Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Экстрим по душе Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Шекспир поможет
ТЕАТР КРУПНЫМ ПЛАНОМ
20 октября 2016 года, 15:15
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Лариса ФЕДИШИНА
Норильский театр в конце минувшей недели превратился в образовательную площадку для актеров, менеджеров Заполярного филиала “Норникеля”, специалистов городской администрации, сотрудников некоммерческих организаций, волонтеров в сфере социокультурной деятельности.
“Программа разработана на стыке знаний о театре, литературе и бизнес-технологий”, – представил проект “Шекспир в меняющемся мире” его автор – известный театральный продюсер Олег Кленин.
В качестве учебного пособия творческая группа столичных педагогов взяла пьесы великого английского драматурга. Заметим, что сегодня на мировых театральных подмостках Шекспир доминирующая персона наряду с Чеховым. Пьесы обоих авторов идут и на сцене Заполярной драмы. Но, как говорит Олег Кленин, “нельзя переоценивать знания людей, нужно просвещать. Пусть они услышат новые слова, новые тексты, новые переводы”. Впрочем, не стоит буквально воспринимать и название курса, подготовленного командой Олега Кленина.
“Шекспир в меняющемся мире” – это и слоган образовательной программы, и название сборника, в свое время вышедшего в Англии и США к юбилею со дня рождения драматурга, и тема лекции кандидата искусствоведения Елены Горфункель, которой открылся проект в Норильске. Вторым публичным мероприятием стал спектакль заслуженного артиста РФ Владимира Скворцова “Шекспир. Монологи”. Но основная работа проходила в группах – в форме лекций, тренингов, мастер-классов. Это было “Сценическое существование как опыт диалога”, “Работа с монологами и диалогами в текстах Шекспира”. Анализировать творчество драматурга предложили не только актерам: мастерство Шекспира в том, как он раскрывает всю сложность жизненных конфликтов и человеческих характеров. Такой материал по психологии межличностных отношений – чем не пособие для изучения в нашей театральной школе основных коммуникативных стратегий, необходимых прежде всего тем, кто работает с людьми.
Англичане завидуют нам
– Для актеров мы подготовили специальный мастер-класс по анализу шекспировского текста и по методикам работы английского национального театра, – рассказала на презентации программы в Норильске педагог, режиссер, доцент кафедры управления человеческими ресурсами Высшей школы экономики Валерия Устинова.
Наша гостья стажировалась у педагогов из Шекспировского королевского театра и поделилась с норильчанами таким наблюдением: английские актеры играют пьесы драматурга на языке оригинала. Современному человеку трудно понять его: почти пять веков прошло. Поэтому у англичан специфические формы работы, сопряженные с большими физическими нагрузками, чтобы воспринять этот многоэтажный текст и передать его в зрительный зал. В России ставят пьесы Шекспира, “написанные” на современном языке. Так что английские актеры завидуют нашим.
Возможно, лет через 30, когда русский язык изменится, появятся новые переводы, и Джульетта, и Гамлет, и Макбет заговорят уже “тем” современным русским языком. Некоторые эксперты считают, что в этом плане выигрыш невероятный. Впрочем, эту линию в рамках проекта “Шекспир в меняющемся мире” не развивали, остановились на методиках работы с существующим текстом. А также с предметом, атмосферой зрительного зала, работой с мышечным напряжением, голосом, образом – что необходимо актерам, желающим шлифовать свое мастерство.
Пройдя тренинг, некоторые из учеников в последний день семинара присоединились к менеджерской части практикума, посвященной управлению творчеством (идеями, общественными инициативами), и участвовали в обсуждении проектов для города и для Заполярного театра. Это направление Валерия Устинова вела вместе с деканом Международной школы управления и бизнеса, кандидатом технических наук, профессором Александром Самолдиным.
Гамлет идет в бизнес
Управление творчеством включало и некоторые азы технологии публичных выступлений, связанной с внутренними ресурсами человека. Менеджеры учились работать с партнером, взаимодействовать в команде, управлять эмоциями в речи. Владеть собой в стрессовой ситуации, связанной, например, с первым публичным выступлением в большой аудитории. Как победить страх? Как вести себя на сцене, что видеть, на чем внимание не фиксировать? Представлять ли что-то, чего нет, – на овладение этими методиками и была направлена тренировка.
Педагоги утверждают, что используемые в практикуме технологии не новодел, они существовали в российской культуре до 1918 года. Умению владеть собой, общаться с разной аудиторией учили в средней и высшей школе на таких предметах, как логика и риторика, позднее их упразднили. А ведь риторика – это один из элементов убеждения, что очень важно для построения продуктивных деловых отношений с коллегами, подчиненными, руководством.
И все же, как Шекспир объединяется с теми знаниями, которые преподнесли норильчанам столичные педагоги? Театральный продюсер Олег Кленин ответил так:
– Шекспир всегда полезен, его всегда открываешь заново. Мы сами с удовольствием перед семинаром погружались в этот материал. И уже на тренингах в Норильске постоянно апеллировали к эпохе Шекспира. Его поэзия в переводах Пастернака, Лозинского – это высокая литература, и знание ее обогащает мозг, наше общение, понимание театра. Семинар – редкая возможность сделать зрителя более восприимчивым, более образованным. Пусть группа у нас была небольшая, всего 32 человека, но какие 32 человека! Эта группа теперь, можно сказать, станет ценным ядром зрительного зала.
Театральная педагогика существует тысячи лет, и она дает результаты, уверяет эксперт, помогает успешно вести переговоры с партнерами, взаимодействовать с клиентами, чувствовать себя увереннее в других ситуациях. Бизнес обогащает своими технологиями театр, театр расширяет горизонты бизнеса, поддержала автора образовательного проекта команда преподавателей.
Главный режиссер Заполярной драмы Анна Бабанова – во многом благодаря именно ей проект “Шекспир в меняющемся мире” в Норильске состоялся – привела такой пример:
– В Масачусетском технологическом университете есть два театра. Понятно, для чего это? Инженер с фантазией – это уже не просто инженер, а изобретатель. Чтобы таких людей было больше в Норильске, и задуман проект.
– Мы почерпнули много полезного для работы, – поделилась Наталья Солодовник, председатель благотворительного фонда “Территория добра”. – За такую возможность спасибо театру, спасибо преподавателям. Они напитали нас столькими идеями, дали столько инструментов для достижения цели, что переоценить эти знания невозможно.
Во время работы в группе участникам тренингов предложили определить ключевые проблемы в городе и придумать проекты, которые помогут их решить. Одна из тем обсуждения – социализация детей с ограниченными возможностями. Участники программы считают необходимым объединить имеющиеся в Норильске ресурсы по этому направлению и создать эффективный продукт. Так, в результате обсуждения родилась идея сделать фестиваль, объединяющий здоровых и особенных детей. По задумке, фестиваль будет проходить на нескольких площадках, где все ребята смогут проявить свои творческие способности.
Дальше, дальше, дальше…
– Проекты конструировали разные, – отметил декан Международной школы управления Александр Самолдин. – Одна группа сошлась во мнении, что в Норильске нет единого портала, который давал бы полную информацию о планируемых событиях в сфере культуры. Проще говоря, у вас нет городской афиши.
В числе идей, прозвучавших на семинаре, была такая: если появляются какие-то городские мероприятия, то они должны носить систематический, прогнозируемый характер.
– Что происходит, например, по понедельникам? В первый понедельник месяца, условно говоря, читаем русскую классику у камина. Во второй – собираемся в клубе туристов. Возможно, какие-то мероприятия происходят раз в год. Люди должны о них знать, тогда они привыкнут и настроятся на то или иное событие, – продолжил Александр Самолдин.
Какими средствами решить вопрос, зависит от ресурсов, которыми располагает город. “Всенорильскую” афишу решили создать в городской локальной сети.
Другой группе участников образовательного проекта показалась важной тема агрессии норильских детей. Что с ней делать? По словам Александра Самолдина, до конца идею недокрутили:
– Здесь нужна серьезная аналитическая работа, – комментирует профессор, – нужно подключать социальных психологов школ, чтобы понять точку старта, потому что в любом проекте цель должна быть сформулирована в конкретных показателях, а не абстрактно. Если снизить детскую агрессию, то насколько, в чем ее измерить и как пытаться трансформировать во что-то.
Наш гость отметил идею создания бизнес-школы для детей, где они бы учились предпринимательству. При этом возможно соединение “жанров”: ребята не только получали бы теоретические знания, но что-то делали руками и пробовали продать на выставках, ярмарках.
Некоторые предложения, звучавшие во время занятий, не новы, реализуют их или нет – предмет другого разговора. По окончании программы “Шекспир в меняющемся мире” преподаватели отметили, что встретили в Норильске ищущих, творческих людей, которые хотят учиться, открыты новому.
– Это было замечательное общение, мы получили друг от друга много энергии и опыта. Считаю, что цель достигнута, – сказал Олег Кленин.
– Такие встречи дают новую информацию, помогают оттачивать навыки, развивают личностные компетенции, – высказала мнение начальник управления благотворительных программ Заполярного филиала “Норникеля” Светлана Рубашкина.
Компания наряду с Министерством культуры Красноярского края поддержала программу “Шекспир в меняющемся мире”, поскольку подобные обучающие семинары помогают формированию культурной среды, направлены на развитие городских сообществ и Норильского промрайона в целом.
Образовательный проект, судя по всему, получит продолжение. Стороны ищут новые варианты сотрудничества, появились конкретные предложения, но они требуют детальной проработки – нужен бизнес-план.
В театральной школе – урок работы над замыслами и реализацией творческих проектов
Кандидат технических наук Александр Самолдин: “Как бизнес обогащает театр своими технологиями, так и театр расширяет горизонты бизнеса”
На Надеждинском заводе гости, по их признанию, поняли, что в стране работают и промышленные предприятия
0

Читайте также в этом номере:

Соблюдая баланс (Екатерина БАРКОВА)
К зиме готовы (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Культура на уровне (Марина БУШУЕВА)
Дело сделано (Екатерина БАРКОВА)
Сам себе кадровик (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Дело привычное (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Твоего ума дело (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
В горнорабочие пошел (Марина БУШУЕВА)
Лето для детей (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Высший бал (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
На Большом адронном (Марина БУШУЕВА)
АРКТИК.PRO (Владислав ШУКШИН)
Поддержали “Робопроф” (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Значимый проект (Анна ФИНН)
ФенОмен квартАла (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск