Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Бесконечная красота Поморья Далее
«Легендарный» матч Далее
В четвертом поколении Далее
С мечом в руках Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Мы гордимся их победой
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
5 апреля 2018 года, 14:31
Текст: Анна САРАФАНОВА
Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну советскую семью. В каждой из них есть тот, кто отдал все силы, а зачастую и жизнь, на благо Родины. Воевавшие ветераны, работники тыла, дети войны, узники лагерей… Большинства тех, кто принимал участие в Великой Отечественной войне, уже нет в живых. Но они живы в памяти своих потомков. А значит, бессмертны. Истории своих родителей рассказывают дети, внуки и правнуки героев, защитивших нашу страну. В преддверии празднования Дня Победы норильчане делятся воспоминаниями о своих родных, переживших войну, в нашей специальной рубрике “Чтобы помнили”.
Связанные с военным временем судьбы никогда не бывают простыми, а истории людей – обыденными. Так и жизнь Михаила Николаевича и Прасковьи Ивановны Ворониных оказалась полна тяжелыми испытаниями военного времени, память о которых хранят теперь их дети и внуки. Норильская семья  Савенковых-Зубовых  рассказывает читателям “ЗВ” о непростой жизни своих родных в военное время.
Прасковья Ивановна
Прасковья Ивановна Дикая родилась 18 июля 1918 года в Воронежской губернии (ныне Белгородская область). У нее было два мужа. Первого – Василия – призвали в Красную армию в 1940 году. В то время молодая семья ждала появления на свет первенца. Однако Василию не суждено было увидеть сына, который родился в ноябре того же, 1940 года. В самом начале боевых действий Василий пропал без вести, и Прасковья Ивановна осталась одна с сыном Александром.
Во время войны она трудилась на заводе по производству парашютов. Совсем еще маленького сына брала с собой на работу в цех. Большую часть времени маленький Саша спал под рабочим станком мамы. Поскольку изготовление парашютов из капроновой нити считалось вредным производством, то работникам цеха надлежало защищать органы дыхания. Потому Прасковья Ивановна прикрывала лицо еще грудного сына влажной марлей.
В разговорах о личной жизни Прасковья Ивановна была достаточно сдержанной и никогда не позволяла себе сплетничать, чему и детей своих учила. На работе слыла правдолюбом и всегда готова была защитить того, на чьей стороне правда.
Михаил Николаевич
Он родился 8 ноября 1907 года в селе Николаевка Астраханской области. Мама умерла рано, когда ему было всего четыре года, папа ушел на заработки. Маленький Миша до шести лет жил с бабушкой, пока и она не скончалась. Так он остался круглым сиротой. Воспитала Михаила улица. Несмотря на это,  был он человеком честным, справедливым и очень трудолюбивым. Брался за любую работу.
– О дедушке я знаю из маминых рассказов, потому что, когда его не стало, мне было только восемь  лет, –  рассказывает внучка Михаила Николаевича Юлия Зубова. – В нашей семье заведена такая традиция: каждый год, когда приезжаем в отпуск к маме, мы вечерами подолгу беседуем с ней о дедушке. Она рассказывает то, что помнит сама. Каким человеком он был, как прошел войну и какие нелегкие испытания выпали на его долю.
На войну Михаила Николаевича призвали 12 января 1942 года, он попал в полк 248-й стрелковой дивизии пулеметчиком. В ходе боев под городом Харьковом дивизия была взята в окружение и Михаил Николаевич был контужен. После этого попал в плен к немцам и был угнан на работы в Германию.
По пути пленным попадались горящие селения, поля боя: все затянуто дымом непотухающих пожарищ, и дышать нечем. Чтобы сделать вдох, люди припадали к земле, где воздух был чище.
В плену
В немецком плену он работал в шахте. Условий жизни для пленных русских никто специально не создавал. Спали красноармейцы на холодном полу. Потому он переболел туберкулезом, а затем и воспалением легких. Голод и перенесенные болезни сильно истощили его, он сильно похудел – до 43 килограммов. Один из немцев в окружении Михаила Николаевича подсказал ему идею, которая, возможно, стала спасительной. “Миша, притворись вечером, что у тебя прихватило живот, – подсказал ему немец, – тебя выпустят в поле, а ты ешь. Там хоть ботва, хоть где свекла осталась в земле”.
Немецкие офицеры были людьми разными. Некоторые относились по-людски, с уважением к пленным русским солдатам. Но не все. Так и Михаилу Николаевичу довелось испытать ненависть со стороны немецкого надзирателя. Видя, что пленник изможден, он унижал и жестоко бил его.
Как вспоминает внучка Юлия, “у дедушки даже передние зубы были выбиты после этих побоев”. Знал бы немецкий офицер, что красноармеец отплатит ему той же монетой. Случилось это, когда пленных русских освободили солдаты американской армии. Михаилу Николаевичу этот момент запомнился не только долгожданным освобождением из унизительного плена. Американский солдат подарил ему на память золотые часы на цепочке.
Сейчас, когда Михаила Николаевича уже нет в живых, его дети хранят семейные реликвии: наградные медали с удостоверениями, подаренные золотые часы и книжку красноармейца. Они разделили эти памятные вещи между собой.
После возвращения из Германии бывшего пленного красноармейца отправили в Грузию на строительство военно-грузинской дороги, где он и встретил свою будущую жену – Прасковью Ивановну.
Семья Ворониных
До войны у Михаила Николаевича была семья: жена и трое сыновей. Судьба распорядилась так, что ни один из детей не пережил войну. Одного застрелил из ружья сосед, за то, что мальчик якобы украл у него курицу. Двое других умерли от голода. Узнав о гибели детей, Михаил Николаевич в свое село не вернулся.
– Он дал себе обещание найти женщину с детьми, оставшимися после войны без отца, и жениться на ней, усыновив детей, – рассказывает внучка Юлия. – Так он и встретил бабушку с сыном Александром от первого брака. Его Михаил Николаевич усыновил, дав свою фамилию – Воронин.  У них родились двое детей. Одна из них моя мама – Любовь Михайловна Савенкова.
После переезда из Грузии супруги Воронины с детьми жили в селе Озеряновке, близ города Горловки в Украине, и вели свое хозяйство. Их семья была на хорошем счету в совхозе. Честные и очень трудолюбивые, они вставали затемно, еще до восхода солнца, и весь день трудились. Как вспоминает внучка Юлия, Михаил Николаевич,  хотя и не имел никакого образования,  всегда делал все с умом и неторопливо,  знал множество народных примет.
– Мама носила молоко на продажу в ближайший город, – вспоминает Любовь Михайловна. – А папа работал в поле. После всех пережитых невзгод он не обозлился на судьбу, оставался жизнелюбом и широкой души человеком.  Быт их был очень простым, тем не менее в доме имелся телевизор. Смотрели его по вечерам, после работы, нажарив семечек. При этом собирались у них дома соседи почти со всей улицы.
Михаил Николаевич прожил долгую жизнь и умер на 85-м году, 4  июля 1992 года. Прасковья Ивановна умерла 4 декабря 2008-го, в 91 год. Оба они похоронены в городе Горловке Донецкой области в Украине.
Не все рассказано
Дочка Юлии и внучка Любови Михайловны  Лиза не застала живыми прадеда Михаила Николаевича и прабабушку Прасковью Ивановну. Тем не менее она знает, какое непростое время  пришлось им пережить.
Начиная с 2015 года, когда акция “Бессмертный полк” впервые прошла в Норильске, Лиза с мамой всегда принимают в ней участие.
– Мы каждый год ходим с Бессмертным полком, – рассказывает Лиза, – чтобы помнить прадедушку и прабабушку.  Мы ими очень гордимся, гордимся их победой.
– Когда идешь в строю Бессмертного полка и видишь вокруг себя множество  фотографий участников войны, то такое ощущение, будто ты идешь вместе с этими людьми, – делится впечатлениями Юлия.
– Низкий поклон тем людям, кто в составе поисковых отрядов ищет останки бойцов и сообщает родственникам об их судьбе, – с благодарностью говорит Любовь Михайловна. – И тем, кто собирает по крупицам информацию о пропавших без вести на полях сражений. Мама всю жизнь не теряла надежды узнать о судьбе первого мужа Василия.
История ветеранов этой семьи еще не рассказана полностью. Судьба пропавшего без вести Василия пока неизвестна. Однако есть надежда на то, что он не останется забыт. Несмотря на то что никаких данных о нем не сохранилось, Юлия все же направляет запросы в различные учреждения. Поэтому то, что не удалось узнать бабушке Прасковье Ивановне, вполне может выяснить внучка.
В родном селе Горловка Донецкой области. 1986 год
Работа в тылу во время ВОВ, на ткацком производстве
Бои под Харьковом. 1942 год
0

Читайте также в этом номере:

Город высоких достижений (Анна САРАФАНОВА)
Рады, кто болеет (Лариса ФЕДИШИНА)
Время бросать камни (Елена ПОПОВА)
Хроники Ридзика (Ольга ЛИТВИНЕНКО)
Айс или не айс? (Елена ПОПОВА)
Путь к финалу (Андрей ДЕГАНОВ)
Потому что наш! (Татьяна ЕРМОЛАЕВА)
Подпольный спорт СССР (Анна САРАФАНОВА)
На 69-й параллели (Валеста-Екатерина ПИВОВАРЕНКО)
Окно в terra incognita (Татьяна РЫЧКОВА)
Свой взгляд на бизнес (Лариса ФЕДИШИНА)
Суммарно в плюсе (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Бьются за безопасность (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Фантазия без границ (Екатерина СТЕПАНОВА)
Снова Север в галерее (Владислав ШУКШИН)
Во вьетнамской стороне (Анна САРАФАНОВА)
Первые на суше и на воде (Владислав ШУКШИН)
Слова с дерзюминкой (Роман БУКВОЕДОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск