Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Культура поверх границ
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
15 июня 2015 года, 14:31
Текст: Марина БУШУЕВА
На лекции “Обогатительной фабрики” – образовательного проекта компании “Норильский никель” и медиакомпании “Северный город” –  речь шла о Севере и о культурных практиках развития северной территории. Спикером клуба-лектория на этот раз стала Любовь Кузовникова, которая создала настоящее культурное чудо в приграничном норвежском городе Киркенесе.
Любовь Кузовникова – культуртрегер, проектировщик, профессионально занимающийся развитием регионов через культуру. Родилась на берегу Белого моря, в Северодвинске. В разное время изучала историю искусств, культуроведение и социокультурное проектирование в США, Норвегии, Дании, магистратуре Московской высшей школы социальных и экономических наук. В 2001 году основала с друзьями на Соловках центр современного искусства “Арт-Ангар” в бывшем ангаре для гидросамолета. В 2004–2008 гг. была координатором ежегодной конференции “Локальные истории” в Норильске. В 2006-м поселилась в приграничном Баренцевом регионе – в норвежском городе Киркенесе. Там Любовь исследовала и создавала “Баренцеву идентичность” восемь лет в качестве арт-директора, а потом директора и владельца компании Pikene Broen и арт-директора международного фестиваля Barents Spektakel.
Под руководством Кузовниковой фестиваль Barents Spektakel стал одним из самых успешных международных кросс-культурных проектов, визитной карточкой Киркенеса.
Что такое Арктика?
Лекцию Любовь Кузовникова начала с банального вопроса: “Что такое Арктика?” И кому, как не норильчанам, знать, что Арктика – это лед, холод, белые медведи, тундра, северное сияние, Северный Ледовитый океан, рыба, олени, газ, мамонты, полярный день и полярная ночь, коренные народы, населяющие эту территорию, и многое другое.
– С этого начинается любой проект. Точкой отсчета являются те вызовы, которые бросает нам сама территория. И в Арктике этих вызовов великое множество. Чтобы проект получился, необходимо ответить на эти вызовы осмысленно, творчески, по-новому и переработать в творческий продукт. Если вы хотите, чтобы проект жил, чтобы он менял само пространство, самоидентификацию города, где он проходит, необходимо не просто что-то придумать, провести и показать, а вовлечь в это действо местное население. Притом не на уровне информации, а на уровне эмоций. Вовлечь нужно так, чтобы жители пересмотрели свое место на этой территории, и помочь им найти новый смысл.    
Вопросы о главном
Главные вопросы, на которые помогают ответить культурные проекты: “Что такое Север?” и “Кто такой Север?” Несмотря на кажущуюся похожесть, это вопросы о разном. На первый отвечают исследователи Севера. А на второй – люди, населяющие территорию. И это вопросы о насущном, которые не позволяют посмотреть на ситуацию со стороны. Культурные проекты дают возможность объединить и то и другое. Донести до людей новые смыслы, новые идеи, при этом не сухим научным языком, который понятен не многим, а увлекательным действом, в котором может принять участие каждый.
Именно этот подход помог Любови Кузовниковой возродить маленький норвежский город Киркенес, сделать его культурной столицей Баренцев-региона.
Ворота в Россию
Киркенес  был обыкновенным городом-заводом, на окраине Норвегии, образовался он в 1906 году и прекрасно переживал свои взлеты и падения, испытав золотые времена после Первой и Второй мировых войн, когда был высокий спрос на железную руду. В 90-х темпы производства начали падать, поскольку цены на железную руду сильно упали, и в 1996 году предприятие закрылось. И поскольку это был монопрофильный город, началась его депрессия, люди стали уезжать. Но у Киркенеса, в силу его географического положения, появились другие большие преимущества: в 1991 году открывается граница и Киркенес становится местом, стратегически очень важным, – “воротами в Россию”.
Девушки на мосту
В это время появилась группа, состоящая из пяти женщин: пенсионерки, служащей центра занятости, актрисы, преподавательницы и художницы, которые не хотели уезжать из Киркенеса. Они были в числе тех, кто рассматривал альтернативные пути развития города. Одна из них пришла с идеей позаимствовать название картины известного норвежского художника Эдварда Мунка “Девушки на мосту”, не с феминистическими целями, а просто потому, что их было пять женщин и появилась идея строить мосты поверх границ Баренцева-региона с помощью культуры и современного искусства. Изначально они  не намеревались  делать никаких проектов и планировали объяснить муниципалитету и местным политикам, как они должны развивать свой город. Однако прошло два года, идеи обсуждались, но ничего не происходило. И тогда “Девушки” поняли, что им надо действовать самим. И стали организовывать разные культурные мероприятия, самым известным и значимым из которых стал Международный фестиваль Barents Spektakel, который впоследствии возглавила русская девушка Люба Кузовникова.  
Туалет закрыт
– Дружба с Россией, да и культурные проекты сами по себе, не сразу воспринялись на ура местным населением. В Киркенесе даже была популярна пословица “Все, что весит менее десяти тонн, не имеет ценности”, потому как все оборудование металлургического комбината описывается многотонными характеристиками. А культура – это символический капитал. Изначально, когда в помещении заброшенной фабрики была организована выставка, рабочие даже отказались открыть для художников туалет. Чтобы найти точки соприкосновения и научиться говорить на одном языке, понадобилось большое желание и несколько лет, –рассказывает Кузовникова.
Зато начиная с 2009 года Barents Spektakel собирает более десяти тысяч гостей из России, Финляндии, Норвегии.
Где взять деньги?
Деньги на проведение фестиваля добываются из национальных источников, из частных фондов. А прибыль от проведения фестиваля получает не город как таковой, а отдельные компании – отели полные, у магазинов выручка огромная, таксопарк ни в какой другой период такие выручки не получает, все кафе, все рестораны, которых стало открываться все больше, переполнены.
– Для строительства площадок нанимаются местные подрядчики – например, для open-air перформансов делаются специальные снежно-ледовые сеттинги, это стоит больших денег. А если бы кто-нибудь смог измерить маркетинговый эффект от фестиваля для Киркенеса и Баренцева региона вообще, тогда бы я смогла представить некую цифру – капитализация места, безусловно, большая.  
О любви
На фестивале 2013 года был презентован кинопроект “Приграничный мюзикл” коллектива “Что делать”. По сюжету фильма Ола из Финнмарка встречает Таню с Кольского полуострова, они влюбляются. Таня со своим сыном переезжает к  своему новому мужу, и через радости и сложности их смешанного брака перед нами вырисовывается картина российско-норвежского пограничья, где сталкиваются культурные и социальные нормы.
– Это история любви и история несоответствий культур, традиций, приемов воспитания двух народов. Группа “Что делать” в течение двух лет посещала различные семьи в России и Норвегии. Результатом этой деятельности стал художественный проект, который показывает пути взаимодействия двух культур через семейную пару. Интересно, что, когда фильм презентовали в Киркенесе, публика отмечала: “Как все точно про Россию, а вот про нас несколько утрированно”. А российские зрители сказали: “Про Норвегию – стопроцентное попадание, а про нас – не совсем точно”.
Солдаты спасли живую картину
В 2012 году известный квинтет аккордеонистов из Северной Кореи “Кум Сонг” принял участие в постановке гигантской “живой картины” в фестивале Barents Spektakel.
– Для шоу необходимо было 256 добровольцев. И мы планировали, что наберем столько из жителей Киркенеса, оторвав их от домашних дел на три репетиции, каждая из которых длится около трех часов на 20-градусном морозе, и на выступление. В итоге, когда об акции было объявлено, горожане нас поддержали, сказали: “Как это здорово!” – но на репетицию пришло всего 50 человек. Мы были в шоке, квинтет из Северной Кореи на месте, о проекте заявлено, а людей нет, – говорит Кузовникова.
К счастью, организаторов спасли 206 рекрутов норвежской армии. Каждый солдат должен был перелистывать страницы огромного цветного блокнота, представлявшие собой элементы живого экрана в 256 “пикселей”. С каждой страницей на экране появляется новое изображение: типичные сюжеты норвежско-российского пограничья и Арктики. И живая картина была воссоздана и очаровала всех гостей фестиваля.  
Перенесение границ
В 2011 году в дни фестиваля в центрах двух норвежских городов – Осло и Киркенеса – установили необычную инсталляцию из пограничных столбов России и Норвегии. Автор идеи – норвежский художник и режиссер Мортен Тровик – позаимствовал материал для выставки на реальной норвежской границе, узнав, что старые деревянные пограничные столбы решено поменять на новые, из более прочного и долговечного материала.
– Сегодня много говорят об открытии границ, о безвизовом режиме, о том, что близится день, когда люди смогут свободно передвигаться из одной страны в другую. И в то же время старые пограничные столбы меняют на новые – из более долговечного материала… Я хочу, чтобы люди задумались не только о государственных границах, но и о тех, что существуют в любом обществе, в сознании каждого человека: между центром и периферией, порядком и хаосом, искусством и политикой, прошлым и будущим. А сколько у каждого из нас внутренних барьеров – и не сосчитать. Многие из этих границ формальны и условны, их можно разрушать и игнорировать, – отметила художник.
Этника по-новому
Культурным чудом “Обогатительной фабрики” стал дудинский коллектив “Пензер мун”, что в переводе с ненецкого означает “Звуки бубна”, выступающий в новом направлении – этно-битбокс, совмещающем этническую музыку и битбокс.
– Мне было 14 лет, когда зимой мы с ребятами зашли в подъезд погреться и в шутку решили записать песню. Я тогда даже не знал о таком направлении, как битбокс, но начал подыгрывать – и у меня получилось. И вот уже семь лет я, можно сказать, профессионально занимаюсь битбоксом, становился победителем различных конкурсов в Дудинке, в Норильске и был даже приглашен на Международный фестиваль битбоксеров, но не удалось собрать необходимые документы, – рассказывает Северин Сигуней.
“Пензер мун” – семейный ненецкий коллектив Сигунеев, организованный в 2012 году.
– Я всегда любил играть на гитаре и сочинял песни. И вот однажды мой сын Северин стал мне подыгрывать в стиле битбокс. Я вначале ему сказал, чтобы не мешал, а потом прислушался и понял, что получается что-то интересное, очень оригинальное, – рассказал Сергей Сигуней.
Слушателей “Обогатительной фабрики” впечатлило выступление ненецкого коллектива. А лекция Любови Кузовниковой натолкнула на идеи проектов, которые можно было бы осуществить в Норильске.
Как создать проект на стыке различных наук, искусств, границ и интересов, знает культуртрегер
Дизайнеры Ольга и Михаил Парсовы намерены применить услышанное для развития своего арт-проекта “Мастерские” в Норильске
В качестве тематической музыкальной паузы – этнобитбокс от ненецкого коллектива “Пензер мун” из Дудинки
0

Читайте также в этом номере:

Успеть за 28 часов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Повод для гордости (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Рожать легко. Летать выгодно (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Разговор за чаем (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Наши дети – наши проблемы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Просто Мария (Лариса ФЕДИШИНА)
Увидеть время (Лариса ФЕДИШИНА)
С возвращением! (Лариса ФЕДИШИНА)
Все руками вышито (Лариса ФЕДИШИНА)
Где празднуют (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Победить чудовище (Елена КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск