Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
Гуд кёрлинг! Далее
Бесконечная красота Поморья Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Будущее уже началось
ФОРУМ
5 апреля 2018 года, 13:54
В четвертый раз в Норильске проходит Форум социальных технологий, и вновь на площадках многолюдно и интересно. Это событие – часть программы “Норникеля”  “Мир новых возможностей” – традиционно приглашает к обсуждению жителей Норильска и всего Таймыра, Мурманской области (Мончегорского и Печенгского районов). Ежегодно около 1500 участников в каждом регионе вместе с экспертами обсуждают значимые для жизни городов события и практики, делятся опытом и эффективными социальными технологиями.
Журналисты “Заполярного вестника” побывали на площадках форума и собрали самые интересные инициативы горожан и идеи экспертов о том, каким может быть Норильск.
Город – это мы!
Что определяет будущее города – главная идея форума. Участники дискуссии – глава Норильска Ринат Ахметчин, депутат краевого Законодательного собрания Красноярского края Павел Семизоров, руководитель департамента общественных связей компании “Норникель” Андрей Кирпичников, председатель Таймырского Долгано-Ненецкого совета депутатов Владимир Шишов.
– “Норникель” заинтересован в том, чтобы люди в Норильске были активными и креативными, и задача форума – изменить их отношение к городу, отношение к себе и другим, чтобы они строили будущее своими руками. На самом деле в Норильске уже произошло много изменений: мы закрыли никелевый завод, планируем запустить “Серный проект”. Люди создают своей мыслью будущее, и форум поможет в этом, – считает Андрей Кирпичников. – Здесь можно найти единомышленников и овладеть какими-то базовыми технологиями, найти союзников в других городах и странах.
– Вы пришли на форум – значит очень любите свой город и вам небезразлична его судьба. Норильск должен получить второе рождение, ему нужен толчок и свежие креативные идеи, – обратился к горожанам Ринат Ахметчин.
Депутат Заксобрания Павел Семизоров впервые побывал в форуме. Он отметил, что норильчане не только понимают необходимость участия в жизни города, но и с удовольствием это делают:
– Мне очень близки площадки, где много говорится о том, что ждет в будущем. В Заксобрании мы подчеркиваем, что у Норильска хорошее будущее, которое возможно лишь при объединении усилий всех заинтересованных сторон.
– Форум подарил городу много интересных изменений. Например, идея фестиваля северной ягоды, прошедшего прошлым летом в Норильске, также впервые прозвучала на площадке форума. И такие изменения необходимы сегодня Норильску. Горожане хотят услышать разные мнения относительно волнующих их тем, – сказала начальник управления по делам культуры и искусства администрации Норильска Ирина Субочева.
Ритм нашего времени
На вопрос, что определяет будущее города: факты или планы, прошлое или настоящее или же наши представления о том, каким Норильск может и должен быть, ответить было не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Юлия Демиденко, историк, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, говорила о том, что история любого города базируется на традициях и памяти, а значит, его развитие невозможно без изучения накопленного опыта. Секундант спикера Демиденко, председатель правления Клуба исследователей Таймыра, член Русского географического общества Станислав Стрючков рассказал о футуристических проектах Норильска, которые не удалось реализовать по разным причинам: одни были слишком дороги, другие – нереальны. Он также пришел к выводу, что появление нового должно коррелироваться с уже накопленным опытом.
Другой эксперт – Тимофей Нестик, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, эксперт в области инновационно-технологического форсайта, привел противоположный пример. Он рассказал, как города объединяются в сети, о проектах умных городов, где здания планируют печатать на 3D-принтере, транспорт самоуправляем, а аграрное производство встроено прямо в дом. Любые смелые проекты при наличии высококвалифицированной и идейной команды могут быть реализованы, считает он.
Его секундант – продюсер службы новостей телекомпании “Северный город” Ален Бурнашев привел немало примеров того, как город становился суперизвестным и популярным благодаря смелым идеям, воплощенным в жизнь в нужное время. А значит, не нужно бояться планировать, делиться этими планами и пробовать добиваться целей.
Город в едином ритме
На улицах ритм города создавала необычная экспозиция. Этот проект по задумке автора был призван связать между собой людей разных поколений и выразить главную идею форума: любой город – это пересечение двух понятий: ритм во времени и ритм в пространстве.
– Выставка “Город в едином ритме” появилась совершенно не случайно, – рассказывает автор проекта, директор Музея Норильска Наталья Федянина. – У нас давно была идея сделать такую экспозицию, которая непременно вылилась бы на улицы. А тема ритма, которую предложил город как основную для своего юбилея, а затем поддержал и “Норникель”, очень значима в социологии. Для того чтобы передать ритм города в разные его исторические периоды, мы отобрали в музейном архиве снимки 50–90-х годов. У каждого две подписи. Одна содержит информацию о том, где и когда было сделано фото. Другая – строки из песни того же периода, к которому относится фотография, непременно популярной и любимой. С помощью QR-кода, расположенного здесь же, на баннере, можно услышать эту композицию. Это особенно важно для юных норильчан – узнать, чем тогда жили люди, почувствовать ритм того времени. Музыка очень легко скачивается, открывается, мы проверяли.
Звучащий выставочный проект Музея Норильска задал новый ритм в юбилейный для города год и позволил масштабировать форум как событие. По замыслу автора проекта директора Музея Норильска Натальи Федяниной, эта выставка – городской квест, неожиданная встреча с историей Норильска. В городском пространстве представлены в сити-форматах восемь “экспонатов”, восемь символов каждого десятилетия.
– Мы выбирали снимки по силе пары – чтобы фото и музыка “подружились”, – отмечает Наталья Федянина. – Здесь есть и ироничные пары. Например, снимок пурги 50-х сопровождается песней тех лет из фильма “Весна на Заречной улице”: “Когда весна придет, не знаю…”. Это доброе настроение. Приятно ходить, смотреть и слушать, чувствовать атмосферу праздника.
Интерактивная выставка в открытом городском пространстве позволит юному поколению узнать и услышать, а старшему – вспомнить, прочувствовать атмосферу города в разные периоды его истории. Адреса звучащей выставки “Город в едином ритме”: Ленинский проспект, 19, 20, 22, 25, 30, 37, 41.
Центр современного искусства
В Норильске появится свой центр современного искусства. Каким он будет и сможет ли стать эпицентром культурных инициатив, также обсудили на форуме.
Под этот объект муниципалитет передал Музею Норильска здание бывшего дома торговли по ул. Комсомольской, 37. Для нового общественного пространства это очень перспективное здание: в нем свободная планировка, два этажа, дебаркадеры и лифтовые шахты. Общая площадь помещения – 3,5 тысячи квадратных метров.
По мнению директора МВК “Музей Норильска” Натальи Федяниной, получить перспективное здание под современное музейное пространство – большая удача. Как и то, что вся концепция развития музея получила поддержку.
– Такие концепции постоянно разрабатывают для территорий, но часто они так и остаются на бумаге. Нам удалось найти поддержку в муниципалитете и компании “Норникель”, наша инициатива была принята на расширенном заседании при главе Норильска, и сейчас мы шаг за шагом ее реализуем, – рассказала Наталья Федянина.
Зачем Норильску вообще центр современного искусства? Музейные помещения, которые есть в городе сейчас, уже не отвечают многим современным требованиям. Норильская художественная галерея, к примеру, расположена на первом этаже многоквартирного дома, а значит, риск залития хранилищ и порчи предметов искусства существует постоянно. Кроме того, помещение организовано так, что оно исключает какую-либо мобильность, изменяемость. А эти характеристики для современных творческих площадок едва ли не главные.
Норильчане достойны новых пространств, уверены эксперты. Они много ездят, много видят. Им тоже нужны новые современные социокультурные площадки, музейные в том числе. Даже предыдущее название – Музей истории освоения и развития Норильского промышленного района – было слишком узконаправленным.
– Нашей стране нужны музеи городов, которые комплексно показывают место, где мы живем. Сейчас это мировой тренд, и он потихоньку развивается и у нас. А потому среди наших задач не только локальная история, но и будущее Норильска. Как собирать современность? Через что она выражается? Один из самых сильных инструментов документирования и формирования современности – именно современное концептуальное искусство, фиксация и осмысление происходящего с помощью всех доступных форм, в том числе медийных технологий. Медиа сейчас главное пространство, куда ушла человеческая коммуникация. А как ее коллекционировать, нужно решать в музейном мире.
Многие города поворачиваются к современному искусству, но большинство из них только учатся работать с этим понятием, потому что долгие годы современное искусство как таковое было в нашей стране под запретом, синонимом чего-то непонятного, странного и непринятого. Сейчас эта ситуация меняется, и это правильно, считают эксперты форума.
Ритм места
Как сделать так, чтобы городская среда была не типовой, а сформированной под уникальные потребности жителей? Может ли она быть «питательной», то есть генерировать идеи и желание их создавать? Эти вопросы обсуждали на площадке “Общественные пространства для будущего Норильска”.
Руслан Токмаков, директор некоммерческой организации “Развитие креативных индустрий”, сооснователь культурного пространства “Каменка” в Красноярске, организатор фестиваля еды и напитков “Рестодэй”, считает, что самое главное в общественном пространстве – понимать, какие у людей потребности. Тогда вновь созданные площадки будут приняты и смогут работать. Причем, отмечает эксперт, иногда потребность в общественном пространстве четко выражена, и люди начинают самоорганизовываться. Иногда она выражена нечетко, и тогда ее нужно выявлять. К примеру, если горожане говорят, что должно быть больше мест отдыха, но не могут понять, каких именно, нужно помочь им ответить на этот вопрос. Лишь в этом случае инициатива будет в дальнейшем разделена обществом.
– Нашу «Каменку» мы реализовывали как раз с учетом всех этих тонкостей. Мы съездили в Москву, Санкт-Петербург, посмотрели подобные проекты: “Этажи”, “Винзавод” и другие, некие креативные кластеры – и вдохновились. Все сошлось: наши желания, инициативы и потребность людей в такого рода пространствах. “Каменка” – это большое здание площадью пять тысяч квадратных метров, которое раньше использовалось процентов на 20, там были преимущественно офисы. Люди “с улицы” туда не заходили, потому что им было незачем. Сейчас это посещаемое место, где постоянно происходят городские события, проводятся мастер-классы, работают бизнес-инкубатор, мастерская “Сорока”, в которой создают керамические изделия, есть швейный и полиграфический цеха, коворкинг, тренинг-холл. Скоро здесь откроется центр инновационного молодежного творчества с высокотехнологичным оборудованием и многое другое. В этом году “Каменка” отмечает первую дату – пять лет.
Архитектурный критик и урбанист, обозреватель газеты “Деловой Петербург” и колумнист журнала “Собака.ру” Мария Элькина также рассказала о том, что нужно сделать до того, как приступить к реализации идеи. Существуют особые, порой многоступенчатые технологии выяснения того, чем люди хотели бы заниматься в городских пространствах. Одна из таких – косвенный вопрос.
– Это как с детьми. Ты спрашиваешь ребенка, во что бы он играл, он отвечает: “В лошадку”. Даришь ему лошадку, а он с ней не играет. Нужно задавать вопрос хитрее: “Какой должна быть лошадка, как ты будешь с ней играть?” – и так далее. Вопрос должен быть увлекающим, чтобы человек не отвечал односложно, а решал задачу, тогда на выходе удастся получить ту инициативу, которая будет нужна и понятна большему числу горожан, – считает эксперт.
Ритм событий
На площадке “Городские события в новом формате” спикеры и зрители рассуждали, как сделать так, чтобы горожане перестали быть пассивными зрителями, потребителями городских событий, а стали их соавторами и главной движущей силой.
Своим опытом поделились как местные, так и приезжие спикеры. Ирина Креман рассказала о фестивале северной ягоды, который проводился в прошлом году в Норильске и был очень позитивно воспринят жителями. Илья Бортнюк – о питерском фестивале “Корюшка-АРТ”, который был интересен слушателям, ведь корюшка у нас тоже имеется.
Но особенно интересным слушателям форума показалось выступление Марии Гальпериной, автора проекта Bright People, который собирает на своих площадках несколько миллионов москвичей и гостей столицы. Ежегодный международный фестиваль, объединяющий лучшие культурные и образовательные проекты России и Европы, появился как площадка совместного творчества, на которой нашлось место как представителям именитых музеев, театров и культурных центров, так и начинающим студиям экспериментального творчества. Но и на этом организаторы проекта не остановились. Они захотели большего и задались вопросом, как сделать так, чтобы активными участниками проекта становились его гости. Ответ оказался на поверхности: нужно предложить зрителю самому принять участие в действе, а значит, стать частью большого фестиваля, тогда он не будет восприниматься как нечто стороннее, а будет пониматься как проект, в котором участвовал именно ты.
– Люди всегда на уличное искусство реагируют крайне позитивно: это же самая простая, самая эмоциональная форма взаимодействия со зрителем. Нет ни одного безразличного лица, они смотрят и участвуют с большим интересом, будь то более понятные постановки или более серьезные, вдумчивые работы, – говорит Мария. – Например, был один спектакль под классическую музыку, очень медленный, и люди подходили и задавали много вопросов. Мне кажется, когда действие провоцирует внимание и вопросы, это здорово.
Ритм диалога
На площадке “Ритм диалога” норильчане пообщались с Юрием Муравицким, идейным создателем Международного фестиваля уличных театров “Открытое небо”, фестиваля городской культуры “Арт-Овраг” и других культурных мероприятий. Он рассказал норильчанам, что уличные мероприятия полезны не только для самочувствия людей, но и для гармонизации пространства.
– В результате исследования, проведенного во Франции в 60-х годах, было доказано, что в тех районах, где работают уличные артисты, снижается уровень преступности. Поэтому до сих пор во Франции уличные театры получают государственные дотации, – начал свое выступление спикер.
Но и гармонизировать пространство нужно умеючи, подчеркнул Юрий Муравицкий.
– Пространство важнее времени, – сказал он. – Раньше у нас в стране как-то не было принято заботиться о комфорте на общественных территориях, но сейчас перед нами уже встает вопрос, как создать среду, в которой хочется находиться как можно дольше, где каждый найдет что-то свое.
Юрию Муравицкому и его команде всегда удается задержать зрителя. С его фестивалей люди просто не хотят уходить.
– Это потому, что мы поняли одну очень важную вещь, – говорит режиссер, – что жизнь театра существует и между выступлениями. И эта жизнь иногда даже более интересна зрителю, нежели само выступление.
Он также поделился с участниками фестиваля лайфхаками в создании уличных событий. Один из них касался локального контекста.
– Интересуйтесь тем, чем до вас жила территория, на которую вы пришли, – говорит Юрий. – Иногда почему-то сложно осознать, что где-то происходило что-то интересное до нашего прихода. Так мы однажды решили провести в Черногории весенний карнавал, который, как потом оказалось, проводится там уже более ста лет.
В завершение своей лекции спикер отметил, что, как бы нам ни хотелось, зритель формировать запрос на уличный фестиваль или другое культурное событие не может.
– Дело в том, что у зрителя нет достаточного ассортимента для выбора. Он не знает всех возможных вариантов. Ведь чтобы быть в курсе того, что сегодня происходит в уличном театре, нужно им заниматься. Но практика показывает: большинство людей не знают, что есть такой вид творческой деятельности. Так что лучше доверить это дело профессионалам, – резюмировал лектор.
Норильск-2020
Итоги масштабного обсуждения будущего Норильска подвели на заключительном ток-шоу. Участникам предложили ответить на вопрос, каким быть Норильску в 2020 году.
– Будущее города – в тех положительных практиках, которые накоплены нашей историей, – уверен глава Норильска Ринат Ахметчин. – Например, мне хочется, чтобы озеро Долгое было зеленое, как в детстве, а не окруженное трубами. Хочется, чтобы в нем была голубая вода, чтобы если и не купаться, то хотя бы смотреть на него было приятно. И это реально, потому что так уже было и всем это нравилось. Значит, нужно работать в этом направлении, создавать то пространство, которое сделает наш город лучше.
Сделать Норильск лучше, интереснее, благоприятнее для жизни можно только совместными усилиями, уверен Андрей Кирпичников:
– Компания не должна восприниматься горожанами как “высокое начальство”, до которого не достучаться. Это не так. Мы хотим, чтобы люди определились с тем, каким хотят видеть город. А “Норникель” готов поддержать очень многое. Тогда наша миссия по-настоящему будет выполнена.
– Я много лет смотрю, как активные горожане участвуют в жизни Норильска, – сказал Евгений Герасименко, руководитель лаборатории “Фаблаб-Норильск”. – Я вижу этот процесс передачи ответственности и хочу, чтобы люди понимали, как много в жизни города от них зависит.
Участники ток-шоу сошлись во мнении, что Норильск – развивающаяся территория и во многом этому могут способствовать жители, неравнодушные к своему городу. Если таких людей, кто хочет и готов менять мир вокруг себя, станет больше, позитивные изменения в Норильске будут более масштабными и нужными каждому.
 
0

Читайте также в этом номере:

Город высоких достижений (Анна САРАФАНОВА)
Рады, кто болеет (Лариса ФЕДИШИНА)
Время бросать камни (Елена ПОПОВА)
Хроники Ридзика (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Айс или не айс? (Елена ПОПОВА)
Путь к финалу (Андрей ДЕГАНОВ)
Потому что наш! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Подпольный спорт СССР (Анна САРАФАНОВА)
На 69-й параллели (Валеста-Екатерина ПИВОВАРЕНКО)
Окно в terra incognita (Татьяна РЫЧКОВА)
Свой взгляд на бизнес (Лариса ФЕДИШИНА)
Суммарно в плюсе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Бьются за безопасность (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Фантазия без границ (Екатерина СТЕПАНОВА)
Снова Север в галерее (Владислав ШУКШИН)
Во вьетнамской стороне (Анна САРАФАНОВА)
Мы гордимся их победой (Анна САРАФАНОВА)
Первые на суше и на воде (Владислав ШУКШИН)
Слова с дерзюминкой (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск