Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Здесь был Радя, или Есть ли на улице искусство?
ОБОГАТИТЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
9 февраля 2017 года, 16:22
Текст: Марина БУШУЕВА
В арт-резиденции Музея Норильска прошла внеплановая “Обогатительная фабрика”. Клуб-лекторий посетили один из самых известных уличных художников России Тимофей РАДЯ и арт-куратор Наиля АЛЛАХВЕРДИЕВА с лекцией “Что такое уличное искусство?”.
Тимофей РАДЯ родился в 1988 году в Гаване, живет и работает в Екатеринбурге. Один из самых ярких современных российских уличных художников, лауреат отечественных и международных премий в области современного искусства.
В своих работах Радя обращается как к глубоко лирическим темам, так и к острополитическим вопросам. Большая часть проектов уникальны и привязаны к контексту. Многие работы сегодня существуют уже только в виде документации. Начинал с трафаретных граффити в городской среде. За период с 2010-го по 2014 год было создано более 50 работ в городской среде в Екатеринбурге, Ростове, Красноярске, Москве и Санкт-Петербурге.
Город за Полярным кругом интересует многих: путешественников, фотографов, художников. Тимофей Радя и Наиля Аллахвердиева решили не ждать приглашения, а сами отправились в Норильск. Чем не преминули воспользоваться организаторы клуба-лектория “Обогатительная фабрика” и пригласили представителей современного искусства в соответствующее место – арт-резиденцию Музея Норильска.
– Мы взяли отпуск и приехали к вам, – рассказывает Наиля. – Норильск нам интересен как место силы, место другой энергии, которой нам так не хватает в наших больших индустриальных городах. Здесь есть особая художественная среда, которая очень сопротивляется. Но нам было бы очень интересно здесь что-нибудь сделать. И еще мне кажется, что Норильск испытывает какой-то комплекс по поводу того, что сюда бесконечно кого-то приглашают, но никто не прилетает сам. Мы тем самым, возможно, открыли в Норильске новую веху безумного туризма.
Про слова
Тимофей Радя окончил философский факультет Уральского государственного университета, и, наверное, поэтому все его работы связаны с текстом, его осмыслением.
– Почему поступил на философский? Возможно, потому, что там училась моя мама и брала меня с собой на кафедру, когда я был дошкольником. И там под партой ко мне пришло какое-то озарение, – смеется художник. – А потом, когда я вырос, меня притянуло именно в этот университет и на эту кафедру.
– Моя работа, – продолжает Тимофей, – заключается в том, чтобы создавать свой, художественный язык. И будет лучше всего, если я не буду ничего говорить, а вы просто посмотрите мои работы.
Но формат “Обогатительной фабрики” требует больше слов. И конечно, художник рассказал о своей работе, что она для него значит, как создаются шедевры и как стрит-арт воспринимается властями и жителями города (а иногда это кардинально противоположные взгляды), а также каково наказание за такие несанкционированные властью художества.
Параллельно на экране уютного зала арт-резиденции мы смотрим фотоснимки работ художника. Во всю длину дома написано: “Я бы обнял тебя. Но я всего лишь текст”. В баннере на крыше другого дома ножницами вырезано “НЕБО”. Слова “БЛАГОДАРЮ”, “ВОЗВРАЩАЙСЯ” занимают половину покатых крыш хрущевок. А вот надпись на баннере, установленном на одной из магистралей города: “Завтра твой лучший день”. На следующий день Тимофей и команда поменяют его на “Сегодня твой лучший день”.
Скворечники с рекламой, которая сегодня повсюду, псевдогнездо с железными ласточками на стене дома. Настоящий ковер на стене остановки. Или свежевыстиранное белье, которое сушится над городом. Тимофей вообще старается сделать так, чтобы люди больше смотрели в небо, а не себе под ноги. Одна из его любимых работ – неоновая вывеска над обсерваторией “Они ярче нас”. А над ней – звездное небо. Цепляет. Завораживает. Заставляет задуматься. Иногда об очень простых вещах.
Про город
– Понимаете, человек – существо эмоциональное, а город – он логичен, он не располагает к эмоциям. И вот цель уличного искусства – вызвать эмоциональный отклик. И у Тимофея это получается, – считает Наиля. А Тимофей философски добавляет:
– В большом городе смешано столько миров, столько разных жизней. И мы словно плывем в этом городе. Совершенно чувственно. И то, что мы видим снаружи, то и у нас внутри. Город попадает в нас. И тут стоит задуматься о том, чем мы наполняем себя.
Наиля Аллахвердиева много лет работает с уличными художниками. Она учит их не бояться города, отстаивать свои идеи, творить, несмотря ни на что.
– Мы не видим ни раскрашенных деревянных скульптур, ни пластиковых, ни световых. Все, к чему мы привыкли в городах, – это бронзовые и гранитные монументальные объекты. Это монохромная гамма, которая не радует глаз. А чтобы почувствовать город, нужно именно уличное искусство. Ведь в отличие от мемориалов, поставленных на вечную память, оно дает городу право на ошибку. Разве бывают случаи, чтобы в мирное время демонтировали какой-то городской памятник просто потому, что он стал скучным, потому, что не трогает?
Наиля говорит, что искусство должно вызывать у среды химическую реакцию, резонанс, эмоции. Тогда оно работает. В отличие от памятников, про которые горожане ничего не могут сказать, потому что не знают, кому они посвящены, да им это и не интересно. От вечных скульптур, о которых пресса писала только в день их открытия, к которым никто не приведет своих друзей, – просто потому, что никому не хочется показывать скучные вещи.
Паблик-арт, стрит-арт – это инструменты для сокращения дистанции между искусством и аудиторией. И они побеждают галерейное искусство, как когда-то идея супермаркета победила идею обычного магазина. Для человека важно, когда он сам может продукт посмотреть, пощупать и попросту стать экспертом в собственном потреблении. И если в отношении продуктов, которые мы покупаем в супермаркете, на нас большое влияние оказывает реклама, то в отношении культурных продуктов ее никогда не будет столько, чтобы повлиять на наши впечатления.
– Но к сожалению, большинство этого не видят. Они относятся к работам Тимофея и других уличных художников как к повседневности. Для них все нормально. Много рекламы – нормально. Город уродливый – нормально. Люди не воспринимают это болезненно. И очень мало людей, которым тяжело в этом жить. И именно они придумывают какие-то проекты, делают что-то, чтобы изменить ситуацию.
Про любовь, войну и политику
Сюжеты Тимофея подчас политичны и всегда социальны. Они взывают к диалогу. С каждым, чей взгляд случайно пал на работу художника. Чаще всего эти работы про внутренний мир, про ощущение себя в большом городе. Но есть те, что обращены к нашему прошлому…
Вместе с командой единомышленников Радя с помощью “коктейля Молотова” создавал портреты сражавшихся в боях Великой Отечественной войны уральцев. Работы разместили на фасаде заброшенной больницы, которая в годы войны была госпиталем, а сегодня постепенно разрушается. Эта акция подняла большой шум в городе. Собственник здания сначала решил портреты демонтировать. Но Тимофей написал ему письмо, в котором подробно объяснил свой замысел. Помогло. И, в отличие от большинства работ Тимофея, горожане и сегодня могут прийти и увидеть “Вечный огонь”. Проект посвящен победе советского народа над фашистской Германией, а также разрушительным войнам сегодняшнего дня.
– Огонь также символизирует то, что из памяти людей быстро стирается, как эти войны начинались, – сказал Тимофей. – Лица тех, кто воевал, и тех, кто терпел бедствия во время войн, пожирает огонь. Но можно сказать, что своими работами мы возвращаем их, они возрождаются из пепла, как птица феникс.
Есть у Тимофея работы, горячо одобренные и горожанами, и властями. Раз в год в разных местах Екатеринбурга на полтора-два месяца появляются огромные светильники-абажуры. И жители города с наступлением зимы ждут: где же они появятся на этот раз?
– Это слишком сладенький проект, который всем нравится, всех умиляет. И я точно не хотел бы, чтобы меня знали как автора абажуров. Но этот проект живет, потому что он является какой-то традицией, которых в городе немного, – говорит Тимофей Радя.
Про материальное
– Мне нравится фраза Бердяева, что политическое искусство должно быть направлено против рабства, прежде всего, в самом себе, – говорит Радя. – И уличное искусство, в отличие от искусства, которое выставляется в музеях и художественных галереях, наиболее способствует этому. Мои темы – это только то, что мне интересно и важно сегодня. Я не могу сделать что-то на злобу дня, если меня самого это не трогает. Можно, конечно, соврать, но зачем мне это нужно? Мне не интересен политический заказ.
Коммерческий, впрочем, тоже. Тимофей Радя уверен, что умение говорить “нет” на заманчивые предложения – это тоже искусство, которым должен овладеть каждый художник.
– Я как-то был в Берлине. И смотрю, весь город завешан рекламой кроссовок одной известной фирмы. На плакатах были изображены кроссовки разных цветов и разной степени поношенности, и под каждой парой стояло имя человека, который их носил. Это были очень известные художники. И для меня это было так странно. Неужели ради какой-то суммы денег можно поставить свое имя рядом с кедами? И вот я очень возмущался, а потом пришел домой, включил ноутбук, а там письмо с предложением прорекламировать эти кроссовки.
Про настоящих художников
Рассказывать про работы Тимофея непросто. Потому что каждого трогают свои и по по-своему. Ночью я смотрела на звездное небо, думая о том, что нет, наверное, ничего более совершенного, чем эти небесные светила, которые горели до моего рождения и будут гореть после моей смерти, величины некоторых из них во много раз больше солнца. И нет повода печалиться… вообще нет. А кто-то в Екатеринбурге ехал на работу и увидел на баннере надпись: “Сегодня твой лучший день” – и поступил иначе, добрее, постарался сделать этот свой день лучше. Эффект бабочки. Вот что, по моему мнению, несут эти работы.
 
Тимофей РАДЯ родился в 1988 году в Гаване, живет и работает в Екатеринбурге. Один из самых ярких современных российских уличных художников, лауреат отечественных и международных премий в области современного искусства.
В своих работах Радя обращается как к глубоко лирическим темам, так и к острополитическим вопросам. Большая часть проектов уникальны и привязаны к контексту. Многие работы сегодня существуют уже только в виде документации. Начинал с трафаретных граффити в городской среде. За период с 2010-го по 2014 год было создано более 50 работ в городской среде в Екатеринбурге, Ростове, Красноярске, Москве и Санкт-Петербурге.
 
Наиля АЛЛАХВЕРДИЕВА – российский арт-менеджер, куратор, арт-директор Музея современного искусства PERMM:
Норильск напоминает мне кристалл. Он очень чистый. Открытый. Правильно структурированный. Мне очень нравятся эти серые дворы – колодцы. И при этом мне совершенно непонятно, какое искусство здесь должно быть. Самая сложная история – это история первопроходцев. Когда есть какое-то искусство, его можно дополнять, с ним можно полемизировать. И в городе возникает живая коммуникация. А когда в городе ничего нет, то непонятно и с чего начинать. Я в Норильске не первый раз, но никак не могу его поймать, он словно ускользает от меня.
 
– По очереди мои друзья дают за меня интервью, – говорит Тимофей, – потому что никому не интересно, как ты на самом деле выглядишь и что говоришь. Иногда я в Интернете вижу фотографии каких-то левых людей, где написано, что это я. Я их коллекционирую. Пару раз на обложках журнала под моим именем даже были фотографии девушек.
– А сейчас это вы? – вопрос из зала.
– Пока непонятно, – смеется художник.
“Стабильность” состоит из 55 щитов ОМОНа
“Вечный огонь” – самый сложный проект Тимофея
Взлетая над Екатеринбургом
0

Читайте также в этом номере:

Экскаватор в деталях (Лариса ФЕДИШИНА)
Пурга не помешала (Марина БУШУЕВА)
Грант успеха (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Погрузиться в истоки (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Хотят шагать дальше (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Командный подход (Владислав ШУКШИН)
Научат словом и делом (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Зал высоких технологий (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Был, есть и будет (Евгения СТОРОЖКО)
Полиции есть что сказать (Марина БУШУЕВА)
Они будут танцевать (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
“И так все было понятно” (Валентина ВАЧАЕВА)
Любые риски исключены (Валентина ВАЧАЕВА)
И паучки скалолазы (Павел ТОЛСТОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск