Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Читаем вслух
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
14 января 2016 года, 15:17
Текст: Юлия КОХ
Молодежь не читает – с горечью заявляют деятели, так или иначе причастные к окололитературной жизни. О том, кто в этой ситуации виноват и что следует предпринять, рассуждают много, и некоторых теоретиков большого чтения действительно стоит послушать. Среди таких людей писательница, критик и доктор филологических наук Мариэтта Чудакова, опубликовавшая книгу-размышление “Литература в школе: читаем или проходим?”.
Тем, кто интересуется методами продвижения книжной культуры и прочими насильственными способами культурного просвещения, при чтении этой книги трудно будет отделаться от ассоциаций с трудами французского писателя и педагога Даниэля Пеннака. Подобно своему западному коллеге, Мариэтта Чудакова нежно любит классику, но достаточно ясно представляет себе эффект, который оказывает на школьников среднестатистический урок литературы. 78-летняя доктор наук смотрит на школу глазами подростка, и вот что она видит. Вместо того чтобы читать книги, дети их анализируют (иными словами – пересказывают сентенции литературоведов, давно утратившие свое значение от слишком частого употребления). Ловкий ученик, утверждает автор, вполне может сдать предмет на отлично, не прочитав ни одного программного произведения.
Спорить с писательницей трудно – кое-кто, кого мы сегодня называть не будем, и сам принадлежит к несметной армии бывших школьников, бойко рассуждавших о ни разу не прочитанных строках. Такими темпами каждая прочитанная “для себя” пустая по большому счету книжечка в смысле приобщения к литературному наследию оказывалась полезнее равнодушно пройденного классического произведения. Что же делать в ситуации, когда миллионы школьников уже деморализованы главным вопросом школьного литературоведения и устали догадываться, что хотел сказать автор? Рецепт Мариэтты Чудаковой прост и, что интересно, совпадает с мнением того же Пеннака. И француз, и россиянка предлагают при любой удобной возможности читать вслух. Споры об эффективности этого метода, как водится, достойны отдельной книги, но доводы Мариэтты Чудаковой стоят того, чтобы всерьез задуматься о его применении.
Доказывая свою точку зрения, Мариэтта Чудакова выдвигает несколько интересных идей о значении словесности для общества и конкретного человека. Попутно она то и дело цитирует великих писателей, совершает экскурсы в историю преподавания литературы и разбирает формулировки из школьных учебников. Нужны ли все эти сведения, чтобы усвоить достаточно простые и здравые мысли филолога? Пожалуй, нет, и оттого “Литературе в школе…” не хватает легкости и прозрачности текстов того же Пеннака. Тяжеловесность конструкций и проступающий местами витиеватый стиль отпугнут некоторых, не привыкших к такой подаче информации читателей. Впрочем, объяснить многочисленные отступления от темы просто – автору действительно есть что сказать о литературе. И если вы учитель, библиотекарь или просто хотите понять, почему изучение “Войны и мира” обернулось для вашего ребенка сплошным мучением, в этой книге, возможно, найдутся ответы на ваши вопросы.
0

Читайте также в этом номере:

Будь готов, завод! (Ростислав ЗОЛОТАРЕВ)
Новая и безопасная (Екатерина БАРКОВА)
Программа тонизирует (Лариса ФЕДИШИНА)
Точка опоры (Лариса ФЕДИШИНА)
Год модернизации (Марина БУШУЕВА)
Лицензия на быстрый Интернет (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В Норильске первая (Евгения СТОРОЖКО)
Штучные специалисты (Татьяна РЫЧКОВА)
Высокая позиция (Евгения СТОРОЖКО)
Полезный университет (Екатерина БАРКОВА)
Гранты роста (Евгения СТОРОЖКО)
О тонкостях интерпретации (Валентина ВАЧАЕВА)
Главный так главный (Лариса ФЕДИШИНА)
Погружение в себя (Лариса СТРЮЧКОВА)
Ребенок имеет право… (Марина БУШУЕВА)
Рыбак и Саблер (Владимир ЭЙСНЕР)
Вторая радость (Аркадий ВИНИЦКИЙ)
Писатели на кашу пригласили (Татьяна ШАЙБУЛАТОВА, руководитель центра литературного творчества «Водолей»)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск