Понедельник,
24 июня 2019 года
№6 (4675)
Заполярный Вестник
Экстрим по душе Далее
«Легендарный» матч Далее
С мечом в руках Далее
В четвертом поколении Далее
Лента новостей
15:00 Любители косплея провели фестиваль GeekOn в Норильске
14:10 Региональный оператор не может вывезти мусор из поселков Таймыра
14:05 На предприятиях Заполярного филиала «Норникеля» зажигают елки
13:25 В Публичной библиотеке начали монтировать выставку «Книга Севера»
13:05 В 2020 году на Таймыре планируется рост налоговых и неналоговых доходов
Все новости
Много воды утекло
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
3 июля 2014 года, 14:53
Фото: Николай ЩИПКО
Текст: Елена ПОПОВА
Весна и лето для карьера рудника “Заполярный” – самая горячая пора. В это время здесь не только добывают руду, но и борются с паводковыми водами.
В толковом словаре русского языка можно прочитать: паводок – это кратковременное и неравномерное поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снегов и обильных осадков. Однако в карьере рудника “Заполярный” ни у кого язык не повернется назвать его “кратковременным явлением”.
– Подготовка к паводку у нас, по сути, начинается с его окончанием, – рассказывает журналистам “Вестника” главный инженер карьера Игорь Уваров. – Все начинается с демонтажа ранее установленного оборудования и подготовки его к технической ревизии, потом создаются бригады для проведения необходимых работ. С марта-апреля на определенной площадке начинается монтаж водоводов и установка насосов. Пик паводка обычно приходится на июнь и июль, когда остатки снега на горизонтах начинают активно таять. В это же время часто идут дожди. Работы продолжаются до октября, пока не установятся низкие температуры. Но, с другой стороны, если позволяет погода, воду откачиваем даже в холодное время года.
Для того чтобы мы могли оценить масштаб работ по водоотведению, главный инженер карьера предлагает нам подняться на отметку +420 метров. Со смотровой площадки мы какое-то время разглядываем гигантский ступенчатый амфитеатр и озеро в самом его низу… Даже отсюда понятно – немаленькое озеро. Игорь Уваров объясняет: три года назад на “Заполярном” был реализован проект по монтажу поверхностного водоотлива. В частности, установлены две нитки водоводов протяженностью 1200 метров. Диаметр каждой трубы – 426 мм. Для сравнения: параметры старой ветки водоотлива всего 273 мм.
– Производительность за счет этого удалось значительно повысить, – объясняет Игорь Уваров. – Другое преимущество – проект является природоохранным. Для осветления и очистки паводковых вод от нефтепродуктов и взвешенных частиц до пределов допустимых ПДК на каждом водоводе установлены гидродинамические самоочищающиеся фильтры.
На фоне серо-коричневых бортов карьера сверху хорошо просматриваются зеленые нитки новых трубопроводов. Неприметную серую нитку рядом расцвечивает всполох сварки – идет ремонт старой трубы.
– Подрядчики готовят еще один насос и четвертую нитку к работе, – поясняет главный инженер. – Это позволит ускорить понижение воды в карьере.
– Трубопроводов хватает?
– В идеале, конечно, неплохо бы построить еще одну нитку водоотлива диаметром 426 мм, – рассуждает руководитель. – Но тут дело в чем… Согласно стратегии развития компании карьер предполагается к 2017 году закрыть. В настоящий момент решается вопрос по поводу отработки его юго-западной части. Если такое решение будет принято, то, может быть, лет через 20–30 появится еще один трубопровод. А сейчас, учитывая, что перспективы карьера ограничиваются 2017 годом, необходимости в строительстве дополнительной ветки нет.
Кому жара на руку
Прошлый год, когда в Норильске стояла аномальная жара, для карьера “Заполярного” оказался наиболее удачным. В то время как власти города и компании продумывали способы, как обеспечить водой производственные предприятия и жилой сектор, на предприятии довольно потирали руки: воды на дне карьера почти не было.
– Если посмотреть сверху, то можно увидеть: добыча руды сейчас идет без расширения горизонтов, – обращает наше внимание Игорь Уваров. – Борта уже поставлены на проектный контур, идет только понижение горных работ. И если уровень воды – вне зависимости от сезона – незначительный, мы стараемся по возможности вести добычу руды как можно ниже. Обычно уходим вглубь на пять-шесть метров за лето, а в прошлом году опустились метров на двенадцать, что даже потребовало нарезки нового горизонта. Можно сказать – рекорд… Старожилы предприятия не припомнят, чтобы мы могли за сезон так углубиться. В этом году, конечно, все не так.
Наша машина уверенно спускается вниз по серпантину. Навстречу то и дело попадаются огромные БелАЗы и “Катерпиллары”, до этого с четырехсотметровой высоты казавшиеся нам крохотными спичечными коробками. На самом же деле каждая машина вмещает в себя не менее сорока тонн породы. Техника и люди постепенно обретают реальные масштабы, пейзаж меняется… Кое-где на бортах карьера можно увидеть снег, вблизи от грязи напоминающий рыбью чешую. Черные пятна среди слоев породы – отголоски большого угольного пласта, тянущегося от Кайерканского угольного разреза. Небольшие водопады. Красиво! Хотя для производственников лишняя вода – это дополнительные проблемы. Наконец останавливаемся на берегу озера. Поверхность его из-за сильного ветра покрыта рябью.
– Наша задача – до начала холодов всю эту воду осушить, – кивает в сторону водоема Игорь Уваров. – В противном случае мы горные работы вести не сможем. И даже имеющийся у нас зимний водоотлив не сможет справиться с таким объемом.
– А куда поступает вся эта вода?
– По трубопроводам она сбрасывается в район ручья Северный Медвежий.
– А назад не выливается? – глядя на уходящую вверх трубу, задаем логичный, хотя, возможно, и несколько дилетантский вопрос.
– Нет, ручей находится примерно на том же уровне, что и озеро, – отвечает наш собеседник.
Тяжелая руда
Разговаривать на берегу водоема сложно – мешает шум работающих насосов. Благо еще по дороге главный инженер карьера успевает рассказать: в течение трех лет на “Заполярном” применяется двухступенчатый метод откачки воды. Первая ступень состоит из погружных насосов, установленных непосредственно на дне карьера. При виде труб, уходящих в озеро, на ум приходит сравнение – хо- бот слона.
Вторую ступень откачки обеспечивают высоконапорные насосы, расположенные в балках. По мере того как вода поступает в карьер, оборудование (низконапорные насосы, за исключением погружных) перемещается на горизонт выше. И наоборот.
– С введением в действие новой системы водоотлива стало намного легче, – отмечает руководитель. – Учитывая, что производительность оборудования выше, мы теперь можем откачивать больше воды. А со старым водоводом, я не думаю, что мы могли бы брать руду там, где сейчас ее добываем. Скорее всего, все добычные горизонты были бы подтоплены.
С другой стороны, как и в любом новом деле, без сложностей не обошлось. Их решают в рабочем порядке.
– Впервые на руднике были использованы погружные насосы шведского производства, – рассказывает Игорь Уваров. – Их техническое обслуживание и последующую установку мы производили совместно с подрядчиками. Насосы были смонтированы, установлены, а во время запуска оборудования произошел сбой… Возможно, из-за отсутствия герметичности. Поэтому сейчас откачка воды производится при помощи резервных насосов.
Надо отметить, шахту коварные воды тоже не обходят стороной.
– Под землей сейчас также ведутся противопаводковые мероприятия, – продолжает главный инженер. – Существует комплекс мер, предусмотренных для того, чтобы предотвратить затопление шахты. В частности, один из вариантов – сброс воды из шахты в карьер, что позволит не останавливать работу предприятия. Впрочем, это резервный вариант, – добавляет Игорь Уваров. – В настоящий момент сброс воды из шахты не производится. В карьере тоже критического уровня воды нет, горными работами у нас предусмотрена отгрузка руды свыше лежащих горизонтов. Отбитая руда уже подготовлена. Все плановые показатели карьер выполняет.
Мы пытаемся прикинуть: сколько времени понадобится на то, чтобы осушить водоем таких размеров? В озере, по словам главного инженера карьера, сейчас около 600 ты- сяч м3 воды. Глубина его – 30–35 метров. Понятно, в какую проблему для производственников может вылиться остановка в системе водоотведения. В прямом смысле слова.
– Учитывая важность стабильной работы системы водоотведения, необходимо постоянное наблюдение за исправностью оборудования, – подтверждает нашу мысль Игорь Уваров. – Его техническое обслуживание и своевременный текущий ремонт выполняют квалифицированные специалисты рудника и подрядных организаций. Работы идут круглосуточно, день и ночь. Объем работ колоссальный. А в летний период у нас вообще аврал… Почему-то у многих людей есть такое мнение, что в карьере руду легко добывать. Скажу сразу: не так это! Руда нам тяжело достается.
Обслуживание и ремонт водоводов ведут круглосуточно
Размер водоема на дне карьера каждый год разный
0

Читайте также в этом номере:

“Наш дом” в Завидово (Инна ШИМОЛИНА)
Мы одна команда (Лариса СТЕЦЕВИЧ)
Мировой уровень загрузки (Екатерина БАРКОВА)
Мастера на все руки (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Уйти от дефицита (Виктор ЦАРЕВ)
В чистоте приятней жить (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Сказка на переезде (Елена ПОПОВА)
Скучает по армии солдат (Марина БУШУЕВА)
Как начать жизнь заново (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Родители в ответе (Галина ГОРБЕНКО, врач-психиатр-нарколог Красноярского краевого психоневрологического диспансера №5)
Штучный товар (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Непраздничная смена (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Целая площадь невест (Юлия ГУБЕЛАДЗЕ)
Освежили память (Денис КОЖЕВНИКОВ)
Горсправка
Поиск
Таймырский телеграф
Норильск