Главный так главный
МЫ И ПРО НАС
14 января 2016 года, 14:25 Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ Текст: Лариса ФЕДИШИНА
|
“Книжная” история Заполярной драмы пополнилась 295 страницами: в московском издательстве “Просеков” вышел сборник воспоминаний о народном артисте России, заслуженном деятеле искусств РСФСР Леониде Белявском.
Книгу о бывшем главном режиссере Норильского театра его звездных лет можно начинать читать со вступительной статьи, с пролога, что логично, а можно сразу погрузиться в третье действие – о любви и боли, о славной четверке Белявских и других домашних обитателях. Можно, не изменяя своей привычке, сначала рассмотреть фотографии – их в издании около четырехсот, и, уже восхитившись таким видеоматериалом, начать читать книгу “Главный режиссер Леонид Белявский”. Хотя бы со страницы 263, где Андрей Андреев, с трудом узнаваемый после почти сорока лет “разлуки”, работавший с Леонидом Савельевичем на норильской сцене, передает свои ощущения от содружества с главным в жизни Андреева главным режиссером. “Он любил людей театра, любил талантливых актеров и умел им помогать. Умел терпеть молодых режиссеров… Умел пережить козни всяких интриганов и склонить их к участию в деле. И никому не мстил, по-моему, даже в мыслях. Потому что был живым и непредвзятым. Имел убеждения и не боялся их отстаивать. Был снисходителен, но умел и “врезать”. Словом, был главный так главный”. В темпе Белявского Он ворвался в культурное пространство заполярного Норильска “Темпом-29” по пьесе Николая Погодина. Спектакль “вкатился” на сцену гигантским техническим механизмом, что в середине семидесятых для нас было внове, стал открытием: оказывается, все актеры театра музыкальны, певучи и умеют “строить”, да еще какими темпами! Затем Белявский поразил наше сознание “Девятым праведником”, подарив норильчанам целый букет блестящих актерских работ. Потряс “Театром времен Нерона и Сенеки”. Более того, пишет в книге Лариса Соминская-Прохорова, бывшая норильская, а ныне израильская актриса и режиссер, Леонид Белявский “создал принципиально нового театрального зрителя. Все жители города любили и гордились своим театром и были завзятыми театралами”. “Он собирал коллектив как коллекцию самоцветов”, поддерживает Ларису заслуженный артист РФ Сергей Игольников. Деятельность Белявского в Норильском театре через короткое время стала камертоном всей театральной жизни Красноярского края и была вписана в историю Норильского, затем краевого драматического театра, уверен Геннадий Рукша, бывший министр культуры региона. Нынешний год для Заполярной драмы – юбилейный. Творческая группа автора проекта “Главный” Ларисы Пронниковой, в составе которой бывшие (по прописке) творческие норильчанки Надежда Аникина и заслуженный работник культуры Лилия Печерская, к 75-летию нашего театра сделали норильчанам очередной подарок. Книга построена как хороший спектакль, в котором продумана каждая мизансцена, и оформлена в едином стиле с северной мистерией в четырех действиях “Семьдесят шагов во времени”. Она посвящалась предыдущему юбилею Заполярного драматического. Чувствуете, что собирается серия? Предлагаемое в книге о главном режиссере театров Норильска, Красноярска, Нижнего Новгорода, Риги сценическое и закулисное действо открывает читателю яркого, неординарного человека – в стихах Леонида Белявского, его интервью в российских и зарубежных изданиях. Показывает любящего мужа и “лучшего в мире” отца – в воспоминаниях вдовы актрисы Алефтины Шмаковой, дочерей, Ольги и Марии. Доброго друга и умного коллегу – в письмах, рисунках, фотографиях известных норильских актеров и художников и больших российских мастеров театра и кино – однокурсников и друзей Белявского: народных артистов Сергея Юрского, Евгения Евстигнеева, Аркадия Каца, Алексея Германа. “Главенство его никогда не было навязчивым, давящим, ультимативным. Все, что исходило от него, было легко и свободно”, – дополняет портрет Белявского заслуженный артист РФ, режиссер, драматург Сергей Коковкин. К книге “Главный” прилагается видеодиск. На нем собраны архивные съемки и звучит неповторимый тембр голоса мэтра, оставившего нам огромную территорию культуры, где живет настоящее искусство. |
0 | Твитнуть |