Богиня Макошь каждому из нас
ВОЗРОЖДЕНИЕ
13 марта 2014 года, 14:27 Фото: Николай Щипко Текст: Татьяна РЫЧКОВА
|
В гимназии №1 после многолетнего перерыва заработает музей славянской культуры. За его воссоздание взялись два кандидата педагогических наук. Новый руководитель музея Фаина Кушнир имеет большой опыт в области музейной педагогики, директор гимназии Светлана Астраханцева – в сфере декоративно-прикладного искусства.
Здесь пахнет стариной. Сундук, кровать и детская люлька из потемневшего дерева, чугунный утюг, который заправляется углем, ухваты, коими вынимали чугунки из русской печи, части текстильного стана, на котором ткали льняное полотно, а еще хомут и сбруя для лошади, колесо от телеги – все эти музейные предметы несколько лет назад были привезены из фольклорных экспедиций. Туда ребята из гимназии №1 (ранее лицей искусств) ездили вместе со своим педагогом, основателем музея Людмилой Васильченко. Ее коллеги, заглянувшие в музей, оживляются, вспоминая, что несколько лет назад в этой комнате и вокруг Людмилы Павловны все “журчало, двигалось и шуршало”. Извлекают из старинного сундука обереги, оставшиеся со времен Васильченко. Их делали ребята с фольклорного отделения и дарили педагогам и гостям гимназии, которых встречали с припевками, в народных костюмах. Экспедиции, выигранные гранты, победы фольклорного ансамбля “Ладо” на конкурсе “Надежды Европы” – вот чем была в истории гимназии эпоха Васильченко. На основе материалов своих экспедиций Людмила Павловна издала несколько книг. Уехала, оставив яркий след. – Она была основополагающим звеном при разработке программы “Русская здрава”, которая хотя и в ином формате, но реализуется в гимназии до сих пор, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Елена Скрябина. – Эта программа направлена на формирование здорового образа жизни в школе первой ступени с помощью русских традиций через игру и движение. – Программу “Русская здрава” в этом году мы активно демонстрировали в рамках Всероссийского конкурса “Олимпиада начинается в школе” и победили в региональном туре. Это был наш козырь, наша фишка, – говорит замдиректора по научно-методической работе Наталья Лаврентьева, – а по России итоги еще не подведены. – Больше бы таких увлеченных личностей – жизнь была бы другая, – приходят к единому мнению коллеги Людмилы Павловны и заявляют, что очень рады вливанию свежей крови в педагогический коллектив гимназии. Новый руководитель музея Фаина Кушнир к воссозданию музея готова и в первую очередь озабочена комплектованием фондов. Кровать, люлька, хомут, утюг – хорошо, но мало. Большую часть музейной коллекции составляли предметы из личного собрания Людмилы Васильченко. Она увезла их, когда уезжала из города. Сейчас музею нужны новые экспонаты. Загляните в бабушкин сундук – Что в первую очередь потребуется для пополнения коллекции? – Нужен текстиль: вышитые рубахи, рушники, скатерти, наволочки. Салфеток нет, дорожек. Люльку надо перебрать, кровать, – отвечает на вопрос Фаина Кушнир. – Помню по вашей работе в центре музейной педагогики: при сборе материалов для выставок вы обращались к горожанам, которые приносили потрясающие раритеты. – Так же мы намерены поступить и сейчас. Норильчане постоянно ездят в отпуск к родным. Огромное количество музейных предметов можно найти и на старых чердаках, и в бабушкиных сундуках. На отпущенные авиакомпаниями 20 килограммов груза мы выбираем только то, что у нас вызвало особенные личные переживания. Случайных предметов никто не везет. Как правило, это вещи уникальные, с интересной легендой, имеющие отношение не только к истории одной семьи, но и к истории России. – Не каждый согласится навсегда расстаться с семейной реликвией. – В таком случае мы готовы просить предмет на время, чтобы показать и рассказать о нем людям. Пользуясь возможностью, обращаемся к горожанам со страниц “Заполярного вестника” с просьбой помочь пополнить музейное собрание. Телефон 23-84-73. Из этих вещей мы будем создавать экспозиционные этюды, маленькие выставки, коллажи, зарисовки. Наверное, результат – не сама коллекция, где будет много предметов, не количество мероприятий, а сформированная особая образовательная среда, в которой дети и взрослые будут чувствовать себя очень органично. Вокруг аутентичности – Как музей впишется в концепцию образовательной деятельности вашего учреждения? – У нас гуманитарная гимназия с углубленным изучением русского и иностранных языков. А язык – это часть культуры, – отвечает на вопрос директор гимназии №1 Светлана Астраханцева. – Невозможно изучать русский без знания традиций, истории, быта своего народа. Мы планируем возродить то направление, родоначальницей которого была Людмила Васильченко, внеся в старую концепцию некоторые изменения и дополнения. Нас интересует не только научное описание каждого из аутентичных предметов. Будем изучать его и с точки зрения истории, и с точки зрения этнографии, языка, фольклора. – Но ведь у гимназии теперь другой профиль. Как при Васильченко, здесь уже не поют. – Любое образовательное учреждение сегодня не может работать без социального партнерства. Мы хотели бы пригласить к сотрудничеству внешкольные учреждения, например замечательное фольклорное отделение Норильского колледжа искусств, музеи, которые есть на территории: истории освоения и развития НПР, Таймырский краеведческий. Хочется, чтобы у нас и экспедиции были, и декоративно-прикладное творчество развивалось: роспись, вышивка, народная игрушка. – Светлана Владимировна, у вас солидный послужной список: директор центра внешкольной работы, заведующая кафедрой народного художественного творчества в вузе, создатель Международного художественного фольклорно-этнографического центра “Славянский град” в Болгарии. Может, и театр славянской моды в гимназии появится? – Здесь все не так просто. Потому что русский костюм – это же не только платье, нужен и головной убор, и обувь, и украшения, и особый способ преподнесения костюма. Для решения целого комплекса задач потребуются разные специалисты, которые должны работать над образом. Есть идеи по поводу стилизованного русского костюма, занимаемся подбором специалистов, которые будут работать с детьми в этом направлении. Свои пожелания высказывает Фаина Кушнир: – Хорошо, если бы у нас появились костюмы – точные копии музейных подлинников. Потому что хочется реконструкции, воссоздания образа славянки. – Возможно, учащиеся гимназии однажды придут в школу в русских сарафанах и кафтанах в качестве формы? – Мы не претендуем на роль дизайнеров школьной формы, – отвечает Фаина Кушнир. – Хотя бы группу детей, которая будет встречать гостей, одеть в народные костюмы. Первое мероприятие уже скоро. Всем – счастливой доли – Фаина Геннадьевна, знаю, что вы только-только приступаете к своим обязанностям. Уже придумали тему первого занятия с музейным активом? – Хотелось бы рассказать о традициях предков. Перечитала книгу Людмилы Васильченко “Природа славян”. Из всего многообразия славянских богов пока выбрала богиню Макошь, которая покровительствовала прядению и ткачеству, – рассказывает Фаина Кушнир. – У нее были две дочери, одну звали Доля, другую – Недоля. Они сидели на небесном своде и пряли людям нитки судьбы. Доля пряла нитку ровную – судьбу ясную, а у Недоли была нитка рваная – для невезучих. Хочется всем пожелать счастливой доли и ровных ниток. – Чем на первых порах займутся ваши научные сотрудники – школьники? – Составлением инвентарных паспортов и карт на имеющиеся в музее предметы быта. К сожалению, не сохранилось никакой атрибуции, будем считать этот момент положительным. Ребятам самим предстоит вычислить, что есть что. Такая информация понадобится уже скоро. Есть идея принять в апреле участие в городском проекте “Библионочь” и сделать в гимназии театрализованное музейно-поэтическое представление: прочтение со сцены “Сказки о попе и работнике его Балде”, которое будет сопровождаться показом в виде антуража наших музейных предметов. Показ сказочный, а про музейную достоверность расскажут подготовленные ребятами буклеты. Очень хотелось бы, чтобы уже под этот проект количество наших экспонатов – постоянных или временных – увеличилось с помощью горожан. Проектов много, но сначала надо наладить музейное движение, а потом уже думать об использовании предметов в образовательной деятельности. |
0 | Твитнуть |