Любителям стиля
КНИГА НЕДЕЛИ от Публичной библиотеки города Норильска
31 июля 2014 года, 15:08 Текст: Юлия КОХ
|
Автор книги “Природа сенсаций” Михаил Новиков получил известность в качестве ведущего литературной колонки газеты “Коммерсантъ”. Название на обложке компактного томика обманчиво обещает очередную порцию откровений об изнанке мира массмедиа. Однако внимательный любитель литературы узнает фирменный стиль серии “Уроки русского”, в которой традиционно публи-куются эстетские тексты для вдумчивого читателя. И, надо сказать, лаконичные рассказы Михаила Новикова как нельзя лучше вписались в эту концепцию.
Рассказы Михаила Новикова повествуют о людях, оказавшихся в неприятных, тревожных или безвыходных ситуациях. Источник дискомфорта может быть внешним (изменила девушка, например) или внутренним (как у мужчины, которого атаковали десятки безответных вопросов). Интересна в данном случае реакция персонажей, которая, мягко говоря, далека от шаблонной. Герои действуют в рамках собственной логики, и читателю придется изрядно поломать голову, пытаясь вообразить себе их мотивы. Герой с болезненно острым обонянием из рассказа “Дефект Ломидзе” отчего-то отказывается делать операцию, которая поможет ему избавиться от раздражающих запахов. Женщина, ставшая жертвой изнасилования, попадает в своеобразное рабство к преступникам – двум неказистым и, судя по всему, не слишком-то опасным мужчинам. При этом она даже не пытается освободиться. Все эти люди принимают свои беды с каким-то буддистским спокойствием и даже не пытаются как-то улучшить собственную жизнь. Впрочем, автор и не пытается вдохновить нас чужими “историями успеха”, он задает направление нашим размышлениям и решительно обрывает себя на полуслове, ведь на следующей странице уже рождается новый сюжет. Истории в “Природе сенсаций” начинаются неожиданно – никакой привычной схемы “завязка – кульминация – развязка”. Мелькнула быстрая мысль – и вот, уцепившись ей за хвост, весь рассказ строчка за строчкой выбирается на бумагу. На страницах этой книги немногословные меланхоличные люди совершают странные поступки и уходят всего через пару страниц без каких-либо объяснений. Автор как будто отсекает от своих текстов все лишнее, оставляя лишь кристально чистый стиль и минимум текста, необходимого, чтобы направить наши мысли в нужное русло. Из предисловия мы узнаем, что в 90-е, когда создавались эти рассказы, писатель не рассчитывал на их публикацию. Свои произведения он без долгих раздумий отправлял “в стол”, показывая лишь узкому кругу друзей. Таким образом, автор мог бесконечно оттачивать свой стиль, не заботясь о том, чтобы результат его трудов был понятен широкой аудитории. В результате мы получили редкий образец литературы, не вписывающийся в общепринятые форматы. Лаконичный язык, свойственный притчам, вынуждает читателя искать за простыми словами большой философский смысл, однако есть подозрение, что каждый из нас в итоге обнаружит что-то свое. |
0 | Твитнуть |