Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Просто Мария
ПАМЯТЬ
15 июня 2015 года, 14:43
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Ей нравилось смотреть комедийные фильмы, довоенные и послевоенные, и вообще старое советское кино. На этой женщине держался дом. Она была сдержанной и упорной. Ярой противницей алкоголя и табака: “пьющих и курящих мужчин не любила”. Но Вячеслав Тихонов в “Семнадцати мгновениях весны”, несмотря на вредные привычки его персонажа, ей нравился. Она хорошо разбиралась в людях, была к ним очень внимательной, “за что ее уважали все соседи”… Алексей Выпирахин вспоминает один, другой эпизод из своего детства и юности, связанные  с бабушкой, что-то комментирует с позиции уже взрослого человека, главы семьи и отца старшеклассницы. Я слушаю и пытаюсь представить, какой была эта женщина, ветеран Великой Отечественной войны Мария Ивановна Выпирахина.
Помогают старые фотографии. Вот группа ребят стоит под раскидистыми деревьями рядом с каким-то строением из кирпичей. Снимок пожелтел от времени, оторвались уголки, да и не все лица четко видны. Но Машу Выпирахину можно разглядеть хорошо: в третьем ряду она третья справа. На обратной стороне карточки надпись: “Ученики четвертого класса в георгиевской школе. 1928 год”. Маше вот-вот исполнится десять лет.
Прожито и пережито
К этому времени ее родной город Георгиевск, что в Ставропольском крае, становится крупным промышленным и торговым центром Предкавказья. Здесь, как написано в энциклопедии, построены кирпичный, консервный, винодельный заводы, техникум сельского хозяйства. Некоторые из этих объектов существуют до сих пор и даже известны на всю Россию. Ну а девочке Маше с фотографии под раскидистыми деревьями в ее неполные десять лет известно, что надо прилежно осваивать школьный курс наук, чтобы получить хорошую профессию.  
Почему Мария предпочла медицину, в семье не знают, да и не задавались этим вопросом. Почему, собственно, не медицина? В Георгиевске в конце тридцатых годов открыли школу медицинских сестер, Мария Выпирахина была среди ее первых выпускников. Затем, говорит ее внук Алексей, поступила в училище.
Мы рассматриваем фотографию первого выпуска  школы медсестер, пытаемся представить, кто из преподавателей особенно нравился Марии, какой предмет она больше любила. Но лирическое отступление длится недолго: из рассказа Алексея понятно, что пригодилась девушке в первую очередь хирургия.  Применять полученные знания пришлось  на фронте. Алексей знает, что на войне его бабушка ассистировала врачам в медсанбате и сама была оперирующей медсестрой. Жаль, снимков той поры в семье не сохранилось: может, затерялись во время переездов, а может быть, действительно отказывалась фотографироваться, потому что не любила.
На фронт Марию Ивановну призвали 22 сентября 1941 года, Великую Отечественную она прошла вместе с коллегами по военному госпиталю №2039. И хотя сама не участвовала в сражениях, но ей, молодой медсестре, пришлось видеть боль и смерть раненых солдат. Одного из них, Георгия Петровича Акулова, раненого, спасла, выходила. Он стал ее первым мужем. 2 июня 1944 года появилась на свет старшая дочь Марии Ивановны, Светлана. Восстанавливать силы после родов медсестре Выпирахиной пришлось на боевом посту: время такое было. Много боли. Может быть, поэтому не любила она рассказывать о войне.
– В запас бабушка была уволена 9 декабря 1948 года в звании старшего сержанта медицинской службы. Я ее военные рассказы толком не помню, – признается Алексей Выпирахин. – Да и не часто она затевала такие разговоры дома. А в школу, когда перед 9 Мая ребята приглашали ветеранов войны, я бабушку буквально за руку отводил.
Мария Ивановна, по своей природной скромности, считала, что ей особо рассказывать нечего: в атаку не ходила, “языка” не брала. Какая романтика в военном госпитале! Операции, кровавые бинты, уколы, перевязки, душеспасительные беседы с отчаявшимися солдатами. Медсестрам часто приходилось быть психотерапевтами. Отсюда, наверное, и пришло умение разбираться в людях. Но школьникам это еще трудно понять. Как трудно представить, что пережила Мария Ивановна, когда ее муж, майор медицинской службы Георгий Петрович Акулов, умер от ранений. Случилось это вскоре после войны. Вдове пришлось самой устраивать жизнь, свою и маленькой дочки.
Сначала решила обустроиться на Северном Кавказе, но зарплата маленькая, бытовых трудностей хоть отбавляй. Перебрались на Дальний Восток. Светлана, став взрослой, там и обосновалась, построила свою семью. Мария Ивановна к тому времени поселилась в северных краях. Сначала в Игарке полгода работала медсестрой, после чего получила разрешение оформить пропуск в Норильск. Приехала сюда с младшей дочерью Ниной. Работала в системе здравоохранения, в том числе санитаркой в лоротделении городской больницы.
Рядом с бабушкой
Алексей Выпирахин вспоминает, что семья сначала жила на улице Кирова, 30, “в двухэтажной коммуналке”. Это здание было двухэтажным, а квартира №13 – стандартной и при этом многонаселенной.
Дом держался на Марии Ивановне.
– Мы жили без отца, поэтому мужчину заменяла бабушка: топоры, молотки, отвертки, ножовки – всеми инструментами владела. Самостоятельная была женщина, все умела делать, – говорит Алексей. – Соседи за это ее уважали. Еще за то, что была очень вежливая и от своего слова не отступала.
Внука Мария Ивановна очень любила, в основном она и занималась воспитанием мальчика. С дочерью Ниной старалась ладить.
– Если жили вместе, потом рядом, в одном городе, значит отношения были хорошие, – рассуждает Алексей. – Мама прислушивалась к своей маме. Да и как по-другому!
Нина Ивановна в начале семидесятых годов устроилась на механический завод, отработала здесь больше сорока лет. Теперь на пенсии. Недавно отметили ее замечательный юбилей – 65 лет. Живет с младшим сыном, Владимиром, занимается домашним хозяйством, иногда встречается с подругами – бывшими коллегами, которые так же, как Нина Ивановна, не хотят оставлять Север: уезжать из Норильска после шестидесяти, считают Выпирахины, не имеет смысла. К тому же здесь семья, поддержка. Воспоминания…
В конце семидесятых годов дочь и мать Выпирахины стали работать рядом: Мария Ивановна перевелась на механический завод. Но жили уже врозь: ветерану войны выделили просторную, в сравнении с “однушками” в других домах, однокомнатную квартиру. Но в Талнахе. В горняцкий город Мария Ивановна переехала вместе со старшим внуком Алексеем:
– Комната большая, почти двадцать метров. Я поселился у бабушки, поступил в школу №30.
Мария Ивановна следила за его ученическими успехами, за тем, чтобы Алеша не особо водился с парнями без царя в голове. А кто ему не друг, бабушка могла определить безошибочно. Парень в нормальной компании должен закалять характер.
В Талнахе Алеша стал заниматься спортом, особенно любил плавание. Систематически тренироваться в бассейне начал в четвертом классе, но на первые старты с товарищами со своего двора выходил Алексей задолго до этого – на норильских озерах. Детское увлечение не забросил и сейчас: на спартакиадах выступает за команду Заполярной строительной компании, в одном из подразделений которой – тресте “Норильскшахтстрой” – Выпирахин работает проходчиком.
В школьные годы он хотел стать летчиком. Но мечта осталась мечтой. После службы в армии надо было себя кормить, потом появилась семья. Но кто скажет, что профессия горного проходчика работа не для мужественных людей? Разве она не требует сосредоточенности и ответственности? Мария Ивановна, мне кажется, не возражала бы против выбора внука. А высшее образование он получил: в прошлом году окончил университет.
…Разговор как-то сам собой возвращается к вкусам и пристрастиям Марии Ивановны. Любила фильм “Волга-Волга”,  если повторяли “Щит и меч”, не упускала возможности посмотреть эту работу режиссера Владимира Басова.
– Телевизор у нас был один, и тот черно-белый, – уточняет Алексей. – А что бабушка смотрела, то и я.
Зато не обязательно было слушать радиоконцерты с участием ее любимых певцов. Внук ничего не имел против Эдуарда Хиля, Анны Герман, Валентины Толкуновой и уж тем более Клавдии Шульженко, но пареньку нравились другие мелодии и ритмы.
…Бабушка умерла в начале 1989-го, Алексей учился в девятом классе. Тяжелая болезнь все-таки победила. Как сказали врачи в Красноярске, куда пришлось везти Марию Ивановну на консультацию, недуг появился в организме этой сильной женщины еще в войну. Теперь можно только предполагать, знала бывшая медсестра о своем диагнозе или нет и с каким трудом ей удавалось бороться с тяжелой болезнью, не беспокоя домашних.
– До1987 года бабушка держалась из последних сил, а потом слегла. Ей был всего 71 год,  – вспоминает внук.
После похорон Марии Ивановны старшеклассник Алексей Выпирахин стал основным квартиросъемщиком. А через несколько лет в их с бабушкой “однушке” поселилась  молодая семья. Теперь Алексей с женой и дочерью живет в просторной квартире. Рядом с бывшим бабушкиным домом.
На этой исторической фотографии наша героиня в верхнем ряду выпускников (четвертая справа)
Ветераны встречаются с учениками школы №30 накануне 40-летия Великой Победы. Среди гостей – старший сержант медицинской службы в запасе Мария Ивановна Выпирахина
0

Читайте также в этом номере:

Успеть за 28 часов (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Повод для гордости (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Рожать легко. Летать выгодно (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Разговор за чаем (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Культура поверх границ (Марина БУШУЕВА)
Наши дети – наши проблемы (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Увидеть время (Лариса ФЕДИШИНА)
С возвращением! (Лариса ФЕДИШИНА)
Все руками вышито (Лариса ФЕДИШИНА)
Где празднуют (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Победить чудовище (Елена КОВАЛЕНКО)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск