Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
13:10 В Дудинке проходит этнический фестиваль «Большой Аргиш»
12:10 В Норильском индустриальном институте моделируют Север для работы и жизни
11:30 Блогеры из разных стран расскажут и покажут, какой он – Русский Север
10:05 Посещение «места силы» стало частью программы Ethno Fashion Tour
09:05 Участников этнотура FusioNNow посвятили в таймырцы
Все новости
Объект особого значения
АЭРОПОРТ. РЕКОНСТРУКЦИЯ
2 февраля 2017 года, 14:16
Текст: Татьяна ЕРМОЛАЕВА
Аэропорт для норильчан знаковое место. Другой возможности для жителей города выехать на материк в любое время года нет. А потому все, что связано с аэропортом, вызывает самый пристальный интерес. “Вестник” проследил, как менялся комплекс со дня своего основания.
Все ждали Алыкель
Сегодня сложно представить, что когда-то в Норильске не было авиасообщения с Большой землей. А между тем исторические факты свидетельствуют: 12 гидросамолетов, направленных на Север для обслуживания изыскательских партий, впервые приземлились на реке Рыбной в 1933 году. Пассажиров и грузы везли в Норильск по тундре на лошадях. И только через два года, в 1935-м, была открыта прямая авиалиния Дудинка – Норильск. С 1940 года гидросамолеты начал принимать Валек. Впрочем, уже тогда гидропорта растущему Норильску было мало. И в 1945-м начальник комбината Александр Панюков подписал приказ №382 от 23 мая о строительстве постоянного аэродрома п. Норильск в районе станции Надежда. Первый искусственный аэродром принимал такие воздушные суда, как Ли-2, По-2, Ил-12, Ил-14.
В скором времени Норильску стало не хватать уже и Надежды с Вальком – потребности города, переставшего быть лагерем, росли. В 1950 году начались проектно-изыскательские работы по строительству нового аэропорта вблизи станции Алыкель, а также временного аэродрома на разъезде Нежданный, работавшего только зимой и предназначенного для приема турбовинтовых самолетов Ан-10, Ан-12, Ил-18.
Оба наземных аэропорта – Надежда и Нежданка, а также гидропорт Валек с трудом справлялись с нагрузкой. Открытия Алыкеля ждали. Строительство его – на месте военного аэродрома – шло ускоренными темпами. К слову, по этой ли причине, а может, из-за того, что взлетно-посадочная полоса в Алыкеле была специальная, усиленная, впоследствии по городу пошли слухи, что в Норильск собирался прилететь Никита Хрущев и аэродром был построен специально к его приезду. Были ли реальные основания для таких разговоров, сказать сложно, однако уже в 1964 году на аэродроме приземлился первый самолет Ил-18, следовавший из Москвы. Интересно, что в это время в состав комплекса Алыкель входила только взлетно-посадочная полоса: здесь не было ни терминала, ни рулежных дорожек, ни стоянки для воздушных судов.  Решение проблемы нашлось быстро. Исполком Норильского городского совета, обязав начальника Алыкеля обеспечить работу аэродрома по регламенту 12 часов в сутки для приема и выпуска Ил-18 и Ан-10, обратился к Норильскому комбинату с просьбой установить на железнодорожной станции Алыкель два вагона, переоборудованных под временный вокзал. Что и было сделано. При этом, как свидетельствуют архивные материалы, уже в мае 1965 года исполком горсовета отметил, что “на аэродроме Норильск (ст. Алыкель) подготовлены минимально необходимые здания и сооружения для круглосуточной эксплуатации аэропорта”. В связи с закрытием аэропорта Нежданный было решено начать работу Алыкеля, а в июле прервать ее для продолжения строительства. Постоянная же эксплуатация аэродрома началась в 1966 году, с введением в строй пассажирского терминала.
Новые технологии
Сегодня аэропорт Норильск связан воздушным сообщением с 14 городами России. Согласно действующей квалификации он является аэропортом класса А, способным принимать воздушные суда всех типов максимальной взлетной массой до 280 тонн. Это самолеты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ту-154, Ту-204, Boeing 737, Airbus A319, Airbus A320, Saab 2000, а также все более легкие суда и вертолеты всех типов.
Еще в 70-е и 80-е годы прошлого века комплекс претерпел две реконструкции, обусловленные освоением новых типов самолетов. В частности, тогда было заменено покрытие и увеличена длина взлетно-посадочной полосы аэропорта (на сегодня она составляет 3430 метров, ширина ВПП – 45,5 метра).
С развалом Советского Союза денег в развитие аэропорта никто не вкладывал. Работы по обновлению комплекса возобновились лишь в начале 2000-х, когда были проведены первый и второй этапы капитального ремонта ИВПП с частичной заменой плит покрытия и устранением дефектов. В 2004 году в Алыкеле был обновлен парк аэродромных машин. С того же времени, к слову, стали применяться новые технологии подготовки летного поля. В частности, за счет применения на армобетонных покрытиях аэродрома жидкого химического реагента “Нордвэй Супер”, используемого для борьбы с гололедными образованиями, удалось значительно повысить качество эксплуатационного содержания аэродрома зимой.
В 2005 году стартовала третья глобальная реконструкция комплекса, в ходе которой благодаря “Норникелю” было отремонтировано здание пассажирского терминала, КПП и ангар для самолетов, а также построен профилакторий на 55 мест для обслуживающего персонала. В аэропорту Норильска появились 44 единицы аэродромного спецавтотранспорта: пассажирские трапы, перронные автобусы, автопогрузчики, спецтехника для обслуживания самолетов, в том числе тягач F-220 фирмы Schopf.
В 2007 году установлена система управления и мониторинга огней взлетно-посадочной полосы чешского производства, регуляторы яркости и резервные источники электропитания. Помимо этого создана единая система контроля доступа и охраны периметра аэропорта Норильск. При входе в здание аэровокзала установлен рентгенотелевизионный интроскоп, предназначенный для досмотра ручной клади и багажа. Закуплены детекторы паров взрывчатых веществ. Введены в эксплуатацию три пожарных автомобиля АА-12/60 КамАЗ-63501 с улучшенными техническим характеристиками.
Годом позже, в 2008-м, сдан в эксплуатацию новый пассажирский терминал, особенностью которого стали два телескопических трапа Tisson Crupp. Благодаря этому норильчане попадают на борт воздушного судна и из него в аэровокзал, не выходя на перрон. Этим, к слову, пока не может похвастать даже аэропорт столицы края Емельяново.
Как отмечает руководство аэропортового комплекса, за годы принципиально изменились технология, качество и скорость обслуживания пассажиров. Так, в зале регистрации смонтированы шесть новых стоек вместо трех прежних. Пропускная способность аэропорта выросла с 450 человек в час до 600. Введены в эксплуатацию два ленточных транспортера для выдачи багажа от ведущего производителя специализированного аэропортового оборудования – голландской фирмы VanDerLande Industries. Времена, когда багаж выдавали в вагончике, а пассажирам в ожидании него приходилось часами мерзнуть на улице, канули в Лету… К списку сервисных услуг добавлены также комната матери и ребенка, почта, камера хранения, два кафе, новый бизнес-зал, два пассажирских лифта, новый зал предполетного досмотра и новый накопитель.
Полоса с “горбом”
Без сомнения, техническое оснащение аэропортового комплекса на сегодня находится на высоком уровне. И тем не менее за более чем полувековую историю функционирования аэропорта так и не удалось решить одну из серьезных проблем – говоря о взлетно-посадочной полосе, пилоты отмечают, что она построена “горбом”. Поэтому на приземлении это заставляет их “прижимать” лайнеры, вместо того чтобы привычно брать штурвал на себя. Есть и еще один нюанс. Неудачное расположение ВПП по отношению к розе ветров способствует тому, что из-за сильного бокового ветра аэропорт Норильск нередко работает по фактической погоде.
Еще несколько лет назад специалисты начали говорить о необходимости реконструкции ВПП. В 2014 году аэропорт Норильск был включен в федеральную целевую программу “Развитие транспортной системы России (2010–2020)”. Социальную значимость аэропорта трудно переоценить – воздушная гавань является единственной связью Таймырского района с другими регионами страны, не считая судоходства по реке Енисей и Северного морского пути. Однако дело не только в нуждах города и комбината – объект реконструируется в рамках государственной стратегии по развитию Арктики. Норильск был и остается важнейшим плацдармом для освоения Арктики.
Проект реконструкции аэродромных объектов норильского аэропортового комплекса реализуется в течение трех лет в рамках частно-государственного партнерства. Аэродромные сооружения, в том числе и взлетно-посадочная полоса, рулежки и стоянки, принадлежат государству, а вся инфраструктура: аэровокзал, перрон, топливно-заправочный комплекс – собственность “Норникеля”. В рамках соглашения между ГМК и Федеральным агентством воздушного транспорта на финансирование работ компания выделила 3 млрд рублей, государственный бюджет в рамках федеральной целевой программы составляет 9,6 млрд рублей. Все работы планируется завершить в 2018 году.
Как это будет?
Первый этап реконструкции успешно завершился летом 2016 года. На стройке функционировало два бетонных завода и современный бетоноукладочный комплекс. Специалисты обустроили 720 погонных метров искусственной ВПП и 160-метровый переходный межсезонный пандус из асфальтобетона между новым и старым покрытием, ввели ряд вспомогательных объектов. На первом этапе реконструкции воздушной гавани аэропорт функционировал без ограничений в перевозке пассажиров и обслуживании авиалайнеров – протяженности рабочей части ВПП, составлявшей не менее 2500 метров, было достаточно для взлетов и посадок самолетов типа Boeing 737–800 и AirBas 3191320. При том что изначально рассматривались варианты полного прекращения работы аэропорта на период проведения реконструкции, ГМК “Норильский никель” выступила против такой инициативы. Совместно с федеральным и краевым руководством компании удалось решить вопрос в пользу северян: аэропорт продолжит функционировать на протяжении всех этапов работ.
– Мы хорошо понимаем, что для тех, кто здесь живет и работает, наличие возможности вылететь отсюда в любое время как глоток воздуха, – пояснил свою позицию Владимир Потанин.
Первый этап проекта генподрядчик – “Трансстроймеханизация” – выполнил точно в срок. 15 сентября прошлого года Росавиация выдала разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а на следующий день – сертификат соответствия аэродрома. С 19 сентября и по настоящее время в эксплуатации находится вся дистанция взлетно-посадочной полосы – 3420 метров.
С 1 июня этого года в аэропорту Норильска начнется второй этап реконструкции взлетно-посадочной полосы, который продлится до 15 сентября. Сейчас ведутся подготовительные работы, завозят материалы.
– Лето для нас наиболее ответственный период, потому что под замену покрытия попадает центральная часть взлетно-посадочной полосы – 1021 погонный метр, – говорит генеральный директор ООО “Аэропорт Норильск” Андрей Никифоров. – При этом во главу угла ставится технология строительства, ведь понятно, что, когда работают краны, выполнять полеты небезопасно. Так что свой регламент и время приема самолетов мы должны согласовывать со строителями.
NordStar – основной перевозчик группировки, которая будет выполнять полеты по специальным маршрутам во время реконструкции полосы. Авиакомпания уже разработала свое расписание, которое полностью согласовано с аэропортом, строителями, авиационными властями. Оно предусматривает шестидневную рабочую неделю, постоянное использование восьми воздушных судов АТR-42, АТR-72 и АН-24. Это позволит гарантированно перевезти за 3,5 месяца, пока будет идти реконструкция, из Норильска и в Норильск 128 тысяч пассажиров. Для сравнения: обычно в период летних отпусков в направлении туда-обратно летает 220 тысяч человек. Рейсы будут выполняться по маршрутам Норильск – Красноярск, Норильск – Сургут и Норильск – Новый Уренгой. При этом столица края и Новый Уренгой станут конечными пунктами маршрута, откуда пассажиры смогут продолжить свой путь, воспользовавшись любым видом транспорта. А из аэропорта Сургут норильчан на двух самолетах Boeing 737–800 доставят в Москву. Кроме авиакомпании NordStar полеты будут осуществлять “ЮтЭйр”, “КрасАвиа” и “Турухан”.
Третий этап реконструкции аэропортового комплекса и объектов аэродромной инфраструктуры намечен на лето 2018 года. В это время предстоит обустроить 1080 погонных метров ВПП. Аэропорт снова будет принимать и отправлять только суда малой авиации, в остальные месяцы воздушная гавань Норильска будет работать в обычном режиме.
Специалисты обещают: после окончания реконструкции норильский аэропорт станет на класс выше по светосигнальному и радиотехническому оборудованию, качеству покрытия взлетно-посадочной полосы и другим параметрам.
 
ЛЮБОПЫТНО
Топоним “Алыкель” переводили по-разному: предлагались версии “счастье”, “золотой глоток”, “глаза девушки” (последний перевод объясняли наличием двух похожих озер в том районе). Анна Барболина, автор книги “Топонимика Таймыра”, предлагает следующий перевод Алыыкюель (долг.). “Алыы”: 1) низменный луг, долина, заросшая кустарником, травой или мхом; 2) поляна, иногда с водоемом, покрытая травою и мхом; 3) болотистое место. “Кюель” – озеро. Искаженное написание – алыкель. Аэропорт Алыкель получил свое название с легкой руки строителей или чиновников, переделавших эти слова на свой лад.
 
Фото из архива Музея Норильска, Норильского городского архива и открытых источников
 
ЦИФРЫ
По итогам 2016 года пассажиропоток составил 514 тысяч человек, грузопоток – 15 100 тонн.
 
В ТЕМУ
Продажа началась
Первая волна продаж авиабилетов на период реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта “Норильск” стартовала вчера.
Анна ФИНН

Базовый норильский перевозчик, авиакомпания NordStar (дочернее предприятие “Норникеля”), заранее подготовила все службы к началу продажи билетов на рейсы из Норильска и в северный город на период с 1 июня по 16 сентября. Для стабильной работы сайта авиакомпании в течение января была сбалансирована нагрузка на серверы и проведена их модернизация, установлено оборудование нового поколения, увеличена оперативная память и пропускная способность. Совместно с глобальной распределительной системой “Сирена Трэвел” проведена дополнительная работа для обеспечения единовременного оформления билетов большому количеству пассажиров. Организована информационная работа с билетными агентствами для обеспечения оперативного оформления билетов и предоставления подробной достоверной информации.
Несмотря на то что билеты можно приобрести на официальном сайте авиакомпании, а также более чем в 30 билетных агентствах в Норильском промышленном районе, кассы “Норильск-ТАВС” пользуются у норильчан особой популярностью. Составлять списки очередников активисты начали еще накануне, а длинные очереди в офис Территориального агентства воздушных сообщений на Ленинском проспекте выстроились с ночи. При этом в других кассах можно купить билеты гораздо быстрее.
Как сообщалось, на период реконструкции взлетки разработан специальный механизм продажи билетов. Он предусматривает несколько волн: с 1 февраля, с 1 марта и с 1 апреля. Проездные документы будут реализовывать на всю глубину продаж. Перевозки по субсидируемым тарифам для людей в возрасте до 23 лет и пенсионеров, предусмотренные федеральной программой, будут осуществляться до начала периода реконструкции (1 июня) и по его окончании.
На период реконструкции полосы будет действовать ряд ограничений. Так, независимо от места приобретения билета будет недоступно предварительное бронирование, формирование листов ожидания и замена фамилий. Норма провоза багажа прежняя – 20 кг багажа и 5 кг ручной клади, но сверхнормативный багаж к перевозке приниматься не будет.
Таким было здание аэровокзала в 70–80-е годы прошлого века
Современный аэропортовый комплекс Норильск
0
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск