, журналисты, инструктор и сопровождающие – переодеваются в спецодежду. Каждому выдают индивидуальный фонарь и самоспасатель, который горняки носят на ремне через плечо. Еще раз показывают, как им пользоваться в экстренном случае. Хоть мы и будем тренироваться на неглубоком и в общем-то безопасном учебном полигоне, все же он находится в действующей шахте и безопасность – превыше всего.
Садимся в шахтный автобус, въезжаем в туннель. Полигон расположен не глубоко, на отметке минус 80 метров. По дороге наш герой успевает задать несколько вопросов, ему вкратце объясняют, что добываем. Доезжаем быстро.
На месте Павлу сразу показывают ПДМ (пэдээмку), которой ему предстоит управлять:
– Именно этими погрузочно-доставочными машинами отгружают выработки. Буровая бурит шпуры, пришли взрывники, заложили в пробуренные шпуры взрывчатку, взорвали – образовалась горная масса. Приезжает пэдээмка и эту горную массу отгружает...
Тут обнаруживается, что бортовой номер машины совпадает с игровым номером хоккеиста – 10. Этот факт очень радует Павла. Все тоже приходят в оживление, если так можно сказать о людях, которые и до этого были достаточно оживлены событием.
– Вы это специально, да?
– Нет, так получилось! Надо же.
Совпадение действительно случайно. На учебном полигоне задействованы две машины: пэдээмка и самоходная буровая установка. У одной 10-й номер, у другой – 11-й.
Наш гуру профессии сегодня Сергей Ставеров, инструктор производственного обучения. Он и его коллеги рассказывают новенькому о руднике, о полигоне, о том, для чего в шахте добывают ангидрит и что такое закладочная смесь для отработанных выработок.
– Здесь, где мы находимся, все уже отработано?
– Да, здесь пять шахтных камер, которые рудник отдал под учебный полигон.
– А сколько выработок в год здесь проходят?
– Около 6,5 километра. “Ангидрит” ведет добычу с 1976 года. Сейчас у него действующих выработок – 50 километров.
Некоторое время в беседе звучат хорошо знакомые шахтерам, но экзотичные для уха несведущего человека слова: кровля, борта, рудоспуск, откаточный горизонт и даже жаргонное “чемодан” – так горняки называют большой кусок породы, негабарит, который откалывается, если бурильщик ошибся. “Чемоданы” не проходят в отверстия грохотной решетки рудоспуска, и их приходится дробить. Так что правильно и точно пробурить рудное тело – тоже искусство.
Машина работает с пальца
Но пора переходить к вождению. Сергей Ставеров объясняет устройство пэдээмки:
– На современных машинах управление электронное или гидравлическое. В кабине – многофункциональный цветной дисплей, который показывает всю нужную информацию. Вот джойстик рулевого управления, механизм послушный, никакого особого усилия прикладывать не надо. То же самое – управление ковшом и стрелой, буквально пальчиком это все делается, можно легко повернуть машину или поднять десять тонн груза. Особенность ПДМ – машинист сидит боком, не как в обычных машинах. Такое расположение наиболее удачно, чтобы управлять этой техникой. Но обзор с правой стороны хуже, чем с левой или спереди. Поэтому мы используем специальную электронную систему, которая “видит” всех, кто находится в опасной зоне, и подает сигнал машинисту, сколько человек и где.
Современная горная техника – это действительно очень умные машины. Не случайно машинистов теперь чаще принято называть операторами.
Теоретическая часть продолжается еще довольно долго. Наконец Павел пристегивает ремень безопасности и закрывает кабину. Всех нас просят уйти в безопасную зону. Поехали!
У наставника и ученика на головах каски с рацией, так что общение между ними не прерывается. Мы же, стоя на безопасном расстоянии, из-за шума работающей машины и непрекращающегося предупреждающего сигнала, который она издает, уже не слышим команд и указаний Сергея Ставерова. Только наблюдаем, как он жестикулирует, а пэдээмка не слишком быстро, но ровно проезжает небольшое расстояние до условного забоя. Потом опускает ковш, набирает породу, поднимает ковш и дает задний ход. И так несколько раз.
– Для первого раза весьма неплохо, – оценивает работу своего подопечного Сергей Ставеров.
Перед тем как покинуть полигон, все фотографируются на память с Павлом Буре возле пэдээмки с символичным номером 10.
О своих впечатлениях
Павел Буре ощутил на себе шахтерский труд, как сейчас говорят, в лайтовом варианте. Он не спускался в клети на серьезную глубину, когда клеть – шахтерский лифт – несется вертикально вниз со скоростью 5 метров в секунду, и на второй минуте такого спуска появляется ощущение, что ты проваливаешься в гигантскую нору и летишь к ядру планеты. У него не закладывало уши, ведь давление на глубине, например, километра на 100 миллиметров ртутного столба больше, чем на поверхности. Не ощутил нехватку кислорода – под землей принудительная вентиляция, на глубоких горизонтах есть участки хорошо продуваемые, а есть такие, где от дефицита кислорода у неподготовленного человека перед глазами начинают ходить круги. Но для “перворазника” впечатлений хватило и на учебном полигоне.
– Под землю, в настоящую шахту, я спустился впервые, – поделился с нами Павел. – Это очень интересно и даже завораживающе. Думаю, не так много людей со стороны имеют возможность оказаться за рулем действующей погрузочно-доставочной машины или самоходной буровой установки. Принцип-то я понимаю, мне доводилось управлять разной техникой, даже вертолетом. Но, как и в управлении вертолетом и любой другой машиной, здесь нужны часы “налета”, навыки, которые приобретаются только с практическим опытом. Например, чтобы поднять или опустить ковш на нужную высоту, надо чувствовать, где находится лезвие ковша, ведь из кабины его не видно.
– Со стороны ваше вождение выглядело вполне уверенно...
– У меня инструктор был – супер! Он очень хорошо объяснял и показывал, как и что нужно делать. Конечно, я поделюсь этим опытом со своими друзьями и близкими. Когда живьем видишь и ощущаешь, что здесь у вас целые подземные города и все это сделано людьми, а изначально, до современной техники, вообще, наверное, работали самыми примитивными орудиями, и сколько поколений людей по настоящему вкалывали… Это огромный труд.
– Мы знаем, что Норильск связан с вашей семьей: в Норильлаге какое-то время находился ваш дедушка. У вас не сложилось личного отношения к этому городу?
– Мне очень мало известно об этой странице семейной истории. О Норильске я слышал с рождения, но воспринимал его как просто что-то очень далекое. И с дедушкой я не успел пообщаться – он ушел, когда мне не было и трех лет, а бабушка рассказывала мало. Я жил в очень разных местах и понимаю, что, чтобы узнать и понять любое место, в нем надо прожить хотя бы год.
Цифры и факты
Сейчас на рынке труда нет готовых специалистов, квалификация которых отвечает всем требованиям современного горного производства. Поэтому Заполярный филиал сам обучает машинистов горной техники, у которых есть опыт работы в наших шахтах и которые знакомы с применяемыми в “Норникеле” технологиями и оборудованием.
*
Учебный полигон в шахте “Ангидрит” рудника “Кайерканский” открыли в 2012 году. Его площадь – 5000 квадратных метров. Практикуясь здесь, работники ЗФ получают необходимые навыки владения горнодобывающей техникой. Условия здесь максимально приближены к производственным. По сути, рудник отдал корпоративному университету “Норильский никель” часть отработанной шахты.
Строили полигон работники треста “Норильскшахтстрой” Заполярной строительной компании и рудника “Кайерканский”.
*
На производственной базе корпоративного университета есть учебный класс, где будущие машинисты погрузочно-доставочных машин и самоходных буровых установок осваивают управление техникой сначала на виртуальных симуляторах.
В год здесь обучают порядка 150 человек. Программа обучения состоит из 280 часов теории и 152 часов, или 19 смен, практики на полигоне. Сейчас в распоряжении обучающихся две единицы техники: погрузочно-доставочная машина и буровая установка.
Слушатели получают специальности бурильщика шпуров или машиниста ПДМ – наиболее востребованные на предприятиях минерально-сырьевого комплекса. В дальнейшем планируется расширить перечень профессий: крепильщики, проходчики, горнорабочие очистного забоя.
*
Обычные ПДМ, применяемые на горных предприятиях Заполярного филиала “Норникеля”, имеют грузоподъемность 14 тонн, объем ковша – 4,8 кубометра, мощность двигателя – около 320 лошадиных сил. В подразделения минерально-сырьевого комплекса в этом году поступит 55 единиц специализированной горной техники различного вида на общую сумму 1,6 млрд рублей. Парк самоходного дизельного оборудования обновится во всех горнорудных подразделениях.
*
К уникальному приобретению 2018 года можно отнести погрузочно-доставочную машину повышенной мощности и грузоподъемности – самую мощную, которая когда-либо работала на горных переделах ЗФ. Она поступит в шахту “Ангидрит” рудника “Кайерканский”. Новая пэдээмка обладает грузоподъемностью 18 тонн, объем ее ковша – 8,8 кубометра, мощность двигателя – 400 лошадиных сил. Кроме стандартного оснащения, она дооборудована новыми электронными системами, которые повышают уровень безопасности и облегчают управление.
Где научат?
Всех, кто работает в шахтах, мы по-обывательски привыкли называть шахтерами. Строго говоря, это неправильно: профессии “шахтер” не существует. Под землей работают люди самых разных специальностей: горнорабочие разных направлений, проходчики, машинисты, электрослесари, маркшейдеры. Должностные обязанности каждого зависят от его специализации и разряда.
Работа в шахте не только опасная, но и тяжелая. Можно сказать, даже героическая, как у космонавтов. В подземных условиях любой труд в разы тяжелее, чем на поверхности. Вы должны быть физически и психологически выносливы, уметь быстро ориентироваться и грамотно принимать решения в экстремальной ситуации. Быть терпеливым, чтобы выполнять монотонную, рутинную работу. Стоит ли говорить, что у вас при этом должно быть отменное здоровье.
Любая шахтерская специальность, в том числе оператора ПДМ, сейчас востребована на рынке труда и хорошо оплачивается. В России машинист горной техники получает от 70 тысяч рублей, в зависимости от региона, разряда, квалификации и стажа работы. За особые условия труда у шахтеров есть определенные социальные льготы и возможность досрочно выйти на пенсию.
Горную специальность можно получить, не имея образования, но этого будет недостаточно для карьерного роста. В современных условиях, когда в шахтах работает сложная техника, любая шахтерская профессия требует специфических знаний. Получить их можно в институтах и техникумах. Сроки обучения – от года до 5 лет.
В корпоративном университете “Норильский никель” курс обучения на машиниста ПДМ занимает 280 часов. В него входит теоретическая подготовка и 152 часа, или 19 смен, производственного обучения на полигоне. Тем, кто хочет стать оператором ПДМ, надо знать, что перед обучением необходимо год проработать под землей, а также иметь водительские права категории В или С.
Полигон расположен не глубоко, на отметке минус 80 метров
Павел Буре: “У меня инструктор был – супер! Он очень хорошо объяснял и показывал, как и что нужно делать”
Павел пристегивает ремень безопасности и закрывает кабину. Всех нас просят уйти в безопасную зону
Павел Буре: “Под землю, в настоящую шахту, я спустился впервые”
“Ангидрит” ведет добычу с 1976 года. Сейчас у него действующих выработок – 50 километров
Павел Буре: “Думаю, не так много людей со стороны имеют возможность оказаться за рулем действующей погрузочно-доставочной машины или самоходной буровой установки”
В подарок “ЗВ” от довольного героя – автограф и слова благодарности
0

Читайте также в этом номере:

Точно в цель (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Резиновых дел мастер (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
История в антураже (Яна АНДРЕЕВА)
Универсальные ценности (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Школа учится учить (Ольга ПОЛЯНСКАЯ)
Дочитались до “Артека” (Марина БУШУЕВА)
В ожидании Универсиады (Полина ЛЮБИМАЯ)
Знают и в Дудинке (Полина ЛЮБИМАЯ)
Три в одной (Валентина ВАЧАЕВА)
Проверено временем (Валентина ВАЧАЕВА)
Наши взяли бронзу (Андрей ДЕГАНОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск