Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Гуд кёрлинг! Далее
«Легендарный» матч Далее
Экстрим по душе Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Скучает по армии солдат
НА СЛУЖБУ РАТНУЮ
3 июля 2014 года, 15:28
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Марина БУШУЕВА
Армия делает из мальчиков мужчин, дает закалку, воспитывает характер. С этим согласятся почти все молодые люди, отслужившие в рядах Вооруженных сил. Но как раньше, так и сегодня все солдаты с нетерпением считают дни до приказа, чтобы вернуться домой, обнять мать, встретиться с друзьями.
Норильчане Станислав Наконечный и Вячеслав Салаев проходили срочную воинскую службу в городе Юрга Кемеровской области. Стас – в комендантской роте Мотострелковых войск, Вячеслав – в Артиллерийских войсках.
– Я два года ждал, когда меня заберут в армию. Каждые полгода приходила повестка, но никак не мог добрать вес. Конечно, обрадовался, когда признали годным. Первое впечатление было сумбурное: куда я попал? кто эти люди вокруг? Но за пару месяцев привык, – вспоминает Стас.
Для Вячеслава повестка в армию стала неожиданностью. Только окончил школу, были планы на дальнейшую учебу, работу. Однако мыслей откосить от армии у молодого человека не было.
– Хотелось служить в ВДВ, как, наверное, каждому парню. Но попал в Артиллерийские войска механиком-телефонистом. Исполнял обязанности рядового, каптерщика (тот, кто отвечает за сохранность вещей, хранящихся в каптерке: бронежилетов, специальной амуниции и так далее), работал с бумагами, ездил с командиром взвода и отдавал приказы артиллерии. Поначалу было сложно привыкнуть к коллективу. Людей много, у каждого свой характер, привычки. Да и необходимость жить по режиму, – рассказывает Слава.
Подъем в шесть. За несколько минут надо умыться, побриться. Потом завтрак, зарядка, развод (это когда вся бригада выстраивается на плацу, командир докладывает новости, после чего командир роты дает разнарядку). Учение, обед, снова учение, ужин. К вечеру единственное желание – услышать команду “отбой” и добраться до кровати. Впрочем, настоящий солдат может спать сидя, стоя, а возможно, даже на бегу. В один голос ребята говорят, что главным желанием в армии было поспать. Рассказывают, только через месяц после дембеля стали чувствовать, что выспались.
Райское наслаждение
– Кроме этого, конечно, скучал по домашней еде. Не могу сказать, что я недоедал. Порции нормальные, все съедобно, но очень уж однообразно. Утром каша, в обед суп и второе, вечером снова каша. Бутерброд с сыром и маслом и чай с сахаром – считай за счастье. Был даже шведский стол, но четыре тысячи человек в казарме, поэтому, когда ты подходишь к этому столу, там уже не полный ассортимент. Естественно, те, кто служит дольше, стараются прибегать первыми. Так как уже натренировали мышцы и выносливость, – смеется Вячеслав.
Стас на гражданке заметил, что стал совсем непривередливым к еде.  
– Люблю все, на что до армии смотрел с равнодушием. На днях плов ел с таким удовольствием, что не оттянешь. В армии поесть получалось не всегда: то в поле на учениях, то еще что-нибудь.
Довольство солдата – две тысячи рублей в месяц, особо не разгуляешься, поэтому посылок со сладостями и сигаретами все ждут с нетерпением. Хотя есть в воинских частях и свой магазин, который военнослужащие именуют ЧПОК (чрезвычайная помощь опешившему курсанту).
– Первое время в глаза бросаются только сладости. Даже если на гражданке ты был совершенно равнодушен к шоколаду, вафлям и печенью, тут все это кажется райским наслаждением. На колбасу и сыр даже внимания не обращаешь. К концу службы, правда, начинает и этого хотеться, но дорого. У курящих вообще все деньги на сигареты уходят, – рассказывает Вячеслав Салаев.
Скучали ребята по дому, друзьям, родителям и любимым.
– В армии же начинаешь ценить элементарные вещи. Мне просто хотелось побыть дома, поваляться на диване, посмотреть телевизор. Естественно, сразу по прилете встретился с любимой девушкой Настей. Ждала меня из армии, скучала. Созванивались с ней все время службы, переписывались эсэмэсками. Впрочем, особо никто не спрашивает, как там, в армии, будто я из отпуска приехал. Мне же кажется, что я года два дома не был, – говорит Стас.
Дедовщины нет
– Сложности в коллективе возникают от того, что кто-то не понял приказа или не может его выполнить. Были же ребята без общефизической подготовки, со слабым здоровьем. Или просто ленивые. Последних в армии не уважают. Хотя если действительно что-то серьезное, то всегда придут на помощь, на руках до части донесут, – рассказывает Вячеслав.
Ребята говорят, что дедовщины в сегодняшней армии нет. Если и возникают какие-то конфликты, то это выяснение личных отношений. Это на самом деле очень тяжело – постоянно находиться в коллективе одних и тех же людей одного пола. В школе или на работе ты проводишь только какую-то часть времени, при этом имеешь свободу выбора – не нравится в этом классе, можно перейти в другой, сменить профессию или коллектив, даже с ворчливой женой можно развестись. В армии ты не выбираешь. Даже возможность побыть в одиночестве существует только в туалете. Некоторые срываются: плачут или проявляют необоснованную агрессию. Но не от плохого характера, а от недосыпа, физической и моральной нагрузки.
Физическая нагрузка в армии достаточно серьезная: занятия армейским рукопашным боем, обязательная утренняя физподготовка, регулярная сдача нормативов. Нашим героям помогло то, что еще до армии они занимались спортом. Стас – легкой атлетикой, Слава – единоборствами.
– То, что занимался карате в школе, помогло и в армии. Это не значит, что я там всех раскидывал, просто мне было легче, чем ребятам без подготовки, – отмечает Салаев.
Впрочем, кулаками в армии не помашешь. Каждый день медицинский осмотр. В случае подозрительной царапины или синяка под глазом руководство вправе начать расследование. Конфликт может дойти до военного суда, а провинившегося могут отправить на несколько месяцев в штрафбат. После назначенного срока солдат, не сдержавший эмоций, вернется в свою часть, где будет дослуживать положенный год.
Не такие, как раньше
Впечатления от армейской службы у каждого свои, но в одном уверены все дембеля: они не такие, как раньше.
– Родители говорят, что изменился. Да и сам чувствую, что служба дала мне какой-то стержень, которого раньше не было, какую-то моральную устойчивость. В армии у меня появились настоящие друзья. Вообще считаю, что мне повезло с частью, ротой, ребятами, с которыми вместе служили. Постоянно выезжали в поля на учения, выставляли полевой штаб, овладевали оружием. На учениях в Чите над нами летали истребители, солдаты в окопы падали – ощущения незабываемые! Когда возник крымский вопрос, многих сослуживцев направили туда. Вначале никому не хотелось, страшно было. Но когда ребята стали писать, что, в общем-то, там ничего страшного, я тоже захотел. Но уже было время собираться домой, – говорит Стас.
Сейчас ребята привыкают к жизни на гражданке, подводят итоги прошедшего года и строят планы на будущее.
Стас до службы окончил училище по специальности “электросварщик”. Но за прошедший год появились новые мечты и планы. Теперь молодой человек собирается поступить в Красноярске на художника-ювелира и открыть в Норильске собственную ювелирную мастерскую.
– В армии мне дали рекомендации, благодаря этому я могу поступать на бюджет в любое высшее учебное заведение. Конечно, это еще один плюс, что я пошел служить, – говорит Станислав.
Вячеслав уже устроился охранником. Хочет подзаработать денег и получить высшее образование.
– Служба дала мне интересный опыт, выдержку. На какие-то события я до армии реагировал очень остро, что-то не нравилось, где-то терялся, не знал, что делать. Служба дала понимание, что все проблемы можно решить, помогла стать более собранным, моментально принимать решения. Мелкие фобии, страхи потерялись. Стал более смелым. Если раньше неловко себя чувствовал в толпе, в незнакомом коллективе, то сейчас идет осознание, что эти ребята такие же, как ты, как твои сослуживцы. Думал, дембельнусь и забуду про армию. А вернулся и даже немного скучаю. Чего-то в жизни не хватает, друзей тех же, армейского взаимодействия.
Станислав Наконечный на БТР
0

Читайте также в этом номере:

“Наш дом” в Завидово (Инна ШИМОЛИНА)
Мы одна команда (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мировой уровень загрузки (Екатерина БАРКОВА)
Много воды утекло (Елена ПОПОВА)
Мастера на все руки (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Уйти от дефицита (Виктор ЦАРЕВ)
В чистоте приятней жить (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Сказка на переезде (Елена ПОПОВА)
Как начать жизнь заново (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Родители в ответе (Галина ГОРБЕНКО, врач-психиатр-нарколог Красноярского краевого психоневрологического диспансера №5)
Штучный товар (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Непраздничная смена (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Целая площадь невест (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Освежили память (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск