Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
С мечом в руках Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Возвращение Часовни
КРАЕВЕДЕНИЕ
16 августа 2018 года, 16:01
Фото: Лариса СТРЮЧКОВА, Марина БУШУЕВА
Текст: Лариса СТРЮЧКОВА, член правления Клуба исследователей Таймыра, руководитель проекта “Голубыми дорогами Таймыра”
Некогда забытое поселение станок Норильский  (Часовня) внесено в Реестр памятников археологии. Сейчас специалисты составляют карту поселения.
Экспедиционный период у краеведов еще не закончен, но первые обработки полученных результатов уже дают плоды. Благодаря тому что исторический исследовательский проект “Голубыми дорогами Таймыра” поддержан в этом году грантовой программой “Мир новых возможностей” ГМК “Норникель”, состоялась экспедиция и несколько рабочих выездов голубыми дорогами – реками – к месту проведения в прошлых сезонах археологических изысканий на станке Норильский. Так как теперь некогда забытое поселение внесено в Реестр памятников археологии, Клуб исследователей Таймыра (КИТ) продолжает работы уже с помощью современной техники, позволяющей заглянуть в глубь земли. Большим везением здесь стал интерес к нашим исследованиям сотрудников Норильского филиала ВСЕГЕИ – Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П. Карпинского.
– Перед нами стояла задача, – рассказывает о методологии работ геофизик Петр Мельников, – найти, оконтурить как само здание часовни, так и поселок Часовня. Интереснее, конечно, было найти здание.
Надо оговориться, что во время работы археологов на территории станка не было проведено изысканий на месте, где, как мы предполагали, стояла православная часовня. Дело в том, что, по законодательству, у археологов ограниченное количество рекогносцировочных шурфов. Два шурфа были использованы в наиболее важных для исследований местах – на найденном в 2012 году погосте (там, где установлен памятный крест) и на уходящем в небытие венце здания, наполовину обвалившегося вместе с подмываемым берегом реки Рыбной. И там, и там пробы дали артефакты 30-х годов ХХ века, а необходимо было найти более древние свидетельства. Поэтому не стали рисковать и производить последний рекогносцировочный шурф на месте предполагаемого здания часовни, что, как мы теперь знаем, себя оправдало: археолог Данил Лысенко вычислил правильно место последнего шурфа и нашел артефакты XIX века. А это позволило внести станок Норильский в Реестр памятников археологии. Но остался открытым вопрос о расположении здания часовни. Чтобы определить это место, решили выяснить, где в районе стрелки рек Рыбной и Норильской есть подходящие для строительства жилья участки. Для этого с использованием беспилотного летательного аппарата и фотограмметрических технологий геофизики построили рельеф земной поверхности, определив на местности высокие точки.
Параметры здания часовни известны нам благодаря единственной ее фотографии, сделанной еще Николаем Николаевичем Урванцевым – примерно 15 метров в длину на 3–4 метра в ширину. Количество подходящих для нее мест минимально, поскольку православные каноны, по которым строилась часовня, предписывают располагать здание таким образом, чтобы алтарь был обращен на восток.
– Имея в распоряжении рельеф и исторические данные, по всей территории мы последовательно прикладывали прямоугольный шаблон размером 15х3 метра (ориентированный в широтном направлении) к карте рельефа и определяли такие места, где в границах этого шаблона рельеф относительно горизонтальный, – объяснил методику Петр Мельников, указывая на соответствующие места получившейся карты.
К счастью для исследователей, на территории примерно квадратного километра таких ровных мест можно по пальцам пересчитать, а пригодных для строительства еще меньше. После того как специалисты закартировали и отработали рельеф, исследователи посетили все ранее выделенные ровные возвышенные места. Здесь надо сказать, что в этом году члены нашего клуба, работая в Таймырском окружном архиве, нашли очень важный для этих поисков документ. В нем говорилось, что ранее отведенное место для колхозных домиков и хозцентра колхоза РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) не подходит для строительства, ввиду того что оно находится рядом с кладбищем и далеко от воды. Поэтому необходимо выбрать другое место. Таким образом, узнав, что на территории бывшей часовни и прилегающего к ней кладбища поселок не строился, мы методом исключения вышли на наиболее вероятную точку, где могла быть построена часовня. К слову, это оказалось то самое место, что мы предполагали первоначально. Теперь наша догадка подтверждается работой профильных специалистов!
– Мы действительно нашли, пожалуй, единственное перспективное место, где могла стоять часовня, та возвышенность, на которой находится геодезический тригапункт, – делится первыми наработками Петр Мельников. – Там мы расчистили площадку и провели георадарную съемку. Сейчас обрабатываем результаты. По нашим предположениям, на этой возвышенности было кладбище и захоронения здесь делали в разное время. Учитывая обстоятельство, что станок Норильский впервые упоминается в письменном источнике в 1742 году (в записках Харитона Лаптева), вполне логично считать, что за несколько столетий кладбище не могло вместить всех православных усопших на небольшом бугре, где сейчас стоит памятный крест.
Аналогичная картина наблюдается почти по всем бывшим русским станкам на Севере. Например, погост станка Черная на реке Пясине (в советское время там располагалась рыбточка госпромхоза) до сих пор визуализируется в трех разных местах – именно там, где есть подходящие бугры: прогреваемые солнцем и с подходящими для захоронения грунтами. Не надо забывать, что и население таких станков всегда было не очень большим. Так, в Дудинке в середине XIX века проживало всего 40 человек.
Сейчас полным ходом идет составление карты поселения Часовня. Многие дома, как уже понятно, не появятся даже на этой карте: часть их смыло рекой, берег и сейчас подмывается ежегодно, изменяя рельеф.
Когда карта будет полностью готова, мы организуем встречу не только для участников проекта, но и для всех интересующихся историей города, где представим возрожденный поселок, предтечу современного Норильска.
Уникальная экскурсия от Клуба исследователей Таймыра на станок Часовня
0

Читайте также в этом номере:

Расклад позитивный (Виктор ЦАРЕВ)
Нужна инициатива (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Вот и шестой (Лариса ФЕДИШИНА)
Сделать изумительно (Татьяна РЫЧКОВА)
В пути к взлетной полосе (Лариса ФЕДИШИНА)
Территория неравнодушных (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Здорово! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хоккей по-взрослому (Виктор ЦАРЕВ)
Играл барган (Зинаида МАРЬЯСОВА, ведущий специалист отдела экологического просвещения Дирекции заповедников Таймыра)
Счастливы в Праге (Анна САРАФАНОВА)
Ключ к Северу (Надежда КЛЕМБЕРГ, главный архивист Норильского городского архива)
Сказочное место (Екатерина СТЕПАНОВА)
Чисто сработали (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
С арктическим размахом (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Как уберечь сеголеток (Михаил БОНДАРЬ, Лариса СТРЮЧКОВА)
Аграрный Север (Евгения СИДОРУК, директор МКУ “Норильский городской архив”, кандидат исторических наук)
Рецепты с дымком (Владимир ЗАДЕЛЁНОВ, доктор биологических наук, замдиректора по науке государственного учреждения “Заповедники Таймыра”)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск