Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Экстрим по душе Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Ребенок имеет право…
ОБРАЗОВАНИЕ
14 января 2016 года, 15:02
Фото: Денис КОЖЕВНИКОВ, Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
Школа по новым стандартам
 
Когда в Норильске появится инклюзивное образование? Что даст объединение лицея №1 и школы №1? Куда обращаться, если ребенок жалуется на питание в школьной столовой? На эти и другие вопросы корреспонденту “ЗВ” ответила заместитель начальника по общему образованию администрации Норильска Ирина МАТЮХИНА.
– Ирина Алексеевна, новые государственные стандарты в образовании добрались до средней школы. Можно ли уже говорить о результатах?
– Если говорить об итогах 2014 года, то четвертые классы хорошо справились с защитой проекта и с экзаменом по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Результаты контрольных работ в Норильске выше, чем в целом по краю. Теперь интересно, какие результаты будут по итогам 2015 года, когда ребята перешли в среднее звено.
Что касается школ-“пилотов”, которые раньше других начали реализовывать ФГОС, – на сегодня это 6–8-е классы гимназий №4 и №7, лицея №1, школ №20, 23, 41, 42 – они продолжают свою деятельность и оказывают большую помощь всем образовательным учреждениям, потому что первыми видят какие-то негативные моменты внедрения ФГОС и предупреждают об этом остальных. А также делятся своим успешным опытом и проводят открытые мероприятия.
– Какие основные отличия между новыми и старыми стандартами в образовании?
– Отличия есть в образовательной программе. Если раньше основной целью было дать знания, то сегодня – научить ребенка эти знания добывать. Развивается сеть дополнительного образования, все больше часов отдается под факультативы. И по новым федеральным стандартам воспитательная деятельность сливается с образовательной. То есть теперь учреждения дополнительного образования – будь то кружок танцев или шахматный клуб – действуют не отдельно от учебной программы, а внутри нее. И на переменах проводятся какие-то викторины. Особенно это касается начальной школы.
Кроме того, есть изменения в отчетной работе учителей. Если раньше учебный план писали обобщенно, на весь класс, то сейчас педагог должен разрабатывать план не только на один год, но и на весь уровень (с 1-го по 4-й, с 5-го по 9-й или на 10–11-й классы), причем на каждого ученика индивидуально. И если классы в рамках одной параллели отличаются (например, один с физико-математическим уклоном), то и планы должны быть разными. Конечно, это очень большой объем работы.
– С какими еще проблемами столкнулось образование при переходе на ФГОС?
– Проблемы чаще всего возникают в плане организации занятий. При этом не самого урока, а внеурочной формы. То есть ФГОС предлагает педагогам активнее использовать различные формы образования: выходы в музеи, библиотеки, уроки-квесты. Также по новым стандартам рекомендуется изучение одной темы сразу одновременно на нескольких предметах. Например, недавно школа №42 давала открытое мероприятие и показывала, как можно реализовать одну тему “Корь: профилактика и лечение” на уроках биологии, математики и  обществознания.
Сегодня же нашей основной задачей является то, что со следующего года внедряется ФГОС для детей с ограниченными возможностями. Этой теме мы будем весь год уделять пристальное внимание, потому что это особая категория детей.
 
Школа для каждого
– В Норильске вводится инклюзивное образование?

– Все идет к тому, чтобы дети-инвалиды, которые раньше посещали специализированные учебные заведения, теперь учились в обычных образовательных учреждениях. Естественно, это происходит постепенно, классы для детей с различными нарушениями пока не упраздняют, как и обучение на дому. Но по закону любой ребенок имеет право учиться в обычном классе. И тут нам еще придется столкнуться с неприятием этого факта другими учениками, их родителями и учителями, которые привыкли к тому, что таких детей долгое время выделяли в отдельные классы, школы. Хотя в какой-то мере инклюзивное образование в Норильске было всегда, многие дети с ограниченными возможностями здоровья учились и учатся в обычных классах. Сейчас же вопрос в другом: как создать оптимальные условия для их обучения – не на бумаге, а на практике.
– Дети с задержкой психического и умственного развития сегодня обучаются в обычных классах. Не приводит ли это к тому, что все внимание учителя будет направлено на одного ребенка, а остальные 24 ученика будут изучать материал самостоятельно?
– Если возникает такая ситуация, необходимо обращаться за помощью к специалистам: психологам, дефектологам, социальным педагогам. Они проводят комплексную диагностику детей и коллегиально выносят заключение, какие условия педагог должен создать, чтобы всем было комфортно. Если ребенок с синдромом гиперактивности, значит нужно дать определенные задания, организовать его постоянную деятельность; если у него нарушения слуха, то посадить на первую парту, и так далее. Но есть ведь и определенные сложности с родителями, которые не хотят работать с педагогами, уверены, что никакой проблемы нет. Понятно, что все мы считаем, что наши дети самые лучшие. Но иногда следует заметить особенности своего ребенка и помочь – даже не учителю, а именно ребенку.
 
Один плюс один
– Расскажите, как показало себя объединение лицея №1 и школы №1.

– Делать выводы пока преждевременно. Однако уже сейчас можно сказать, что дети и педагоги ничего не потеряют от этого объединения, более того, в этом году там вообще ничего не поменяется: остаются все часы, направления, педагоги. В следующем году в школе №1 планируется сделать начальную школу, но для этого нужно подготовить корпус, приобрести специализированную мебель и так далее.
– Какие плюсы будут от этого объединения?
– Большим плюсом для детей станет разделение корпусов. Как показывает опыт, когда начальная школа отдельно, то у малышей больше возможностей, есть отдельные кабинеты, игровые зоны, у них нет конфликтов с учащимися средней школы.
Кроме того, сейчас все школы борются за количество детей и стараются создать для них максимум условий, ведь от этого зависит финансирование  учебных заведений. Поэтому для лицея очень хорошо, что у них будут собственные первоклассники, которых они вырастят. И им не нужно будет ждать и собирать детей со всего города.
 
Я б в рабочие пошел…
– По поручению губернатора в школах края открылись профильные классы для старшеклассников. Сколько их в Норильске?

– Сегодня любая школа имеет право открывать профильные классы в зависимости от запросов родителей и собственных возможностей. В связи с этим несколько стерлись отличия лицеев и гимназий от общеобразовательных школ.
Из 63  десятых классов 37 стали профильными. Кроме того, у нас создана сеть инженерно-ориентированных классов, которые действуют в девяти образовательных учреждениях. На сегодняшний день рекомендация президента и губернатора Красноярского края – открывать классы прикладной и технической направленности. Поэтому во всех школах большое внимание уделено профориентационной работе. Для детей проводят экскурсии на переделах Заполярного филиала и других предприятиях города.
В 2015 году мы участвовали в конкурсе профильных классов, объявленном министерством Красноярского края. Из 47 участников было четыре образовательных учреждения Норильска. Лицей №1 вошел в число победителей. Открытый там профильный класс углубленно изучает физику и математику. И этот класс будет иметь дополнительную финансовую поддержку из края.  
– Как следует поступать, если в школе, где обучается ребенок, нет класса по нужному профилю, а перевестись в другую не получилось?
– У нас уже несколько лет действуют индивидуальные учебные планы. В том случае если в школе нет профильного класса или класс открыт не по тому направлению, которое хотел бы ученик, для него составляется отдельное расписание. Какие-то часы он будет получать на базе своей школы, какие-то – на базе другого учебного заведения. Это не массовое движение, но оно есть и показывает себя достаточно эффективно.
Если же говорить об углубленном изучении предметов, то в учебных учреждениях  действуют курсы, которые помогают детям готовиться к ЕГЭ, к олимпиадам. Все они бесплатные.  
– Какой процент норильских выпускников поступает в высшие учебные заведения? На какие специальности? Какова примерная география поступлений?
– По статистике, из 1300 выпускников 9% идут в учреждения среднего профессионального звена, 1% работают или уходят в армию, и около 80% поступают в высшие учебные заведения. Из них 17–18% остаются на территории Норильска, остальные уезжают на материк. Из них 20% – в Санкт-Петербург, 17% – в Красноярск и 11% – в Москву. Если говорить о направленности выбранных профессий, то лидируют металлургия и технические специальности (24%), экономика (15%), медицина (12%), юриспруденция (10%) и педагогика (8%). Предварительный опрос, проведенный среди нынешних одиннадцатиклассников, показал, что только 17% планируют остаться в Норильске либо вернуться сюда после окончания учебных заведений.
 
Вопросы здоровья
– Обучение по субботам – это инициатива школы или управления образования?

– График работы учебного заведения, в том числе пятидневка или шестидневка, определяется самим учебным заведением. От этого зависит количество дополнительных часов, которые школа может дать ребенку. На сегодняшний день у нас есть классы, которые работают по пятидневке – чаще всего это начальная школа – и по шестидневке. И как показала практика, 10–11-е классы, которые учились пять дней в неделю, плохо справились с ЕГЭ. Поэтому мы рекомендуем в средней и старшей школе вводить шестидневку.
То же самое касается актировок. Родители совместно с педагогами принимают решение, когда они могут приводить ребенка в школу, а когда нет. Ведь актировка – это не дополнительный выходной, а предупреждение, что путь от дома до школы может быть небезопасен. Если родители имеют возможность сопроводить ребенка до учебного заведения и обратно, то есть смысл идти в школу.
– Еще один вопрос, связанный со здоровьем школьников. Вес рюкзака по нормативу должен составлять 1/10 от веса ребенка. Если с учетом всех учебников он все же превышает норматив, что можно предпринять?
– Если есть возможность, лучше иметь два комплекта учебников. И один оставить в школе. Что наиболее актуально для начальной школы. Но это достаточно затратно. Ведь учебное заведение обеспечивает только одним комплектом. Я бы также порекомендовала родителям  смотреть за тем, что лежит в портфеле у ребенка. Потому что часто там лежит планшет, книги, которые не имеют отношения к учебному процессу, и так далее.
– В Норильске активно внедряется программа “Мини-футбол в школы”. Расскажите, как она будет реализовываться?
–  В сентябре у нас прошло совместное совещание с представителями Ассоциации мини-футбола России. В ответ на спортивную инициативу мы решили, что можем обеспечить участие в соревнованиях учащихся до шестого класса включительно. Старшеклассники играть в школьных залах не смогут, потому что это крайне травмоопасно. Мяч для мини-футбола тяжелее, чем футбольный мяч, и при силе удара наших старшеклассников, если такой снаряд прилетит в голову, можно получить травму. Поэтому было принято совместное решение об участии в соревнованиях учащихся 4–6-х классов. Вначале пройдут школьные этапы, потом городские, и в феврале 2016 года пройдет зональный этап, когда наши команды-победители сразятся с игроками из Дудинки. В рамках программы будут закуплены мячи для мини-футбола, манишки и форма для учителей физкультуры. Кроме того, для педагогов проведут курсы повышения квалификации, чтобы учителя физкультуры квалифицированно проводили тренировки и судейство соревнований.
– Если говорить об уроках физкультуры и теоретически возможных травмах. Родители жалуются, что  совершенно невозможно застать школьного медработника…
– Количество медработников определяется по количеству детей в школе. То есть одна медсестра может быть на две и три школы. И это тоже связано с вопросом кадрового голода для учреждений здравоохранения, так как медицинские работники не входят в штат образовательного учреждения. Сложность есть. Но с другой стороны, тот медработник, который есть в школе, не оказывает первой медицинской помощи, не выдает таблетки. Поэтому если что-то случается с ребенком, то необходимо вызывать скорую помощь.
 
Бутерброды вне закона
– Что делать, если ребенок жалуется на качество пищи в школьной столовой?

– В каждой школе создана бракеражная комиссия, которая осуществляет отбор проб. В ее состав могут быть включены и родители. Также если родитель желает попробовать обед, то он может это сделать, но по предварительной договоренности с администрацией школы. Потому что готовится определенное количество порций.
Если родителя не устраивает еда, которую дают ребенку, он должен прежде всего обратиться в школьную администрацию. Если и там решить вопрос не получилось – то в управление образования.
– Учащиеся обязаны питаться в школьных столовых?
– Нет, это выбор каждого родителя. Но мы с вами понимаем, что ребенок, находящийся шесть часов в школе без горячего питания, к 10-му классу испортит свой желудок. А мы говорим прежде всего о сохранении здоровья учащихся. Администрация же учебного заведения несет ответственность за качество приготовляемого в школьных столовых. Есть общие требования к объему порций, цикличности меню, организации питания – все они должны быть соблюдены. Питание должно быть полезным, никто не будет там давать чипсы или пепси-колу. Но наши дети не очень любят полезную пищу.
– Сегодня много говорят о том, что ребенок может брать завтраки из дома…
– Это категорически запрещено. По одной простой причине: руководитель учебного заведения несет ответственность за качество приготовляемой пищи. Что ребенок принес из дома, мы не знаем. К тому же у нас нет холодильников, в школах достаточно жарко, и продукт за несколько часов, пока он лежит в портфеле, испортится. Это может привести к отравлению, о пользе и говорить не приходится.
По новым стандартам рекомендуется изучение одной темы на нескольких предметах
Школьное питание должно быть полезным... и вкусным
0

Читайте также в этом номере:

Будь готов, завод! (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Новая и безопасная (Екатерина БАРКОВА)
Программа тонизирует (Лариса ФЕДИШИНА)
Точка опоры (Лариса ФЕДИШИНА)
Год модернизации (Марина БУШУЕВА)
Лицензия на быстрый Интернет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В Норильске первая (Евгения СТОРОЖКО)
Штучные специалисты (Татьяна РЫЧКОВА)
Высокая позиция (Евгения СТОРОЖКО)
Полезный университет (Екатерина БАРКОВА)
Гранты роста (Евгения СТОРОЖКО)
О тонкостях интерпретации (Валентина ВАЧАЕВА)
Главный так главный (Лариса ФЕДИШИНА)
Погружение в себя (Лариса СТРЮЧКОВА)
Рыбак и Саблер (Владимир ЭЙСНЕР)
Вторая радость (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Писатели на кашу пригласили (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА, руководитель центра литературного творчества «Водолей»)
Читаем вслух (Юлия КОХ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск