Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
С мечом в руках Далее
«Легендарный» матч Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Сильные духом
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
12 апреля 2018 года, 16:31
Текст: Анна САРАФАНОВА
Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну советскую семью. В каждой из них есть тот, кто отдал все силы, а зачастую и жизнь, на благо Родины. Воевавшие ветераны, работники тыла, дети войны, узники лагерей… Большинства тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне, уже нет в живых. Но они живы в памяти своих потомков. А значит, бессмертны. Истории своих родителей рассказывают дети, внуки и правнуки героев, защитивших нашу страну. В преддверии празднования Дня Победы норильчане делятся воспоминаниями о своих родных, переживших войну, в нашей специальной рубрике “Чтобы помнили”.
Детские воспоминания остаются самыми яркими и запоминающимися в нашей жизни.  Воспоминания о юности, пришедшейся на время Великой Отечественной войны – особые. Василию Федоровичу и Анне Григорьевне СКАЧКОВЫМ судьбой уготовано было пройти войну совсем молодыми. О них “Заполярному вестнику” рассказали дочь Любовь Васильевна Кутимская и внучка Марина Чирич.
Василий Федорович
Василий Федорович Скачков родился в 1925 году в одной из деревень Смоленской области. Для того чтобы попасть в ряды Красной армии, совсем еще юный Василий приписал себе два года жизни, сказав в сельсовете, что родился в 1923 году. Так, выдав себя за совершеннолетнего, шестнадцатилетний юноша стал красноармейцем. Но прежде чем попасть на фронт, ему предстояло пройти обучение, чтобы быть готовым сражаться на поле боя.
Помните ли вы, уважаемый читатель, чем были заняты в свои 16 лет? Скорее всего, заканчивали обучение в средней школе или получали среднее техническое образование. Василий же учился защищать Родину от немецких захватчиков.
Пройдя военную подготовку, вчерашние курсанты были готовы отправиться на фронт, чтобы пополнить ряды бойцов. Их разместили в эшелоне, отправлявшемся к местам сражений. Однако волею судьбы этому благородному стремлению не суждено было сбыться. Как раз во время погрузки в состав произошел авианалет, немецкие бомбардировщики нанесли точный удар.
Эшелон был разгромлен. Много молодых людей погибло. Василию повезло. Он чудом остался жив, но взрывом ему оторвало правую руку. И это в 16 лет, когда вся жизнь впереди!
– На войне-то он побыл всего полгода, не больше, – вспоминает дочь Василия Федоровича Любовь Васильевна. – Он говорил потом с разочарованием, что “даже ни одного немца не убил”. По большому счету, его война на этом и закончилась.
Дальше были госпитали и восстановление после ампутации. Получив такое серьезное увечье в 16 лет, он не только не пал духом, но и смог построить всю дальнейшую жизнь, ничем не отличающуюся от жизни других людей в то время. Он вернулся в родную деревню, где и женился.  В семье родились три дочери: Рая, Люба и Аня. Однако вскоре супруга Василия Федоровича Надежда Ивановна Матвеенкова скончалась от онкологии. Он остался один с детьми. Средней дочери Любе было в то время 16 лет.
Второй женой Василия Федоровича стала Анна Григорьевна, она не побоялась выйти замуж за инвалида с тремя детьми. Она любила их как родных, общих детей у супругов не было.
Анна Григорьевна
Анна Григорьевна Новикова родилась в 1927 году в деревне в Смоленской области. После начала войны ее отправили на работы в оккупированную немцами Брянскую область. Как она позднее рассказывала своим детям, молодых девушек немцы угоняли в Германию. Видимо, роль сыграл совсем еще юный возраст. В то время ей было всего 14.
А чем была наполнена ваша жизнь в 14 лет, уважаемый читатель? Школа, друзья, увлечения? У Анны все это заменил тяжелый труд. Совсем еще девчонкой она работала на лесозаготовках. Слишком тяжелая повседневная работа даже для взрослых женщин, но выбирать не приходилось. Надо было как-то выживать.
Постоянный мучительный голод вынуждал невольных работниц искать пропитание в лесу. Ели они все съедобное, что могли найти. Вкус дикорастущих лесных ягод запомнился Анне навсегда.
– Когда мы приезжаем к ней погостить летом, то обязательно ходим в лес собирать ягоду, – рассказывает Любовь Васильевна. – Она с нами никогда не ходит. Она ненавидит лесную землянику и малину.
Как все истинные северяне, Любовь Васильевна и Марина с сыном стремятся на материке попробовать блюда из недоступных продуктов. Салат из одуванчиков, к примеру, или щи из крапивы.
– Бабушка нас не понимает совсем, – рассказывает  Любовь Васильевна, – говорит, что они с голоду это ели, чтобы не умереть, намекая, что мы с жиру бесимся.
Анна Григорьевна вспоминает голодные годы так: “То, что оставалось от пшеничных колосьев – стебли, листья, корни, – мы перемалывали и вместо муки использовали, чтобы лепешки испечь. Хоть запах почувствовать хлебный. Очень хотелось хлеба, а его не было, ведь все шло на фронт”.
О том, кто и когда освободил ее от этой невольной работы, ни ее дети, ни внуки Анны Григорьевны не знают. Она не рассказывает о том, как война для нее закончилась, и не любит вспоминать то время.
После боев
В том месте, где позже жили Скачковы, особенно в лесу, очень часто находили снаряды. Помимо неразорвавшихся боеприпасов, поисковые отряды обнаруживали все новые места безымянных захоронений.
– Я помню, что, когда была ребенком, к нам в деревню постоянно приезжали саперы, чтобы разминировать местность, – вспоминает Любовь Васильевна. – И тут и там постоянно находили неразорвавшиеся снаряды, которые остались со времен войны.
Жестокие бои оставили после себя следы: останки погибших в сражениях, оружие, снаряжение и боеприпасы. Как с немецкой, так и с русской стороны.
– Мальчишки развлекались тем, что разжигали костер и кидали в него найденные неразорвавшиеся снаряды, – вспоминает Любовь Васильевна, – а мой одноклассник так погиб. Он решил разобрать снаряд, а тот разорвался прямо у него в руках. Былые сражения еще долго напоминали о себе уже в мирное время, забирая все новые и новые жизни.
Мирное небо
Со временем Василий Федорович приноровился к отсутствию одной руки и привык все делать левой. Как вспоминает Любовь Васильевна, говорил он о себе так: “То, что другие с двумя руками не могут, я одной делаю”. Он работал почтальоном. Семья их держала огород и скотину. Дом, в котором жили Скачковы, Василий Федорович украсил ажурной резьбой по дереву и снаружи, и внутри, что  требовало немало сил и стараний. Но ему все было по плечу.
– Для моего брата Саши, когда ему было три года, дедушка сам смастерил маленькие грабли, чтобы он смог помогать семье на сенокосе, – вспоминает внучка Марина. – Он говорил: “Раз ложку держать умеешь, значит и работать можешь”. Поэтому мы с братом всегда помогали дедушке как могли.
– Папа даже водил мотоцикл с коляской, – вспоминает Любовь Васильевна. – Водительские права ему, конечно, никто не мог выдать. Поэтому, приезжая из деревни в райцентр, он оставлял мотоцикл на окраине, а по городу ходил пешком. По деревне ездил, не скрываясь, его все знали.
К тому времени Василий Федорович получил протез, но неудобный, он не любил его носить. Протез создавал только видимость правой руки, но был нефункционален.
Со временем подросли дети в семье Скачковых – и помощников прибавилось.
– Папа всегда, встречая нас, говорил, что “три дня – гости, а потом надо работать”, чтобы мы не увязли в безделье, – говорит Любовь Васильевна.
Василий Федорович умер, когда ему было 72 года. Официально он числился участником войны, хотя сам себя таковым и не считал.
– Единственное, о чем он попросил нас еще при жизни, – похоронить его рядом с братской могилой, – вспоминает Любовь Васильевна. – Мы выполнили эту просьбу.
Анна Григорьевне в январе 2018 года исполнился 91 год. Дети и внуки с охотой продолжают приезжать к ней в гости, ведь она их всех очень любит и всегда рада видеть. Теперь уже и правнуки приезжают погостить.
Кроме этого, Любовь Васильевна с сыном Марины Андреем обязательно принимают участие в акции “Бессмертный полк”. Андрей в строю сам несет портрет дедушки Василия, а на площади Героев, когда звучит оружейный залп в честь защитников Отечества, всегда поднимает портрет как можно выше над головой. “Чтобы дедушка видел”, – объясняет он.
 
На оккупированной территории
Эшелоны войны. 1943 год
Василий Федорович с дочерью Раей. 1965 год
0

Читайте также в этом номере:

Я знаю: город будет (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Никто, кроме них (Татьяна РЫЧКОВА)
Проекты для вечной мерзлоты (Валентина ВАЧАЕВА)
Не нужно скрывать риски (Лариса ФЕДИШИНА)
Ошибки надо исправлять (Лариса ФЕДИШИНА)
Качественный выбор (Марина БУШУЕВА)
ГАИ создает видимость (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Тебе не хочется покоя (Лариса ФЕДИШИНА)
Комплексный обет (Елена ПОПОВА)
Миссия выполнима (Елена ПОПОВА)
Главное слово – “дружба”! (Наталия НИКОЛАЕВА)
Уроки будущего уже идут (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Взяли голыми руками (Мария СОКОЛОВА)
Ударно потрудились (Яна АНДРЕЕВА)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск